Социализация: сущность, этапы, виды, факторы. Основные институты социализации.

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения индивида в социум. Для того, чтобы индивид мог стать членом общества, необходима социализация. Социализация – процесс усвоения социальных ролей и культурных норм, начинающийся во младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя можно усвоить знания, как это делать. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и моделей поведения, а через совокупность прав и обязанностей она связана с другими ролями. И все это надо усваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «усвоение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых часов жизни человека начинается процесс его социализации, который лишь в небольшой степени зависит от нервной системы, а определяется, прежде всего, тем опытом, который человек получает в социальной среде на протяжении жизни.

Наиболее распространенными формами, описывающими характер взаимодействия индивида и социальной среды, являются адаптация и интеграция. Адаптация означает пассивное приспособление человека к социальной среде. Хотя данная форма характерна для общественных систем с тоталитарным государственным строем, адаптивный характер взаимодействия с обществом может быть обусловлен и самой личностью, ее биологическими, психологическими или социальными ограничениями, в частности, неразвитыми волевыми качествами человека, низким уровнем интеллекта и т.п.

Интеграция предполагает активное взаимодействие индивида со средой, в которой человек делает сознательный выбор и которую в случае необходимости и целесообразности способен изменять. Данная форма взаимодействия характерна для общества с демократическим строем государства, однако она также присуща «открытому» типу личности, ориентированному на соотношение индивидуальных и общесоциальных ценностей в сознании и поведении. В этом случае определяющую роль во взаимодействии с социальной средой играет индивид.

В существующих отечественных и зарубежных концепциях социализации личности чаще всего используется термин «адаптация», что негативно влияет на дальнейшее изучение этого процесса, так как игнорируется специфика его протекания в различных социальных типах общества и среды, а также специфика социального типа личности. Наиболее наглядной моделью адаптации является принцип подвижного равновесия, разработанный Л. фон Берталанфи (1901-1972). Согласно данной концепции, процесс адаптации субъекта детерминируется двумя группами факторов. Первую группу составляют внутренние факторы, обусловленные появлением и развитием самого социального субъекта (например, биологическими и социальными предпосылками). Вторая группа представлена внешними факторами, отражающими уровень состояния социальной системы, характер ее жизнедеятельности, в которую включается субъект. При внутренних факторах социализация определяется логикой возникновения и развития самого социального субъекта (человека или группы), тогда как при внешних факторах – состоянием социальных процессов развития общества, способами хозяйственной деятельности, характером смены формаций и др.

Этапы социализации. Их число различно в разных концепциях (от 6 до 10). Первое детство. Не требует доказательства, что наибольшее значение для образования связи между ребенком и его родителями имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этой связи лежат взгляды, движения, улыбки ребенка и др. Известно также, что со второй недели жизни новорожденный способен отличить лицо своей матери от лица чужого. В этом возрасте роль родителей и семьи в целом очень велика.

Детство и отрочество. Группы сверстников в детстве и отрочестве играют очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формирования установок. Подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и сами подростки. Дружба и сексуальность в отрочестве тесно связаны. Даже если «хороших друзей» у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти), среди них в это время больше доля представителей другого пола.

Юность. В юности обычно больше всего друзей (до 7 человек) у молодых людей, состоящих в браке. Друзья подбираются по сходству интересов, склада личности, по совместимости на основе удовольствия, которое они находят в обществе друг друга, по удобству общения, взаимному уважению и т.д.

Зрелость. В этом возрасте деятельность, направленная на достижение поставленных жизненных целей, не позволяет уделять слишком много времени дружбе. Поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и меньше.

Старость. С приходом старости возрастает вероятность оказаться в стороне от круга друзей в связи с драматическими событиями, которые в это время переворачивают жизнь человека: выход на пенсию, потеря спутников жизни. Дружеские связи, однако, укрепляются, когда друзья в свою очередь тоже оказываются в сходной ситуации (число друзей у человека, вышедшего на пенсию, составляет приблизительно 6 человек).

