Политические учения Макиавелли, Бодена, Гоббса.

Политические учения Локка, Монтескье, Руссо.

Локк (1632—1704) свое политическое учение изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690). По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. Таковым считается «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью»; «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными»; право на собственность. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех».В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Создавая государственное устройство, следует разделить власть законодательную и исполнительную. Судебная власть растворялась в исполнительной. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Личные его симпатии склонялись к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 г. Дж. Локк считается теоретиком демократического политического режима, правового государства, концепции прав и свобод гражданина. Локк впервые личность ставит выше общества и государства; он указывает, что государство не должно быть могущественнее личности, ибо личности создают общество, а общество — государство..

Руссо (1712-1778) отстаивал идею на­родной демократии, рассматривавшего закон как выражение народной воли. Получила наибольшую завершенность идея общественного договора. В естественном состоянии существовали свобода и равенство людей. Возникновение общественного неравенства он связывал с появлением частной собственности и государства. Основу всякой законной власти Руссо обнаруживал в соглашении людей, выраженном в общественном договоре, существо которого сводится к тому, что каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником.Законодательной властью, согласно Руссо, обладает только народ. Согласно концепции народного суверенитета Руссо, все члены общества должны участвовать в управлении государством. С чисто просветительских позиций он отстаивал идею равенства и свободы, декларируя при этом необходимость равномерного распределения частной собственности.

Важнейшие политические работы Монтескье — «Персидские письма» (1721) и «О духе зако­нов» (1748). В первой работе Монтескье изложил теорию раз­деления властей в государстве на исполнительную, законо­дательную и судебную. Монтескье отрицал идею общественного прогресса и считал судьбу каждого общества предопределен­ной его устройством. В работе «О духе законов» говорит, что на полити­ческом устройстве страны сказываются климат, религия, за­коны, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи — все то, из чего формируется «дух народа». Монтескье выделял три формы правления: республику, монархию и деспотию. В республике власть принадлежит всему народу (в демокра­тической республике) или его части (в аристократической республике). В остальных формах правления власть принадле­жит одному лицу, причем в монархии его власть ограничена, а в деспотии - нет.




Природа политической власти

Термин «власть» многозначен.

Современные теор трактовки власти м свести к 2 классам:

- Атрибутативно-реляционистское направление (сущность власти связана со св-ми человека):

а) власть возникает в рез-те преодоления одним субъектом сопротивления другого

б) обмен ресурсами

в) раздел зон влияния

г)силовое воздействие

д) господство и подчинение

- Системное направление (власть как анонимное, надперсональное, безличное св-во соц системы):

а) власть – посредник в полит процессе

б) платежное ср-во в политике

в) способность одного класса навязывать свою волю др классу, общ-ву (марксизм)

г) глобальный процесс иерархизированного общения

д) отношение, изначально присущее всему социальному

Существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, разного рода общественных организациях и учреждениях, во всем государстве-носитвсеобщественный характер. В последнем случае она выполняет функции политической власти, т.е. системы нормативно закрепленных соц отношений, сложившихся на основе реального доминированиятой или иной группы.

Власть в общем смысле есть способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различного рода средств — права, авторитета, принуждения, воли, убеждения. Власть — это право и возможность распоряжаться кем-нибудь и чем-нибудь, подчинять своей воле. Такие признаки власти, как способность воздействия путем применения санкций, воля, влияние, авторитет, убеждение, побуждение, принуждение, сила, являются реальными проявлениями власти и процесса властвования. Командование и исполнение — два равным образом универсальных принципа власти.

Выступая во множестве проявлений, власть наделена и единый принципом деятельности — командованием в различных его формах — распоряжение, директива, приказание. Она выражается в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и эмоциональных воздействиях.

Кроме этого, должно существовать повиновение. Нет власти без повиновения. Поэтому концентрированным выражением власти являются отношения господства — подчинения.

Таким образом, власть как общественное явление предполагает наличие следующих элементов:

а) власть — это отношение не менее двух партнеров, причем ими могут быть как отдельные лица, так и группы лиц;

б) необходим приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной таким образом воле;

в) власть проявляется тогда, когда тот, над кем осуществляется власть, подчиняется;

г) власть предполагает общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть.

Процесс властвования включает:

Побуждение людей к определенным действиям; предотвращение нежелательных действий других; господство, манипулирование людьми; тотальное, повсеместное принуждение (закон, традиции).

