Основные направления развития политической системы

Российской Федерации

При рассмотрении третьего вопроса требуется охарактеризо­вать происходящие изменения в политической сфере в России. В про­цессе радикальных реформ произошел распад авторитарно-бюрократи­ческого строя, советской политической системы, осуществляется переход к плюралистической демократии.

Необходимо отметить, что демократия в России развивается неравномерно. Ее становление – достаточно длительный исторический процесс. Демократия – не каприз, не общественное излишество, а неизбежная историческая необходимость. Важно понять, что демокра­тический режим не сводится к различного рода правам и свободам. Посттоталитарный политический режим имеет свои особенности и фор­мируется в весьма сложных условиях, сложившихся в России.

Политическая система российского об­щества на современном этапе характеризуется переходным состоя­нием от тоталитаризма к демократии. Механизм эволюционной трансформации российской политической системы включает в себя смену концентрации власти принципом разделения властей, однопартийной системы – многопартийной, политического и идеологического монополизма – политическим плюрализмом, превращение подданного государства в самостоятельного независимого гражданина.

Демократизация российской общественной жизни ведет к устра­нению монополии центрального аппарата на власть, преодолению от­чуждения социальных общностей, личностей от политической власти, всех элементов политической системы Российской Федерации. Полити­ческая власть становится не внешним – формальным атрибутом, а внутренней потребностью человека. Изменяется соотношение государ­ства и личности. Государство призвано гарантировать свободу, де­мократическую жизнь человека, существовать для него. Главным эле­ментом демократической политической системы является человек как политический субъект. Интерес человека – это основной политичес­кий капитал, и политический рынок обязан его учитывать.

Поскольку демократической политической системы у нас в прошлом не было, то и прямой представительной демократии также не су­ществовало. Возможности и способности масс к непосредственному участию в управлении, регулированию общественно-политического процесса, выражению воли и формированию общегражданского, общего­сударственного интереса подавлялись, делались формальными, показ­ными. Представитель народа в депутатском корпусе оказывался нес­вободным от аппарата исполнительных органов, несамостоятельным, лишенным права проводить волю избравших его людей. Отдельные по­пытки внедрения в политическую систему механизмов демократии – гласности, открытости – были потом локализованы в руках узкой груп­пы лиц. Одним из важнейших путей реформирования политической сис­темы является разрешение данного противоречия демократическими способами, позволяющими поставить личность в центр политической системы.

Формирование новой демократической стабильности и эффектив­ной политической системы – длительный и весьма сложный процесс. Требуется время для того, чтобы вызрели активно действующие поли­тические институты, утвердились новые политические нормы, полити­ческий режим свободного общества, практика политического плюра­лизма.

Тема 4. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

ОБЩЕСТВА

Государство: сущность, структура, функции.

Типы и формы государства

Стержнем и основой политической системы является государство – довольно сложное общественное образование. Оно возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, как форма удовлетворения потребностей в упорядочении и управлении общественными процессами.

Государство – это историчес­ки обусловленная и выделившаяся из гражданского общества органи­зация, которая осуществляет суверенную власть при помощи спе­циального аппарата, защищает данные общественные отношения, высту­пая вместе с тем как официальный представитель всего общества.

Государство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную дея­тельность в отношениях людей, общественных групп, классов и ассо­циаций. Государство представляет собой центральный институт влас­ти в обществе и концентрированное осуществление этой властью по­литики. Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления – государство, власть и полити­ка – вполне естественно отождествляются.

Общая теория о государстве возникла в конце XIX в. Признаки государства рассматривались в так называемой «теории трех элемен­тов», согласно которой государство существует там, где есть на­род (население), территория и государственная власть.