По характеру социализацию различают как первичную, охватывающую период детства, вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст, а также ресоциализацию.

Принято также различать понятия «агенты социализации» и «институты социализации». Под агентами социализации подразумеваются конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Под институтами социализации понимают учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие ее.

В соответствии с характером социализации ее агенты и институты подразделяются на первичные и вторичные. К агентам первичной социализации относятся родители, родственники, друзья семьи, учителя, тренеры и т.д. Понятие «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека, и обладает первостепенной значимостью для его социализации.

Агенты вторичной социализации – это представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, церкви, государства, СМИ, политических партий и т.д. Понятие «вторичная» относится к тем, кто находится за кругом ближайшего окружения человека и оказывает на него менее важное влияние. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их влияние, как правило, менее сильно, чем у первичных агентов.

Вполне закономерно, что семья относится к институтам первичной социализации, тогда как формальные организации – государство, армия, суд, производство, СМИ, церковь и др. – к институтам вторичной социализации.

Наиболее интенсивно первичная социализация происходит в первой половине жизни, хотя, затухая, она сохраняется и во второй.

Вторичная социализация начинается тогда, когда он сталкивается с институтами вторичной социализации. Особенно сильно они влияют на человека в зрелом возрасте, когда он делает карьеру, и в старости, когда ему нужна социальная поддержка. Развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного. Это непреложный закон, однако свойства личности, сформировавшиеся ранее, не всегда сохраняются таковыми до конца дней человека. Иногда возникает необходимость изменить их в силу определенных обстоятельств в самые разные периоды жизни человека. Например, ребенок картавит и родители, переживая, что в школе другие ученики будут смеяться над его картавостью, отправляют его к логопеду. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.

Следует отметить, что первичная социализация является сферой межличностных отношений, тогда как вторичная – сферой социальных отношений, причем одно и то же лицо может выступать в роли агента как первичной, так и вторичной социализации.

18. социальный конфликт как вид взаимодействия.

Взаимодействия между людьми создают основу и для социальных процессов. Процесс (лат. «движение») – совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Они могут быть единичными, повторяющимися и периодическими.

Одним из наиболее часто исследуемых процессов стал социальный конфликт, потому что он является одним из обязательных атрибутов социальных взаимодействий индивидов, групп и общностей. Социальный конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и интересов, которое приводит к реальной борьбе между субъектами взаимодействий.

Одной из причин конфликта может быть борьба личности за свои права. Если в результате конфликта человеку удается защитить свои права, то он оценивает его как положительное событие. Иными словами, наряду с негативными сторонами социальный конфликт имеет и позитивные моменты. Так, конфликт позволяет обнаружить социальную напряженность и заставляет людей искать выход из создавшейся проблемной ситуации. На эту сторону социальных конфликтов указал американский социолог Л. Козер, утверждавший, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, но и большой позитивный потенциал, т.е. конфликт носит конструктивный характер.

Неслучайно Спенсер, Маркс, Вебер рассматривали конфликт как нормальное состояние общества, а Гумплович, Парк и Козер считали его важнейшим элементом социального взаимодействия. Их взгляды составили основу теории конфликта. Ее суть в том, что общество или организация функционирует таким образом, что каждый индивид или группа стараются получить максимальную выгоду от взаимодействия, что неизбежно приводит к социальному изменению, в частности к изменениям в политической сфере, революциям и т.д.

Социальные конфликты могут быть вызваны рядом причин. Главной причиной является несовершенство самих общественных отношений, что проявляется в социальной неоднородности общества, различиях в уровнях доходов, власти, социальном престиже, доступе к образованию, религиозных различиях и др. Кроме того, социальные конфликты вызываются социально-психологическими предпосылками: восприятием личностью своих социальных проблем, возможностью их самостоятельного разрешения. Любой конфликт всегда представлен индивидами с их социальными ориентациями, установками, мнениями и ожиданиями, поэтому он всегда связан с субъективными оценками и осознанием людьми противоречивости своих интересов интересам других лиц, групп, общностей или обществ. Это положение существенно расходится с марксистской концепцией конфликтов, где причинами конфликтов считаются неразрешимые объективные противоречия между большими социальными группами или классами. В частности, К. Маркс считал, что господствующий класс владеет средствами производства и поэтому осуществляет социальный контроль над другими классами. По мере того как рабочий класс осознает свое угнетенное положение, отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми становятся все более конфликтными, что приводит к социальной революции.

