Либеральная и консервативная идеологии.
Несмотря на всю сложность и многоликость политической жизни западного общества, многообразие политических партий и общественных организаций, уже на протяжении столетий его развитие определяется либеральной, консервативной и социал-демократической доктринами. Поскольку российские радикал-реформаторы обозначили свое идейное кредо как либерально-консервативное, предметом нашего исследования являются первые две доктрины. И либерализм, и консерватизм представляют собой сложные мировоззренческие конструкции, претерпевшие существенные исторические изменения.
ЛИБЕРАЛИЗМ
Переломной вехой в политической судьбе либерализма можно считать начало XX в. К тому времени для многих дальновидных представителей либеральной политической мысли стало ясно, что если не обуздать действия так называемых "свободных сил" общества, то не избежать социальных потрясений, способных уничтожить "статус-кво" западной цивилизации.
На практике оказалось, что общество "Laisser-faire" - общество безграничной свободы, конкуренции и рынка не только не привело к формированию идеальных и гармоничных отношений между людьми, но и не дало обещанного расцвета экономики. Неконтролируемая конкуренция привела к господству монополий, занявших ведущие позиции практически во всех сферах производства, превративших лозунг "равных возможностей" и индивидуальных свобод в право беспощадной эксплуатации людей наемного труда.
Стагнационные процессы, обусловленные монополизацией жизни в условиях фактической социальной незащищенности огромных масс народа, не только привели к резкой социальной и имущественной дифференциации западного общества, но поставили под сомнение ценность традиционных либеральных идей в сознании народных масс. Это могло привести к революционным потрясениям, тем более что пример уже был - Октябрьская революция в России.
Наибольшей остроты противоречия в западном обществе достигли в 30-е гг., вошедшие в историю как эра "великой депрессии". Самые большие испытания выпали на долю ведущей капиталистической державы.
Кризис "классического капитализма" потребовал решительного пересмотра как теоретических, так и политических принципов либерального движения. На смену "классическому" варианту была выдвинута новая парадигма - идея "нового либерализма" или "социального либерализма". В ее основу были положены концепции известного английского экономиста Дж. Кейнса. В качестве средства против циклического перепроизводства и безработицы он выдвинул идею государственного антикризисного регулирования. Видя всю ошибочность логики безграничного доверия принципу саморегуляции рыночной экономики, он потребовал активного государственного вмешательства в процесс стимулирования производства и потребления. Дж. Кейнс с целью достижения эффективного функционирования совокупного капитала настаивал на праве государства ограничивать автономию индивидуальных капиталов. Он считал капитализм не стихией, а рационально организованной системой, гибко реагирующей на изменяющиеся обстоятельства.
Дж. Кейнс, видя всю бесплодность политически жесткого противостояния капитала и наемной рабочей силы, предложил путь поиска "социального согласия" с целью достижения сбалансированности интересов. Проведя политику полной занятости, увеличивая потребление рабочих, предприниматели, согласно мнению Дж. Кейнса, формировали бы в лице рабочих не антагонистов, а союзников, наряду с предпринимателями заинтересованных в росте производства.
В самом широком смысле кейнсианство создало предпосылки для конвергенции интересов предпринимателей и реформаторских слоев рабочего класса. В политическом смысле суть кейнсианства можно обозначить как стремление соединить преимущества производства, основанного на принципах частной собственности, со справедливым распределением.
Идеи "социального либерализма" были реализованы в практике Нового курса Ф. Рузвельта, избранного президентом США в 1932 г. Впервые был предпринят беспрецедентный опыт радикального реформирования традиционного, классического капитализма.
Ф. Рузвельт считал себя последовательным либералом, свято чтущим заветы Т. Джефферсона и Б. Линкольна - его политических и общественных кумиров. Из наследия Джефферсона Ф. Рузвельт воспринял две основополагающие идеи. Во-первых, право каждого поколения на обновление общественного договора в зависимости от меняющихся условий жизни людей и общества. Во-вторых, право общества на противодействие крайностям экономического и социального неравенства.
Опираясь на авторитет "отцов-основателей", прогрессивные разработки современных ему обществоведов, Ф. Рузвельт доказывал, что право собственности сформировалось исторически, само ее существование немыслимо без государственного участия и в силу этого государство обязано бороться с издержками свободного предпринимательства. Ф. Рузвельт полагал крайне опасной и несправедливой узурпацию права частной собственности горсткой людей и отчуждение этого права от миллионов рабочих и служащих.
Наряду с активным вмешательством государства в лице федерального правительства в экономическую жизнь страны в мирных условиях, что выразилось в откровенном внедрении принципов планирования хозяйственной деятельности, "новый курс" впервые предполагал также проведение активной социальной политики. Была введена система выдачи минимальных пособий по безработице, принята программа общественных работ (строительство автострад, аэродромов, мостов и т.д.) с привлечением безработных и т.д.