Необходимо показать причины возникновения государства и охарактеризовать исторические рубежи его развития. История становле­ния государства – сложный и многообразный процесс, опосредован­ный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций, общественно-экономичес­ких формаций и другими факторами. Важнейшими признаками (атрибутами) госу­дарства являются:

· наличие специального государственного аппарата – публичной власти как особой системы органов и учреждений. Государство существует и действует через систему своих органов, которые непосредственно и на деле осуществляют власть. Публичная власть опирается на механизм принуждения, правовые санкции;

· наличие территории, на которую распространяются законы данного государства. Территория государства определяется его границами, разделяющими отдельные государства. Они устанавливаются, как правило, на формально-договорной основе;

· наличие системы правовых норм и законов;

· наличие армии, осуществляющей защиту территориальной целостности и независимости государства.

Государство имеет ряд типичных для него свойств:

· распространение власти на всех граждан (подданных);

· суверенность, т.е. верховенство, незави­симость государственной власти. Суверенность означает, что государство обладает высшей и неограниченной властью внутри страны, а другие государства обязаны уважать этот принцип;

· монопольное право на легальное применение принуждения (насилия). Государство располагает специальными органами принуждения, которые может применять в ситуациях, оговоренных законом;

· всеобщность - право окончательного решения всех спорных вопросов;

· выполнение основного объема работ по уп­равлению общественными делами;

· деятельность органов государства в рамках установленных законов в соответствии с конкретной правовой основой. Право – это не только механизм деятельности государства, но и регулятор общественных отношений.

Суверенитет – независимость и признание государственной власти в качестве выразителя общей, народной воли во внутриполи­тической и международной политической деятельности и отношениях. Государственный суве­ренитет выражает самостоятельность верховной и независимой воли населения определенной территории. Исходя из мировой практики можно выделить следующие основополагающие предпосылки государ­ственного суверенитета: суверенитет только и исключительно харак­теризует государственность, подчеркивая ее отличия от других общественных явлений, он связан с волей народов, населения, с государственно оформленной территорией, является объективной реальнос­тью, не требующей чьего-либо юридического утверждения. Принцип государственного суверенитета означает признание за государством права воплощения единого порядка, права пресечения анархии, ис­ключительной монополии государства на применение насилия в слу­чае невыполнения законов, независимость государственных структур относительно любых негосударственных образований и лиц, верховен­ство закона в регулировании всех отношений, самостоятельность внешнеполитического курса государства.

Правовой основой суверенитета являются конституции, декларации, общепризнанные нормы международного права, фиксирующие суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение. Уважение суверенитета является основным принципом международного права, закрепленным Уставом ООН.

Государство имеет определенную структуру (механизм) – специальный аппарат для осуществления своих функций. В общем виде госаппарат, как правило, включает в себя:

  • представительные учреждения;
  • исполнительно-распорядительные органы;
  • органы прокуратуры;
  • судебные органы;
  • органы охраны общественного порядка;
  • органы государственной безопасности;
  • вооруженные силы.

Внутренними функциями государства являются:

· хозяй­ственно-организаторская: государство выступает главным координатором и регулятором экономических процессов;

· социальная – государство обеспечивает систему социального страхования, социальной опеки, развития здравоохранения;

· культурно-воспитательная – государство выступает основным гарантом развития науки и культуры, системы образования;

· организация и охрана правопорядка;

Внешними функциями государства являются:

· обеспечение целостности государства, безопасности государственного суверенитета, народов, поддержание мира;

· за­щита национальных интересов государства – защита экономических и политических интересов государства на мировой арене;

· уважение нацио­нальных интересов других стран;

· налаживание сотрудничества с дру­гими странами – развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции, участие в международном разделении труда, международных делах и организациях.

Функции го­сударства составляют меру свободы человека и общества, в них со­держится как бы указание гражданам, в чем и насколько они могут надеяться на помощь государства, а что зависит только от их соб­ственных усилий.