Св-ваполит власти:

Ассиметричность; инверсионность (объект - субъект); ресурсность (инфо – важнейший ресурс); кумулятивность (стремление к расширению объема власти.Н система сдержек и противовесов); источник преобразований.

Власть и политиканераздельны и взаимообусловлены. Власть, несомненно, представляет средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание — один из основных аспектов политической жизни общества. Власть придает политике то своеобразие, благодаря которому она представляет особый вид социального взаимодействия. Это обусловлено неравным положением людей, включенных в отношения господства — подчинения, управления — исполнения, в иерархичности системы взаимоотношений. Без наличия властных отношений невозможно координирование социальных связей, достижение взаимоприемлемых компромиссов между различными социальными общностями, слоями и индивидами, поддержать целостность и стабильность общества. Власть превращается в самую главную привилегию в обществе.

Ресурсы власти: интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции; язык власти (специфичен и ипирается на мифы, стереотипы), экономический, военный, культурный потенциал страны, гос территория, стабильность и порядок, природные богатства, численность населения, его качество.

Полит.режимы: тоталитаризм.

ТР-от лат. totalis ("весь, целый"), в полит.оборот ввел Муссолини. В научный оборот ввел Шмит. ТР стремится к тотал. контролю в жизни об-ва; был осмыслен после 2ой МВ. Режим Сталина и Гитлера. Критерии: 1.всеобщ.контроль и насилие в об-ве. Власть контролирует все сферы: полит.экон. религ., семейную жизнь; 2.власть формируется бюрократическими способами; они закрыты для об-ва, об-во не участвует в выборах (их нет); нет механизма преемственности;3 об-во отчуждается от власти; 4.уничтожаются все обществ. организации как не зависимые от гос-ва, т.е. подконтрольны, типа профсоюзы; 5.запрещено все, кроме того, что приказано; 6.роль идеологии очень велика. Идеология=светская религия, идеология власти, развитая пропаганда; 7.полит.лидерство-лидер харизматич-кий, его взгляды распространяются на все об-во; он может опираться на полит. партию; 8. права и свободы носят декларативный характер, но права на беспл. образование и мед. обслуживание, 9.только гос. СМИ; полный контроль, цензура, любое сравнение опасно;10.полит.партии уничтожены, кроме правящей. Руководство сливается с гос.аппаратом; партийные чиновники=гос.чиновники;1 1.преобладает исполнит. власть. Может существовать законодат. власть, но только формально;12.рост репрессивного аппарата;ТР не сущ. без тайных арестов и т.п. Все оппоненты уничтожаются (СССР - 20-25 млн. погибло). Разновидности ТР: коммунизм советского типа

(1918 - смерть Сталина): наиболее идеальный ТР,фашизм(итал.)-возрождение бывшего величия Римск. имп, национал-социализм (Германия при Гитлере);ненависть наций, цель - мировое господство.

Полит.режимы: демократия.

Демократия (demos - народ, kratos - власть).Линкольн: Д-правление народа для народа посредством народа". Сам термин:1.д.-форма устройства, кот. основывается на равноправии, выборности, решения принимаются больш-вом; 2. д.-идеал гос. устройства, основывается на свободе, соблюдении прав личности, гласности, плюрализме и т.п.; 3. д. - движение за властью народа, за осущ. демокр. идеалов.Д эволюционирует вместе с обществом.

Критерии:1.полномочия Президента устанавливаются законом; существует оппозиция, кот находится вне контроля от гос-ва;2.власть выбирается гражданами на основе выборов, в законах оговорена преемственность;3.власть выбирается об-вом, об-во контрол-ся властью;4.полная свобода деят. негос. учреждений;5.разрешено всё, что не запрещено законом;6плюрализм в идеологич.сфере;7 харизматич/нехар. лидер;8.права и свободы гарантированы законом, 9.положение СМИ свободно, они независимы от гос-ва 10.наличие многопартийности, нет монополии;11.реальное разделение властей, развитая система парламентаризма, всеобщее избир. право;12.сущ. полит.партии, их роль реальна.

ТипыД: Прямая-непосредств. участие граждан в принятии решений и их исполнении. Плебесцитарная (всенарод. опрос)-граждане не участвуют в подготовке решений, они только одобр. или не одобр. (проведение референдумов). Представительная - самая распростр. Опосредован.участие граждан в принятии решений через своих представителей. Проблемы: необх-мосозд-е условий, чтобы эти представители выраж. мнение граждан, а не свое личное.

