Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Гражданское общество и государство взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В гражданском обществе доминируют механизмы самоорганизации, в государстве – управления. Совокупность этих механизмов выполняет функции адаптера общественной системы. Государство координирует действия участников гражданского обществ. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества заключается в том, что государство подчиняется обществу, выполняет лишь те функции, которые выплывают из природы самого общества и служат его потребностям. Государство не должно при этом мешать реализации частных интересов, которые конкурируют в сфере гражданского общества.

В современном демократическом правовом государстве отдельный человек, его права и свободы, признаются высшей ценностью и по общему правилу имеют приоритет относительно общих или государственных интересов. Вместе с тем, именно от гражданского общества зависят сущностные характеристики института государства. Гражданское общество саморегулируется, в частности, так, что именно формирует для себя управляющую систему, задает пределы государственного вмешательства, определяет функции государства и контролирует их осуществление.

Государство также оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Однако особенность двусторонней взаимосвязи правового государства и гражданского общества заключается в том, что определяющим является влияние общества. Именно оно формирует государство, его институты, направляет и контролирует ее деятельность. Граждане страны, осознавая пренебрежительность своих прав над полномочиями государства, принуждают государственную власть в ее действиях ориентироваться на потребности общества, служить правам человека. Обеспечить такую сущностную предпосылку демократической государственности гражданское общество может с помощью определенных средств, самыми главными среди которых являются средства юридические – нормативно определены гражданские права.

Взаимосвязь гражданского общества и государства проявляется в том, что чем более развитое гражданское общество, тем менее заметной является роль государства. Поэтому неразвитость гражданского общества предопределяет избыточное усиление государства, которое поглощает общество. Поэтому, чем более развитым является гражданское общество, тем более демократическим является государство.

Социальное государство

Социальное государство - (термин введен в середине XIX в. немецким ученым Лоренцем фон Штейном (1815—1890) — форма государства, одной из важнейших функций которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Социальное государство в своем развитии проходит ряд этапов1:

Первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.).Этот период знаменателен следующими фактами:

1. В этот период времени Германия впервые в истории вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, финансирует медицинскую помощь, вводит пособие по болезни и обязательное пенсионное страхование.

2. Социальное страхование от несчастного случая появляется в этот период в Австрии во Франции , в Норвегии., Новой Зеландии, Швеции .

3. Медицинское страхование стало государственным в Австрии., в Швеции , в Норвегии . 2

4. С 70-х годов XIX столетия до начала Второй мировой войны государственное страхование охватило все сферы социальных рисков во всех странах

Второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) . Этот этап интересен следующими моментами :

1. Первая треть XX в. ознаменовалась принятием множества социальных законов и введением принципов социального государства в политику многих стран.

2. Социальные функции государства не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую основу государства.

Третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.). Именно в этот период государство становится субъектом специфических социальных функций, примером которых являются обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов.

Четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х).В этот период можно выделить три момента

1. С конца 70-х годов ХХ в. начинает нарастать критика государства всеобщего благоденствия, которая в середине 80-х годов становится многосторонней.

2. Направленность государства на обеспечение единого для всех членов общества постоянно повышающегося уровня жизни столкнулась с экономическими, демографическими и другими ограничениями.

3. С 70-х годов расходы на социальное обеспечение во многих странах начинают ежегодно расти более быстрыми темпами, чем доходы, что потребовало повсеместного повышения налогов и обязательных взносов в систему социального обеспечения.

Пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х). Происходит частичное сокращение социальных программ и пособий и к реформе социальной политики государств, которая в дальнейшем выразилась в пересмотре принципов, функций и механизмов социальной деятельности.

Шестой этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) - В этот период меняются роль и социальные функции государства. С середины 90-х годов ХХ в. формируются новые представления о социальном государстве как механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями. Современное социальное государство стремится отказаться направлено на создание благоприятных социальных условий, прежде всего, через социально-ориентированное рыночное хозяйство.

В настоящее время все развитые страны мира в большей или меньшей степени являются социальными государствами.

ТЕМА 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ И ИХ ТИПОЛОГИЯ

План:

1. Понятие политического режима.
2. Тоталитарный и авторитарный режимы: основные черты.
3. Сущность демократического политического режима.
4. Основные формы демократии.

Наши рекомендации