Функции государства и его органов, апробированные на практи­ке в развитых странах мира, сводятся к тому, что государство не командует, не решает непосредственно хозяйственных задач, а воздействует на различные сферы жизни общества через законы, коорди­нирует, контролирует, помогает, определяет ориентиры общего дви­жения, приоритеты. Главнейшее для государства – выявление потребностей людей, их приоритетов, после чего в соответствующую отрасль производства вкладываются деньги, а результат деятельнос­ти приносит пользу как производителям, так и потребителям. В по­добной социально-ориентированной экономике функции государствен­ных органов состоят не в обладании собственностью, а в управле­нии общественными процессами, оказании помощи людям, организа­циям, т.е. в создании условий нормального существования. При этом распределительные механизмы выключены из государственной по­литики. Каждый государственный орган занимается своим делом, сти­мулируя и координируя деятельность производителей и потребителей.

Методы, которыми осуществляются функции государства, приме­няемые при этом средства и характер социальных и иных отношений позволяют классифицировать раз­ные виды государств, построить их типологию.

Государства различаются по формам правления, под которыми понимается организация власти, определяемая его формальным источником. Они различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или принадлежит выборному органу. По форме правления выделяют монархии и республики.

Монархия – форма правления, при которой власть главы государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти, источником и носителем государственной власти является монарх.

Монархии различают абсолютные, конституционные (парламен­тские), дуалистические (двойственные).

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. В настоящее время самодержавные абсолютные монархии сохранились лишь в нескольких странах (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Объединенные Эмираты). При эмирах и султанах есть совещательные органы, но они обладают очень ограниченными политическими возможностями.

При конституционной монархии (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Дания, Испания, Япония) полномочия главы государства строго определены законодательными системами и актами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности, ограничена представи­тельным органом власти – парламентом, выполняющим законода­тельные функции. Монарх значительно ограничен и в сфере управления. Правительство осуществляет реальное управление ситуацией, а монарх выполняет все свои функции в тесном согласии и сотрудничестве с ним. Монарх в конституционной монархии – это символ и верховный арбитр нации. В целом монархи при конституционной монархии не обладают сколь-нибудь значительными политическими и законодательными полномочиями, являясь своего рода данью традиции. Правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

В дуалистических монархиях (Иордания, Марокко) имеются как бы две независимые высшие власти: монарх и парламент. Монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной.

Республика– форма правления, при которой главой государства является выборное и сменяемое лицо, получающее свой ограниченный по времени мандат от представительного органа или непосредственно от избирателей.

В зависимости от способа выборов выделяются разные типы республики – парламентские (Италия, Германия, Швейцария, Ирландия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика, Брази­лия, Аргентина) и смешанные (полупрезидентские) (Австрия, Португалия, Франция). Они различаются способом формирования, своеобразием взаимодействия различных ветвей государственной власти.

В парламентских республикахпровозглашено верховенство парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его, издает законы, утверждает бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства и осуществляет за ним контроль. Правительства формируются из представителей одной или нескольких партий, победивших на выборах и располагающих большинством в парламенте. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Правительство в данном случае занимает ведущее положение в системе органов государственной власти. Глава государства (президент) избирается либо парламентом, либо расширен­ной коллегией, в состав которой входят и члены парламента. Глава государства назначает правительство не по своему усмотрению, а из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте. Реальная власть принадлежит главе правительства – министру или канцлеру. Президент (глава государства) имеет в основном представительские функции. Премьер-министр может распустить парламент и назначить новые выборы.

В президентских республиках и парламент, и глава государства (президент) изби­раются всенародно путем прямых всеобщих выборов на основе тайного голосования. Глава государства – президент – одновременно является и главой правительства. Президентская республика отличается внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием у последнего института парламентской ответственности. Глава государства обладает широкими полномочиями. Поэтому прези­дент непосредственной политической ответственности перед парла­ментом не несет. Получение в результате выборов главой государства прямого мандата обеспечивает его власти прочную законность и определенную независимость по отношению к парламенту и правительству, членов которого он сам и назначает. Отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В президентской республике, характеризующейся жестким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, создаются благоприятные условия для концентрации широчайших полномочий в руках исполнительной власти и прежде всего президента. Президентская власть – главное звено государственного руководства. При соблюдении конституционной законности правительство в президентской республике более стабильно, а парламент и правовая система обладают значительной независимостью от исполнительной власти. Президентская республика впервые была введена в США на основе конституции 1787 г. Президентские республики распространены в Латинской Америке. Современная Российская Федерация также является президентской республикой.