Своего апогея идея "социального либерализма" достигла в конце 60-х- начале 70-х гг. В США она связывается с программными заявлениями представителей левого крыла демократической партии Ю. Маккарти и Д. Макговерна. Во время избирательной кампании 1968 и 1972 г. они выступили за создание в стране системы всеобщего государственного социального обеспечения для того, чтобы гарантировать независимость рабочих от предпринимателей, формирование эффективной системы демократического контроля над экономической и социальной деятельностью фирм, процессов ценообразования, заработной платы, борьбы с экономическим монополизмом.
Если суммировать основные положения "новых либералов" или идеологов "социального либерализма", то они выглядят следующим образом:
1. На смену идее о государстве, не вмешивающемся ни в экономическую, ни в социальную жизнь общества, пришло "государство благосостояния", поставившее перед собой задачу предотвращения социальных конфликтов при помощи поддержки наиболее обездоленных, социально незащищенных слоев общества путем активного вмешательства в экономическую жизнь через налоги, государственную собственность, бюджет, планирование и т.д.
Социальные либералы выступают за государственное, доступное всем категориям населения медицинское обслуживание, бесплатное дошкольное воспитание, бесплатное школьное и высшее образование, за дальнейшее расширение системы социального обеспечения.
2. Придерживаясь традиционного принципа народного суверенитета, они стоят на позициях "плюралистической демократии", призванных обеспечить, сбалансировать и учесть интересы всех социальных групп общества в области политической власти.
В сугубо прагматическом плане теория "плюралистической демократии" включает в себя принцип разделения властей, открытость принятия решений на уровне представительных органов при условии, что электорат обладает всей полнотой информации по решаемым проблемам, возможностями для оказания воздействия на выработку решений.
"Социальный либерализм" с его идеей "общества всеобщего благоденствия" доминировал в политической, экономической и духовной жизни западного общества вплоть до конца 70-х- начала 80-х гг.
Приход в 1980 г. к власти в США Р. Рейгана, переизбрание его на второй президентский срок, победа консерваторов ряда стран Запада обозначили новую фазу в их развитии, когда либерализм уступил лидирующие позиции консерватизму.
КОНСЕРВАТИВНАЯ ДОКТРИНА
Она получает импульс развития на Западе в периоды глубоких кризисов: структурного, энергетического, сырьевого, экологического, переплетающихся с кризисом перепроизводства. Глубина и масштабы этих процессов диктуют качественное обновление основного капитала, смену промышленных технологий. Такие кардинальные перемены вызывают к жизни механизмы расширения свободы рынка и сужение регуляторов государства в экономической и социальной сферах.
Либеральная доктрина "общества благосостояния" на определенной фазе НТП вступила в противоречие с глубинными интересами общества. В том числе это привело к резкому обострению экологической обстановки, резко ухудшило среду обитания человека, что во многом породило недовольство населения политикой либералов и тем самым подтолкнуло их в лоно консерваторов, обещавших гармонизировать человека с окружающим его миром.
Ратуя за возврат к истинному, отвечающему человеческой природе состоянию, неоконсерваторы требуют реставрации принципов свободного рынка, свободной конкуренции, отстранения государства от управления экономикой и вмешательства в социальную политику.
Неоконсерваторы утверждают, что непомерно разросшаяся мощь государства превратилась в тормоз частного предпринимательства, являющегося двигателем развития. Отсюда курс на децентрализацию и приватизацию государственного сектора экономики, обещания восстановить дух свободного предпринимательства.
Особую ярость у консерваторов вызывает так называемая "активная" социальная политика, которую проводили "социальные либералы" через прогрессивные налогообложения, борьбу с безработицей, развитие социальных услуг и т.д. Неоконсерваторы выдвинули лозунг резкого сокращения государственных субсидий на обеспечение доступного и дешевого медицинского обслуживания, бесплатного образования, высокого пособия по безработице, дешевого коммунального жилья и т.д.
Было бы в то же время неправильно считать, что консерватизм выступает за ослабление роли государства вообще. Он - за резкое сокращение экономических и социальных функций государства при значительном усилении властных. Выступая за восстановление доверия народа к власти, консерваторы доказывают, что современное индустриальное общество нуждается не в разгуле индивидуальных свобод, а в послушании и порядке.
Опираясь на традиционные постулаты о примате в общественном развитии неравенства людей, консерваторы, отстаивая идею иерархичности, считают наиболее совершенной такую структуру политического управления, которая основана на правлении избранных.
Особое неприятие вызывает у них идея равенства всех социальных групп в обществе, отсюда решительное наступление на права профсоюзов с целью отстранения их от рычагов политической власти.
Аппелируя к основным постулатам идей неоконсерватизма и либерализма попытаемся представить, какая трансформация произошла с попыткой прививки этих идей на российскую почву.
Надо иметь в виду, что эти ведущие на Западе доктрины существуют в современном обществе как симбиоз идей, экономических доктрин и рычагов (регуляторов), воздействующих на социально-экономические и политические процессы.
В самом широком смысле неоконсервативная реформа на Западе имеет своей целью поиск новых импульсов развития общества. Основные надежды в этом смысле возлагаются на кардинальную ревизию в системе государственного управления экономикой и социальной сферой.