Р. Дарендорф высказывал иную точку зрения, считая основой конфликтов политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. По его мнению, конфликт может возникнуть во всех социальных группах и общностях, где есть отношения господства и подчинения. Борьба за власть, господство и становятся причиной конфликта. Однако и в этой концепции фактор сознания играет главную роль: человек должен осознать, сопоставить свое положение с положением другого и сформировать установку на борьбу за власть, престиж и др.

Наиболее глубокое теоретическое обоснование проблемы социальных конфликтов получили в работах Р. Парка и Р. Дарендорфа. В частности, Парк обосновал концепцию социальной эволюции, в рамках которой конфликт рассматривается как источник общественного развития; в этом случае социальный мир предстает как поле битвы: множество групп, борющихся между собой, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Движущей силой развития взаимодействия людей Парк считал конкуренцию, которая может принимать различные формы: соревнование – конфликт – приспособление – ассимиляция. Соревнование как форма борьбы за выживание (например, экономическое соревнование) может принять форму конфликта, однако соревнование превращается в осознанный конфликт только тогда, когда субъекты взаимодействия осознают, что возникшие проблемы нельзя никак разрешить иначе, и они начинают идентифицировать друг друга как конкурентов или врагов (при продвижении по службе).

Аккомодация – это приспособление субъектов к конфликтной ситуации, где их взаимодействия временно ограничены и регулируются законами и нормами. Например, студент считает, что преподаватель придирается к нему (конфликт). Т.к. он не может физически воздействовать на него, он вынужден приспосабливаться к нему на ментальном уровне, доказывая, что знает предмет, хотя боязнь, что на экзамене завалит, у него остается. Т.е., хотя конфликт исчезает, он остается латентным по характеру.

Ассимиляция – это процесс уподобления, когда индивиды и группы, воспринимая и разделяя опыт, нормы и ценности других людей и групп, составляют с ними одно целое (мигранты).

Существуют различные классификации конфликтов. Например, в зависимости от объекта различают экономический, политический, семейно-бытовой, религиозный, идеологический конфликт. Соответственно субъекту конфликта последние подразделяются на внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, этнонациональные, международные. Российский социолог Волков Ю.Г. предлагает следующую типологию: когнитивный конфликт как борьба точек зрения людей может перерасти в борьбу личностей, или межличностный конфликт, в конфликт между личностью и группой, затем в межгрупповой конфликт и далее в социальный конфликт – столкновение различных социальных общностей: классов, наций, государств, социальных институтов.

Л. Козер представ. другую классификацию, выделяя реалистические и нереалистические (беспредметные)конфликты. Реалистические конфликты направлены на достижение конкретного результата. Причиной конфликта такого рода может стать несправедливое распределение каких-либо преимуществ и ресурсов(власти, богатства, территории) между участниками,неудовлетв. их требований и т.п.

Причиной нереалистических конфликтов становятся накопившиеся отрицательные эмоции, обиды, враждебность, из чего следует, что острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Конфликты могут быть деструктивными, когда они нарушают эффективное взаимодействие и приносят вред обеим сторонам, и конструктивными, способствующими выявлению и разрешению противоречий, способствуют движению вперед, развитию, коррекции взаимодействия. Л. Козер подчеркивает, что конфликт не может иметь односторонних последствий: только позитивных или только негативных. Конфликт одновременно продуцирует и те, и другие. Как форма социального взаимодействия конфликт может быть инструментом формирования, стандартизации и поддержания социальной структуры.

Наши рекомендации