В смешанных республиках президент, избираемый народом, свои­ми значительными полномочиями на практике не пользуется, а систе­ма функционирует в основном по парламентскому типу. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

По типу административно-территориального устройства различают унитарные, федеративные, конфедеративные государства.

Унитарное государство (единое государственное устройство)(Финляндия, Франция, Япония) отличается внутренним единообразием – в нем действует единая конституция, существует единая система высших органов государственной власти, управления, права; единое гражданство; единая судебная система. Унитарность как форма государственного устройства не тождественна административной централизации, которая может быть присуща и унитарному государству и федерации. Административно-территориальные единицы в унитарном государстве полностью лишены какой-либо политической самостоятельности и целиком подчинены центру. Все держится на одной оси: правительство – территориальная администрация. Полномочия мес­тных руководителей определяются центральными органами, их дея­тельность подконтрольна центру. Унитарными государствами являются Англия, Франция, Италия, Венгрия, Испания.

Федерация(Россия, США, Канада) – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Эти образования являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное де­ление. К числу федераций ныне относятся: Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Германия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. Субъекты федерации (штаты в Америке, земли в Австралии и ФРГ, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде) имеют право принимать собственные конституции и законы, вводить свое гражданство, они обладают достаточно широким кругом полномочий и значительной самостоятельностью в решении внутренних проблем.

Конституции большинства федеративных государств не предоставляют субъектам федерации права выхода из нее. Попытки же отделения приводили на практике к тяжелым и длительным потрясениям и не имели успеха, (например, гражданская война в США, война в Чечне в России). Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами регулируется общегосударственной конституцией, при этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и законов, которым должны соответствовать конституция и законы членов федерации. К ведению центрального правительства относятся вопросы обороны, внешней политики, финансового регулирования, установления важнейших налогов, политика в области труда, занятости, социальной защиты населения.

Само по себе федеративное устройство не служит гарантией подлинной децентрализации, не устраняет многих региональных и национальных противоречий. В то же время федеральные структуры представляют больший, нежели в унитарном государстве простор для политического маневра, поиска способов преодоления возникающих противоречий и проблем. Однако мирное решение внутренних конфликтов в федерации достижимо лишь тогда, когда отношения между его субъектами построены на действительно демократических основах и опираются на прочные традиции регионального и местного самоуправления. Если же внутри федерации берет верх тенденция к административной централизации, то рано или поздно подобные государственные образования сталкиваются со многими трудноразрешимыми проблемами.

Конфедерация(ее черты прослеживаются в Европейском Союзе) – это государственно-правовое объе­динение, постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей, преимущественно – внешнеполитических. Каждый член конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Центральные органы конфедерации не обладают прямой властью над входящими в ее состав государствами, решения этих органов осуществляются только с согласия институтов власти каждого из членов союза. Единой правовой и налоговой системы в конфедерации не существует, ее финансовые средства складываются из взносов входящих в нее государств.

С точки зрения общеполитического развития, государства также делятся на агрессивные, миролюбивые и нейтральные; консервативные, либеральные и т.п. В социально-экономическом плане – на средние, развитые и развивающиеся; сильные, слабые, самостоятельные, зависимые и полизависимые и т.д.

Го­сударство в политической системе занимает центральное место, обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмен­та, с помощью которого осуществляется политическая власть. Сохра­нение и упрочение политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, государство взаимодействует с другими субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.

Наши рекомендации