Условия возникновения:1. экон. предпосылки: а) повышается уровень индустр. и экон.развития, б)повыш-ся уровень урбанизации населения, в)роль СМИ; г)наличие рыноч. эк-ки; не развивается без частн. собственности.2.соц.:а)относительное повышение уровня благосост.б)многообразие соц. состава:групп и слоев, т.к. они сдерживают захват власти одними руками.3.культур.:повыш-е грамотности и образов-ти.4.религиозн.: могут тормозить или ускорять роль Д-и. Протестантизм ускоряет. Плохо совместим с исламом, где религия=политика.5. внешнеполит.: опыт в других странах через взаимод.. Модели процесса перехода к Д-и: Брит.опыт-линейный. Суть: постепенно ограничивается роль монарха, граждане получают права, увелич-ся роль Парламента.2.циклич. модель-чередование Д-и. и авторитарного режимов правления,. Могут сущ-ть вместе:Парламент + органы подавления с особыми функциями: медленный переход к демократии (страны Лат.Ам и постсов. пространства). 3.Диалектич. модель - более перспективн., чем вторая; об-во уже подготовлено => разрушение авторитар. Режима

Областной

23/24. Полит.партии и партийные системы. Полит.партии в РБ.

Полит.партия - организованная группа единомышленников, связанных общей идеологией, и представляющих интересы опр. соц. групп, и ставящих своей целью реализацию этих интересов путем завоевания гос. власти или участие в ее осуществлении.

Структура партий: 1. Лидеры. 2. Идеологи. 3. Партийная бюрократия (собств. организаторы) - чиновники. 4. Рядовые члены партии. 5. Сочувствующие. 6. Меценаты. 7. Члены парламента и члены правительства (в случае победы на выборах).

Образование партий: 1. Сверху - Когда партия создается под конкретного человека, на основе политической элиты, на основе лоббизма (ЛДПР). 2. Снизу - Когда партия возникает на основе массовых движений (ФРГ - Зеленые). 3. Комбинированный - Объединение и сверху, и снизу (КПРФ).

Типология: 1. Социально-классовый признак: а).партия, чья типология направлена на защиту пр. капитала, буржуазии (Правоконсерваторские, центристские, либерально-реформаторские). б). Защита интересов трудящихся (коммунистические, социалистические, социал-демократические, лейбористские). в). Защита интересов мелких собственников города и деревни (аграрные, демократические). г). Отражают интересы верующих (исламские, католические). д).националистическая окраска (республиканцы, национал-демократы). 2. С точки зрения идейного облика: а). Идейно-политические, жестко придерживающиеся своих программ, никогда не идут на уступки. б).Прогматические - власть (любые средства), могут изменить программу. 3. По организационному признаку: а).массовые. б). Четкие принципы членства (КПСС) - устав, программа, строгая структура. в). Кадровые (РСДРП) - состоят из профес.-революционеров. г). Электоральные - только в период выборов, число по количеству получаемых голосов

Партийной системой называется совокупность существующих в обществе партий и принципы взаимоотношений между ними. Оба эти элемента обязательны для существования партийных систем.

На современном этапе наибольшее распространение получила типология партийных систем, основанная на количественном критерии – на числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу, все партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные. Однопартийная система свойственна странам с тоталитарным режимом, при котором обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. Двухпартийная система обеспечивает одной из двух партий, в случае её победы на выборах, большинство мест в законодательном органе или назначения её кандидатов на посты президента или вице-президента.

Многопартийность позволяет партиям лучше учитывать это многообразие интересов и привлекать на свою сторону избирателей из различных социальных групп. Многопартийная система свойственна политической жизни Италии, Бельгии, Голландии и др. странам.

Политические технологии

Под «политическими технологиями» имеются в виду интеллектуальные комплексы или системы, нормативно групп, организаций, участвующих в борьбе за государственную власть. К политическим технологиям можно отнести:

1. Проведение избирательных кампаний.

2. Прогнозирование политических ситуаций.

3. Исследование политической культуры населения.

4. Организация и проведение политических PR-кампаний.

5. Создание политического имиджа.

6. Лоббирование законопроектов в федеральных органах власти.

7. Различные политологические исследования.

