Основные направления развития политической системы в РБ
В Республике Беларусь происходит процесс существенной трансформации политической системы. Основные контуры политической системы современной Беларуси были заложены в начале 90-х гг. ХХ в. Распад СССР дал начало процессу становления суверенной и независимой Республики Беларусь. Принятая 15 марта 1944 г. Конституция провозгласила Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством, ввела президентскую форму правления, провозгласила широкие права и свободы граждан, определила, что важнейшие вопросы государственной и общественной жизни будут выноситься на референдумы. В это же время были открыты возможности для создания и активной деятельности политических партий, общественных и национально-культурных объединений.
Главный вектор преобразований связан с превращением её в политическую систему открытого, плюралистического типа. В настоящее время политико-правовые нормы и принципы, лежащие в основе функционирования политической системы белорусского общества, сориентированы на международные демократические стандарты. В 1996 г. после всенародного референдума, в Беларуси были реорганизованы органы государственной власти и управления. Эти мероприятия стали началом кардинального изменения белорусской политической системы, взявшей курс на создание сильного и процветающего государства. Контуры этой системы, имеющей свои собственные устои и традиции, сегодня обрисованы достаточно четко.
Конституция Республики Беларусь определяет политическую систему Беларуси как систему демократического типа. Главенствующую роль в ее функционировании играют центры принятия политических решений, которые осуществляют государственное управление и вырабатывают государственную политику. Органы государственной власти осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Высшим законодательным органом страны является парламент – национальное собрание, состоящее из Совета Республик и Палаты представителей. Центральным органом государственного управления является Совет Министров Республики Беларусь, который обеспечивает проведение единой экономической, кредитной, денежной политики, политики в сфере образования, здравоохранения и т.д. Система Государственного управления в Республике Беларусь построена по функционально-отраслевому и территориальному принципу и включает министерства, государственные комитеты, облисполкомы, горисполкомы, райисполкомы, районные администрации, поселковые и сельские исполкомы, а также учреждения и организации, подчиненные правительству. Судебную ветвь власти республики Беларусь представляет система судов во главе с Конституционным судом. Реализацию внутренней и внешней политики гарантирует Президент Республики Беларусь, обеспечивающий преемственность и взаимодействие органов государственной власти и осуществляющий посредничество между ними.
В основе политической системы Республики Беларусь лежит принцип народовластия. Он означает, что все важнейшие вопросы в жизни страны решаются только всенародно, посредством прямого волеизъявления граждан – прежде всего путем референдумов, выборов, всебелорусских собраний, являющихся институтами между властью и народом. Не менее значительными связующими институтами выступают также политические партии и общественные объединения, представляющие интересы различных социальных групп белорусского общества. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции, содействуют выражению и выявлению политической воли граждан, имеют право участвовать в выборах. В то же время запрещается создание и деятельность политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. К наиболее важным правовым актам, регулирующим политические отношения, относят Конституцию страны, свод законов, указы, уставы партий и организаций. В сфере политического сознания и политической культуры идёт процесс, направленный на формирование политического мышления и демократического поведения граждан. Ст. 33 Конституции Республики Беларусь гарантирует каждому свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. В нашей стране, таким образом, конституционно признаётся и утверждается плюрализм (многообразие) политических институтов, идеологий и мнений.
Усложнение системы политических отношений в обществе имеет не только количественные, но и качественные измерения. Так, отношение к политической системе характеризуется, с одной стороны, лояльностью и поддержкой большинства народа, а с другой – складыванием реальной оппозиции, активность которой усиливается в период борьбы за власть (парламентских и президентских выборов). В связи с этим предстоит немало сделать в области совершенствования политических отношений. Так, первоначальной задачей является снижение уровня политической конфронтации в обществе, обеспечение гражданского согласия и выработка демократических процедур урегулирования политических конфликтов. Нормой политических отношений должны стать отношения консенсусного типа (проведение дискуссий, переговоры, организация «круглых столов» и др.).
Все политические системы сталкиваются с проблемами порядка и устойчивости всех общественных институтов. Факторами, способными обеспечить безопасность и стабильность политической системы, являются: способность государства и народа, проживающего на его территории, сохранить сущностные национальные и духовно-нравственные ценности и передавать их из поколения в поколение; формирование гражданского общества с учетом специфики исторических и цивилизационных особенностей государства; достижение легитимности политической системы; обеспечение информационной безопасности, т.е. защищенности национальных интересов Республики Беларусь в информационной сфере.
По всем обозначенным выше направлениям за последнее десятилетие в Беларуси достигнуты существенные позитивные результаты. Наиболее важные из них сводятся к следующему: стана из состояния общественно-политического хаоса смогла перейти в стадию политической и экономической стабилизации; заложена устойчивая общественно-политическая база суверенного, независимого государства, сформированы необходимые государственные институты; сконструирована мощная управленческая машина и значительно укреплена государственная власть; обеспечено взаимодействие между всеми ветвями власти; выстроена четко действующая система общественно-политических отношений; утвердились и активно проводятся в жизнь принципы социальной политики, которая смогла избежать массовой безработицы и обнищания населения; удалось значительно продвинуться вперед и в плане обеспечении законности и правопорядка; на должном уровне поддерживаются обороноспособность и национальная безопасность страны. Современная политическая система в Республике Беларусь молода. Её развитие продолжается: устанавливается диалог и взаимопонимание между различными политическими институтами, совершенствуется законодательство, формируется политическая культура в условиях политического плюрализма и особенностей белорусского менталитета.
Политическая система РБ |
Граждане РБ |
Связующие механизмы: выборы, референдумы, политические партии и общественные организации, СМИ |
Государственная публичная политика в различных областях общественной жизни |
Центры принятия политических решений: Президент, Национальное собрание, Совет Министров, Высшие суды (Верховный, Конституционный, Хозяйственный), административно-бюрократический аппарат |
Лк.5. Политический режим
1. Политический режим: понятие и сущность
2. Тоталитарный режим: предпосылки, характерные черты, разновидности
3. Отличительные черты и формы аторитарного режима
4. Демократия: основыное понятие и формы современной демокератии. Условия перехода к демократии