Каковы новые векторы российской внешней политики на африканском континенте.
За последнее время африканский вектор российской внешней политики заметно активизировался. Москву посетили президенты Алжира, Нигерии, Габона, Египта… Появились проекты сотрудничества и с другими африканскими странами.
Доктор Абдулай Шарль Даниоко – Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Мали в Москве, Дуайен Группы Африканских стран, аккредитованных в РФ отмечает, что «важнейшими являются встречи, осуществленные руководителями многих африканских государств с руководством Всемирного банка и различных финансовых организаций. Встречи, направленные на дальнейшее развитие и помощь африканским странам в экономическом развитии».
В странах Африки действуют сотни иностранных компаний. При этом их интерес объясняется не только стремлением расширить рынок сбыта товаров и услуг, но и тем, что во многих отраслях в странах континента норма прибыли – одна из самых высоких в мире. Важно и то, что Африка является не только поставщиком различных видов сырья (алмазов, золота, нефти, минералов, ценной древесины, какао, кофе, чая… – список практически бесконечен), но и развивает современные инфраструктуры, включая связанные с высокими технологиями.
Россия тоже развивает взаимовыгодное сотрудничество со странами континента – на двусторонней основе и в многостороннем формате. Африка сегодня переживает русский бум. Такого количества виз африканские посольства в Москве не выдавали никогда. Едут на заработки, несмотря на жару и дорогие авиабилеты. Строят дома и мосты, налаживают инфраструктуру, работают на нефтедобыче, в школах и больницах. Причем, едут не только в благополучные Габон или Мали, но и в Нигерию, Занзибар – страны, где не редки межплеменные конфликты. Такой неожиданный, на первый взгляд, интерес к африканскому континенту легко объясним. Экономический подъем!
Товарооборот России только с африканскими странами южнее Сахары составлял в 1998-1999 годы ежегодно более 600 миллионов долларов. Примерно столько же в 2000 году. При этом с рядом государств региона товарооборот измеряется десятками миллионов долларов, а иногда приближается к 100 миллионам долларов. По мнению МИД РФ и российских экономических ведомств, это далеко не предел и работа по наращиванию объемов сотрудничества должна вестись еще более энергично.
Примечательно, что не только Россия направляет инвестиции в Африку, но и африканские партнеры – в частности, корпорации ЮАР участвовали в ряде проектов у нас в стране.
За последние годы с целым рядом государств континента были заключены соглашения в сферах торговли, экономического и научно-технического сотрудничества, разведки и добычи полезных ископаемых, мирного использования ядерной энергии, сельского хозяйства, туризма, культуры, науки и образования, военно-технического сотрудничества, избежания двойного налогообложения, борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Множество десятилетий тогда еще советско-африканские отношения ассоциировались с оказанием военной и гуманитарной помощи. Эти направления деятельности Россия унаследовала от СССР и сейчас активно участвует в миротворческой деятельности в Африке, в урегулировании конфликтов в Анголе, Демократической Республике Конго, других горячих точках региона. Российские миротворцы задействованы в составе миссии ООН в операции по поддержанию мира в Сьерра-Леоне. В Руанде силами МЧС во взаимодействии с программой развития ООН были созданы политехнический центр по подготовке специалистов различных специальностей, а также поисково-спасательные подразделения. В Африке находится большое число российской авиатехники, наших летчиков и наземных специалистов. Во многих странах континента трудятся российские врачи, в Эфиопии действует госпиталь Российского общества Красного Креста.
Россия продолжает оказывать содействие африканским странам и в области подготовки кадров. Ежегодно предоставляется весьма значительное число стипендий для получения высшего и послевузовского образования за счет средств бюджета, многие африканцы обучаются в вузах нашей страны и на контрактной основе. Это – показатель престижности получаемого в России образования для африканцев. Развиваются межпарламентские обмены, связи по линии регионов, дающие в том числе и новые выходы на сотрудничество в самых различных сферах.
Если торгово-экономическое сотрудничество с африканскими странами еще далеко от совершенства, то в политических вопросах наблюдается схожесть подходов ко многим вопросам на международной арене – Африка также против попыток создания однополярной системы международных отношений.
И у России, и у Африки имеется солидная основа для дальнейшего поступательного и динамического развития взаимовыгодного сотрудничества. Но оно не может происходить автоматически, требуется немало усилий для его продвижения и совершенствования.