У политических технологий есть два основных метода. Первый метод почти не зависит от времени и места реализации стратегии (универсальный). А второй метод ориентируется на учёт и времени, и места (конкретно-эвристический). Политические технологии различного типа очень часто последнее время используются в постсоветском пространстве для того, чтобы не дать новым, молодым демократичным политикам прийти к власти. Технологии делят на «грязные» и «чистые». Под грязными технологиями обычно подразумевают негативную агитацию (то есть, не ЗА данного политика, а ПРОТИВ оппонента). Это самый популярный вид агитации в наше время. Ищется компромат, либо же просто придумываются утверждения, которые для народа близки к правде, с антирекламой оппонента (например, «За время Петиного правления снизились зарплаты, пенсии, стало хуже жить»). Чистые же технологии заключаются зачастую просто в белом пиаре кандидата.

Избирательные технологии–комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, изучения поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Разработка избирательных технологий включает в себя выработку стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании.

Эта работа требует профессиональных навыков и организованных усилий большой группы людей и не под силу самому кандидату. В связи с этим существуют фирмы, специализирующиеся в области оказания политико-маркетинговых услуг. Изучение избирательных технологий позволяет выявить их общие принципы, провести сравнение российского и зарубежного опыта, найти новые формы и методы организации избирательных кампаний.

Проведение избирательной кампании требует стратегического планирования, которое включает в себя, как правило, четыре стадии:

1. сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников;

2. оценку имеющейся информации, в первую очередь путем выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы;

3. непосредственную разработку стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, основных лозунгов;

4. планирование, т.е. переведение всего вышеназванного в законченный план всей кампании.

В настоящее время понятие “политический менеджмент” активно исполь­зуется в политической науке. Это понятие весьма близко понятию политиче­ского управления, но не идентично ему. Появление понятия “политический менеджмент” можно объяснить определенной близостью управленческих и по­литических технологий, их единой направленностью на человека и его инте­ресы.

По мнению Г. В. Пушкаревой, политический ме­неджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достиже­нию определенной цели, лишен возможности создавать обще­обязательные нормы и опираться на право “легитимного на­силия”, то есть либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

Политический менеджмент позволяет управляющему субъ­екту решать следующие задачи:

1.Укрепление авторитета государственного или политичес­кого деятеля.

2.Создание привлекательного образа государственного уч­реждения, поли­тической партии, общественной организации или группы давления.

3.Расширение числа сторонников той или иной политичес­кой программы, управленческого проекта.

4.Формирование электоральных предпочтений населения.

5.Организация политических союзов, блоков.

6.Влияние на политических оппонентов, а также на про­тивников в полити­ческих конфликтах.

7.Оказание воздействия на лиц, принимающих государ­ственные решения.

8.Мобилизация масс для политической поддержки.

Перечисленные политические задачи невозможно решать традиционными методами управления – путем принятия обязательных к исполнению решений, путем создания норм, правил или законов, путем принуждения людей к выпол­нению принятых управляющими решений. Разве можно издать указ, обязы­вающий граждан уважать и любить своего президента?

Политическая психология

Политическая психология - междисциплинарная наука, родившаяся на стыке политологии и социальной психологии. Ее главная задача состоит в анализе психологических механизмов политики и выработке практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях.
Политическая психология выполняет гносеологическую функцию, связанную с обеспечением мышления человека. В отличие от других форм политического сознания (например, науки или идеологии), которые также способствуют познанию политической реальности, политические чувства могут не только дополнить информацию, полученную человеком рационально-логическим путем, но и заменить ее при выборе им своей политической позиции. Особенно ярко такая роль политической психологии проявляется в условиях кризисов, когда создающийся в обществе духовный вакуум, утрата ведущих ценностей буквально заполняет чувственными оценками все индивидуальные позиции человека.
Функция адаптации предполагает обеспечение политической психологией приспособления человека к окружающей обстановке. Причем психология осуществляет эту цель как при его пассивном приспособлении к среде, так и при их активном взаимопреобразовании, когда активно видоизменяются свойства и человека, осваивающего, к примеру, новые политические роли, и самих внешних условий под ролевым воздействием.

Роль и характер влияния политической психологии на политическое поведение раскрывают способы устойчивого преобладания эмоциональных представлений в мотивации человеческого поведения. Так, показательным фактом влияния психологических факторов служат многочисленные формы и механизмы искажения восприятия действительности человеком в результате снижения рациональности самооценки, проявляемой нетерпимости к противоречиям, склонности к проектированию фантастических целей и т.д.

