Развитие правового государства и гражданского общества в РБ

Формирование правового государства возможно только на основе развитого гражданского общества как системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворения частных интересов и потребностей.

Понятие «гражданское общество» связано своими корнями с идеей «полиса» Аристотеля, «гражданского общества» Цицерона и естественным правом. Вместе с тем, в античности и особенно в эпоху феодализма все важнейшие институты общественной жизни, в том числе собственность, семья, религия, классы, корпорации, образование, культура и пр. были тесно связаны с государством и имели статус элементов государственной жизни. Даже известные мыслители Нового времени Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др. пользовались словами «гражданское общество» и «государство» как синонимами.

Одновременно именно в эпоху Просвещения формируется представление о том, что чрезмерно усилившееся государство сдерживает развитие личности и препятствует ее свободному волеизъявлению. Проблемы противостояния государства и гражданского общества широко обсуждались в работах Т. Спенса, Х. Ходжскина, Ж. Е. Сийеса, нашли свое отражение в программном документе Великой французской революции – Декларации прав человека и гражданина. Свою концепцию предложил Т. Пейн, по мнению которого государство является необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. А. де Токвилль, Дж. С. Милль и др. считали разграничение между государством и обществом одной из основных характеристик демократической социальной и политической системы.

Вместе с тем, существовало и иное течение политической мысли, связанное с именами И. Бентама, Ж. Сисмонди, П. Пфицера и др., которые рассматривали чрезмерную свободу гражданского общества источником постоянных конфликтов и обосновывали необходимость его жесткого государственного регулирования и контроля. В наиболее законченной форме эта идея представлена в работах Г. Гегеля. Он считал, что развитие гражданского общества происходит после появления государства и является особой стадией в сложном процессе исторической трансформации общественных отношений. По его представлению – это противостоящая семье и государству, но тесно связанная с ними система частных и групповых интересов, где каждый стремится только к собственным целям, но без взаимодействия с другими не может их достичь. Идеальное государство, признавая гражданское общество и удерживая его под своим контролем, обеспечивает тем самым его единство и общий интерес.

Марксизм упростил структуру гегелевской модели гражданского общества, сведя ее к сфере труда, производства и обмена. Если государство отображает политический интерес всех граждан, то гражданское общество – частный интерес. В обществе, основанном на частной собственности, социальные отношения принимают форму классовых антагонизмов, что предопределяет возникновение государства. Однако сами отношения между государством и гражданским обществом практически не исследуются. Коммунизм как цель общественного развития не предусматривал наличия государства. Не удивительно, что В.И. Ленин вообще не пользовался понятиями «правовое государство» и «гражданское общество».

На Западе термин «гражданское общество» стал активно использоваться только с 70-х годов ХХ в. До этого пользовались понятием просто «общество». При этом либеральная концепция гражданского общества абсолютизирует его роль как хранителя индивидуальных прав и свобод человека, защитника их от посягательства государства. Дополненная ценностями демократии, политического плюрализма, консенсуса и партнерства конкурирующих социальных групп, индивидуальной свободы человека, идея гражданского общества противопоставляется государству, сводя до минимума его функции: обеспечение правопорядка и общественной безопасности, охрана окружающей среды и т.д.

В современном понимании гражданское общество – это совокупность всех граждан, их свободных объединений и ассоциаций, связанных общественными отношениями, которые характеризуются высоким уровнем общественного сознания и политической культуры, и находятся за пределами государства, его регулирования и регламентации, однако гарантируются и охраняются государством. Названная взаимосвязь и взаимозависимость проявляется в том, что без государства гражданское общество существовать не может, а без развитого гражданского общества государство не является демократическим. Другими словами, гражданское общество является системой обеспечения жизнедеятельности общества, его самовоспроизводства и передачи от поколения к поколению, системой независимых от государства общественных институтов и отношений, которые создают условия для самореализации отдельных индивидов и социальных групп. При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни.

Обобщая все сказанное, исследователи выделяют основные признаки гражданского общества, необходимые для его нормального функционирования:

- наличие отдельной от государства структуры общества, которая состоит из граждан, их добровольных объединений и ассоциаций;

- существование многообразных форм собственности, свободной конкуренции и обмена деятельностью и ее продуктами между независимыми собственниками;

- обеспечение прав и свобод личности, возможностей реализации ее интересов и стремлений, политического и идеологического плюрализма;

- свободные отношения между субъектами гражданского общества, саморегуляция отношений между людьми, их добровольными объединениями и ассоциациями на основе социально-психологических и ментальных регуляторов общественной жизни;

- богатство и развитие социальных инициатив;

- сохранение национальных традиций, культуры.

Наши рекомендации