Сущность политической модернизации и ее типы

Политическая можернизация – это процес перехода от традиционных аграрных обществ к индустриальным; это демократическое преобразование ПС, венчающее переход к более прогрессивным формам бытия.

Политическое развитие означает позитивную динамику ПС и ее устойчивое движение к качественно новому состоянию.

Выделяют три главных критерия политического развития:

1) К изменениям структур, институтов общества и власти

2) Способность к нововведениям

3) К равноправному участию граждан в политической жизни.

Критериями модернизации являются:

1. Высокий уровень индустриализации и устойчивое экономическое развитие

2. Наличие управленческих и политических структур

3. Значительная прослойка среднего класса

4. Высокое качество жизни населения

5. Значительное влияние факторов гражданского общества.

6. Профессиональная структура населения

Выделяют три типа ПС по критериям развитости:

1) Примитивные системы

- Слабая структурная дифферренциация власти

- Внутрення замкнутость клан, деревня, племя)

- Аполитичность населения

Т.е. это характеристика сообществ, находящихся на начальной стадии политического развития

2) традиционные системы

- выраженная система дифференциации власти

- подданническая культура и культура властвующего субъект

Характерны для аграрных феодальных собществ

3) модернистские (современные)

- деление власти на три ветви

- Самоуправление

- Многопартийность

- Активное участие в выборах

Характерны обществам индустриального и постиндустриального общества.

В литературе выделяют три типа модернизации:

1) Первичная (органическая, стихийная) – Англия, США, Канада, страны Европы

Началась примерно с 18 в. Охватила эпозу промышленной революции, разрушения наследственных и сословных привелегий, провозглашение гражданских прав и становление институтов власти и демократии. Осуществлялась преимущественно эволюционным путем на основе собственных культурных традиций и образцов

2) Вторичная (отраженная, «модернизация в догонку») – Россия, Бразилия, Турция.

Основной фактор – социокультурные контакты «отставших» в своем развитии стран со странами Запада – «вестернизация».

3) Глобальная – процесс качественного совершенствования всех современных обществ и их ПС.

Пути модернизации общества и ПС. Условия ее эффективности

Проблемы политического развития стран в переходных условяих наиболее полно описаны теорией модернизации, которая представляет собой совокупность различных моделей и схем анализа, раскрывающих динамику преодоления отсталостей традиционных государств. Вопрос и путях модернизации решался в теоретическом споре либералов и консерваторов.

Даль, Алмонд, Пай полагали, что появление среднего класса и повышение образованности населения приводят к изменениям в организации управления.

Характер и динамика модернизации зависит от открытой конкуренции элии степени вовлечения в политику масс. Возможны 4 варианта:

1. При приоритете конкуренции элит над включением масс в политичсекие процессы складываются оптимальные предпосылки демократизации и осуществления реформ.

2. В условиях возвышения роли элит и при низкой активности масс возникают предпосылки возникновения авторитаризма.

3. Доминирование участия населения над участием элит может привести к замедлению преобразований и нарастанию охлократия (власти толпы)

4. Одновременная активизация элит и масс. Ведет к хаосу и может провоцировать к власти третьей силы и установление диктатуры

Теоретики консерватизма (Хангтингтон) считают, что:

1. главный источник модернизации – это консфликт между включенностью масс в политику и наличием необходимых структур и механизмовдля артикуляции их интересов.

2. Неподготовленность масс к управлению способствует дестадилизации режима правления.

3. Для экономики главный показатель – рост, а для политики - стабиность; поэтому модернизация связана не столько с уровнем демократизации различных институтов, сколько с их прочностью и организованностью, поэтому консерваторы приемлют в том числе авторитарные методы правления, которые обеспечивают стабильность и порядок в обществе и возможность необходимых реформ.

Наши рекомендации