формы психологического влияния на политические процессы выражаются:

- в стремлении человека придавать своим ролевым связям в политике сугубо персональный характер (например, выполняя функцию избирателя, человек может усмотреть в факте неизбрания президентом своего кандидата личную трагедию или личную заслугу);
— в отождествлении человеком своей личности с партией или профессией (когда, например, партийные цели начинают доминировать над жизненными целями человека);
— в проявлении чрезмерной солидарности с политическими ассоциациями (в результате чего такой корпоративизм подменяет у человека семейные или иные базовые для жизни ценности);
— в повышенном эмоциональном отношении к авторитету лидера, а также в ряде других случаев.

Социализм

Термин появляется в лит. В 30е 19 в, ввел Пьер Лер. А идеи появились уже в 16 в. Выражали протест эксплуатированных слоев. Теории о идеальном обществе, ликвидирует частную собственность, поднимает благосостояние низших слоев – утопический соц-м – Мор («Утопия») и Кампанелла («Город Солнца»): общественная собственность – условие общего благосостояния.

В период Фр. Революции – Оуэн, Фурье, их вдохновлял промышленный рост. Инициатива реформ должна идти от имущих.

Коммунизм

В это же время возникает крайнее проявление соц-ма – коммунизм: общественная собственность на производство и на предметы потребления. 1.«от каждого по способностям, каждой способности по ее делам». 2. гармоничное развитие личности. 3. ликвидация различий м\д городом и селом. 4.смена физ. И духовного труда. 5.либо все счастливы либо никто.

Пути достижения были разными: реформа или революция.

Ленинизм (большевизм)

Привел к революции пролетариата и установлению диктатуры. Эти идеи очень притягательны для общества.

39.Социал-демократия: история и современность.

Социал-демократия — направление в социалистическом и рабочем движении, выступающее за переход к социально справедливому обществу путём реформирования буржуазного. Социализм – социалис. Внутри соц-ма – масса течений, из идей утопистов. Первоначально под влиянием марксизма, общие идеи: 1. отсутствие част.собств. 2. всеобщая справедливость. 3. всеобщ.равенство. Но затем соц-демократы признали капитал.общество. Эдуард Бернштейн – идеолог. Принцип – постепенно, мирно двигаться к социализму.

Одновременно с революционным направлением в социалистической мысли формировалось, кот.опиралось на марксизм, но пыталось приспособиться к новым истор. реалиям путем соц. реформ. В XX в. это направление стало на­зываться социал-демократическим в противовес коммунистическому.

Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к реформистскому течению во II Интернационале (1889–1914), представленному Бернштейном, Вандервельде, и др.; к воззрениям теоретиков Рабочего Социалистического Интернационала, существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального реформизма, среди которых особое место принадлежит кейнсианству.

Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование политики регулирования и пе­рераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике.

В целом, социал-демократы поддерживают: Следование общим принципам социальной справедливости, свободы, равенства и братства. Защиту прав человека. Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме). Принцип справедливой торговли. Сокращение разрыва между богатыми и бедными. Поддержку неимущих слоев населения. Улучшение условий труда рабочих. Повышение минимальной зарплаты. Борьбу с безработицей. Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую

Предлагают в полит.сфере:1. выбор м\д альтернативами в политике. 2. смена руководства в ходе свободных выборов. 3. отстаивали идею прав человека. 4. гарантия прав меньшинства. 5. верховенство закона. 6. независимая суд.сист. В эконом.сфере: 1. плюралист.эконом (гос. + част.собств.). 2. свободный рынок. 3. профсоюзы. 4. контроль за корпорациями (ТНК). В соц.сфере:1.активная соц.политика (здравоохранение, образование, пособия, отдых и др.). 2. сокращение инвестиций в эконом.сферу.

40.Полит.идеология консерватизма и неоконсерватизма.

Консерватизм (от лат. conservare – сохранять, охранять) – полит.идеология, кот. ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм гос. и обществ. жизни, в первую очередь морально-правовых её оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

История консерватизма начинается с конца XVIII в. Впервые термин «консерватизм» употребил франц. писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой Франц. революции. Основные положения консерватизма сформулированы в работах Э.Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда и их единомышленников и последователей.

Конец 18 в. Эдмунд Берк первым систематизировал принципы + Жанн де Местр, де Бональд.

