Развитие правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.
Конституция Республики Беларусь гласит: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство» (ст.1).
Важным этапом на пути становления белорусского правового государства явилось принятие новой Конституции в 1994 году (изменённой и дополненной в 1996 году). Раздел второй Конституции посвящен правам и свободам человека и гражданина. Права и свободы человека, его честь и достоинство провозглашаются как высшая ценность общества и государства. Государство гарантирует их всем гражданам независимо от расы, национальности, пола, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Лица, виновные в нарушении равноправия граждан, привлекаются к ответственности на основании закона.
В то же время Конституцией запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.
Правовое государство и гражданское общество могут возникнуть только на прочной экономической базе. Такая база закладывается на основе многоукладной экономики, разнообразных форм собственности, широкого развития частной инициативы, предпринимательства, фермерских хозяйств, приватизации сферы торговли и разнообразных форм обслуживания населения, передачи земли и производственных фондов в руки трудовых коллективов или отдельных лиц. В этом контексте большое значение имеет положение Конституции о том, что «государство гарантирует каждому право собственности и содействует её приобретению» (ст.44). В целом необходимо подчеркнуть, что положения раздела Конституции о правах человека приведены в максимальное соответствие с международными пактами о правах человека. Как и международные пакты, Конституция Республики Беларусь исходит из обязанности государственной власти в равной мере соблюдать и гарантировать все права и свободы человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные, культурные.
Именно в рамках гражданского общества воплощается большая часть прав и свобод человека. Вот почему отношения и институты гражданского общества в современных государствах пользуются поддержкой и защитой закона. В этой связи необходимо подчеркнуть, что формирование демократии и гражданского общества – это процессы, идущие параллельно, они взаимосвязаны, сложны и хрупки одновременно.
В условиях же традиционной неразвитости ряда институтов гражданского общества в нашей стране конституционное закрепление основ их свободного саморазвития крайне необходимо. Тем самым ставится надежный заслон излишнему вмешательству государства в личную жизнь гражданина и гарантируется развитие демократических начал самоуправления в основных сферах жизнедеятельности общества. В то же время ясно и то, что государство не вправе устраняться от регулирования общественно-политических, организационно-экономических и социальных отношений. Поэтому в Конституции определяются и обязанности государства перед гражданским обществом.
Гражданский кодекс Республики Беларусь закрепляет и развивает гражданские права и свободы, провозглашенные в Конституции. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского договора, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других имущественных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Выделим основные направления становления гражданского общества в современной Беларуси:
- формирование и развитие новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленной ими открытой социальной структуры общества;
- становление адекватной этой структуре системы реальных интересов;
- возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, общественных организаций, составляющих главные институты гражданского общества и среду для раскрытия творческой активности индивидов;
- создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности;
- становление и развертывание механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма;
- формирование непротиворечивой системы законов.
Сегодня в Беларуси гражданское общество не вполне развито, оно находится в стадии формирования. Особенность современной ситуации в Беларуси состоит в том, что элементы и блоки гражданского общества предстоит создавать во многом заново.