Берк в работе «Размышления о Фр. революции» критиковал идею индивидуализма, свобод.рынка. Осн. Идея – желание что-то изменить приведет к хаосу, не стоит вмешивать в ход истории. Свобода определяется обязанностями перед обществом. Гл положения: 1) традиционализм, 2) нравств. Абсолютизм. Сторонники соц. неравенства, предлагалось сохранить сущ. Разделение труда. Выступали за сильное государство. Власть – полит.элите.

Интерес к этой идеологии возник в 70х 20 в –

Неоконсерватизм

Полит.сфера: 1) критикуют активность масс в принятии поли.решений, 2) выступ. за полит.элитаризм, 3) полит.элите власть и авторитет, но она должна сменяться, в основе – компетентность. Соц.сфера: 1) выступают за субсидии, 2) большая часть расходов – населению, 3) не нужно изымать большой налог, 4) уменьшить число получателей соц.благ. Эконом.сфера:1) ограничить вмеш. Гос. в экономику, 2) за налоговые льготы, содействие частным инвестициям, 3) происходит приватизация нек. Гос. предприятий. + присутствует нравственный абсолютизм.

Соц. политика. Соц. гос-во.

Соц. политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших соц. групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам гос-ва на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Соц. политика это составная часть общей стратегии гос-ва, относящаяся к соц. сфере: целенаправленная дея-ть по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему соц. гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую обществ. поддержку Соц. политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели соц. развития.

Задачи соц. политики охватывают стимулирование экономич. роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и соц. защиты населения, сохранение культур.и природного наследия, нац. своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций гос-во располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, нац. бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства гос-в мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономич. и политич. положения в стране. Соц. политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к соц. прогрессу. Главное направление политики в социальной сфере, забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития.

Соц. гос-во (гос-во всеобщего благосостояния, гос-во всеобщего благоденствия) — полити. система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор соц. благ: занятость, жильё, мед.помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к соц. гос-ву явл. одним из ключевых положений полит. программ социал-демократов. Упоминание о соц. гос-ве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория гос-ва всеобщего благоденствия предполагает, что соц. гарантии обеспечиваются путём гос. регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Деятельность современного социального государства много­гранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и ох­раны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здра­воохранения, культуры и т.д.

Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике проводимой руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

Принцип преемственности в проведении социальной политики в целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам.

Планомерность государственного курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:

-гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;

-гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

- гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

- инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

Этнополитика

Региональная экономическая политика предусматривает обеспечение роста благосостояния населения независимо от места его проживания, повышение уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности экономики регионов. При общем росте уровня благосостояния населения важнейшей задачей становится опережающее увеличение доходов и улучшение условий проживания жителей тех регионов, где эти показатели ниже, чем в среднем по стране.

Для повышения уровня и качества жизни людей в проблемных регионах необходимо:

создать условия для активизации инновационной и инвестиционной деятельности, развития предпринимательства, особенно в отраслях, способных обеспечить быструю отдачу от вложенных средств;

активизировать деятельность в новых сферах приложения труда (приграничный сервис, обслуживание транспортных коридоров, туризм и другие), в первую очередь в районах, где имеются объективные предпосылки для их формирования;

обеспечить первоочередное развитие производств и видов деятельности, ориентированных на использование местных ресурсов;

повысить уровень комплексности развития социальной инфраструктуры, прежде всего в районах с более низким развитием сети ее учреждений;

обеспечить государственную поддержку регионов с существенной долей неэффективно работающих предприятий, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также малых городских поселений с одним градообразующим предприятием.

Особого внимания со стороны государства требуют проблемы развития малых городов. В них предусматриваются ускоренное развитие строительства жилья и сферы услуг, создание новых рабочих мест.

Будет проводиться целенаправленная политика стимулирования размещения новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств, а также расширения сферы предпринимательства, связанного с обслуживанием населения, сельским хозяйством, переработкой сельскохозяйственной продукции и выпуском продукции из местного сырья.

Международные отношения

Мировая политика - совокупная деятельность государств на международной арене. Мировая политика включает также политические отношения между государствами на надгосударственном и наднациональном уровне – в рамках ООН и других глобальных и региональных организаций и учреждений.

Международные отношения – система политических, экономических, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей и взаимоотношений между государствами и народами.

Мировая политика – важный фактор, влияющий на развитие международных отношений. В то же время международные отношения представляют собой то пространство, в котором протекают процессы мировой политики.

Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.

Международная или мировая политика является ядром международных отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщес

Наши рекомендации