Роль и место идеологии в жизни общества. Структура и функции идеологии.

Либерализм как идейно-политическое течение Запада. Современный (социальный) либерализм.

Основные цели либералзма:

1)обеспечение данных от природы естественных прав (право на жизнь, личную свободу, собственность)

2) обеспечение гражданских прав

3) установление равенства всех граждан перед законом

4) установление свободной рыночной экономики

5) обеспечение ответственности правительства и прозрачности государственной власти

Социальный либерализм возник в конце XIX века во многих развитых странах. Сторонники социального либерализма утверждают, что без гарантии позитивных прав невозможна справедливая реализация негативных прав, поскольку на практике малообеспеченное население жертвует своими правами ради выживания, а суды чаще склоняются в пользу богатых. Социальный либерализм поддерживает введение некоторых ограничений на экономическую конкуренцию. Он также ожидает от правительства предоставления социальной защиты населению (за счёт налогов), чтобы создать условия для развития всем талантливым людям, для предотвращения социальных бунтов и просто «для общего блага». Основные мыслители: Джон Дьюи, Мортимер Адлер.

Консерватизм и неоконсерватизм.

Консерватизм — это идеология, основывающаяся на принципе безукоснительного следования сложившимся в обществе традициям и обычаям. Консерваторы полагают, что любое изменение представляет собой социальное зло и чревато неприятностями и катастрофами. Главная задача правителей и идеологов консервативного толка — во что бы то ни стало сохранить сложившийся исторически вариант общественного устройства.

Консервативная идеология базируется на представлениях о сакральности прошлого и ставит во главу угла ценности, испытанные веками, поэтому сопротивляется любым инновациям, даже тем, которые несут в себе какие-то позитивные элементы. В сфере экономики консерватизм предполагает абсолютизацию традиционных для данного общества, обычно аграрно-патриархальных, отношений и противостоит идее свободного рынка и индустриальной модернизации. Будучи почвеннической идеологией, консерватизм тяготеет к принципам национальной обособленности, сильной государственности в традиционных для данного общества формах.

Неоконсерватизмпризнает необходимость государственного вмешательства в экономику, но отводит значительную роль рыночным механизмам регулирования.

В политической доктрине неоконсерватизма присутствует ряд приоритетных положений: подчинение индивида государству, обеспечение политической и духовной общности нации. Государство неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах, обеспечивать индивиду необходимые жизненные условия на основе законности и правопорядка, при этом развивая институты гражданского общества, сохраняя уравновешенность отношений человека с природой.

Вклад отечественных мыслителей XII-начало XX вв. (Е. Полоцкая,

К. Туровский. Н Гусовский. Ф С Корина. Ф Богушевич. Я. Купала и

Др.) в формирование традиционных идеалов и ценностей белорусского

Народа.

Евфросиния много читала. Занималась переписыванием книг по заказам горожан, полученные деньги раздавала как милостыню. В 1127—1128 годы Евфросиния основала Полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь. Монастырь получил богатые вклады и Евфросинией в нём был построен каменный храм Спасителя, сохранившийся по настоящее время. Также Евфросинией была построена каменная церковь во имя Пресвятой Богородицывокруг которой возник мужской монастырьПо её заказу Лазарь Богша в 1161 году сделал крест для Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря — образец местного художественного ремесла (см. Крест Евфросинии Полоцкой).

Кирилл Туровский —знаменитый проповедник и писатель XII века. Белорусский и восточнославянский церковный деятель, богослов.Сохранилось около 70 произведений Кирилла Туровского разных жанров. Это молитвы, поучения, проповеди, притчи, каноны.Некоторые исследователи перу Кирилла Туровского приписывают и хрестоматийное «Слово о полку Игореве».

Николай Гусовский (1470?-1533?) белорусский поэт, гуманист, просветитель, выдающийся деятель славянской культуры. Родился в семье охотника, образование получил в Вильно, Польше, Италии. В 1522 году написал свое лучшее произведение " (Песнь о зубре), Проповедовал патриотизм и уважение к славянским народам. Им были написаны поэма "Победа над турками" и др.

Франциск Скорина (до 1490 – ок.1551), белорусский первопечатник и просветитель. Родился в Полоцке в купеческой семье. Имел степень бакалавра философии (Краковский университет 1506 г.), а в 1512 сдает экзамен на доктора медицинских наук в Италии в Падуанском университете. Издательскую деятельность начал в Праге в 1517 году. В течении двух лет издал 23 книги под общим названием "Библия", В начале 1520 основывает типографию в Вильно, издает "Малую подорожную книжицу", "Апостол", "Пражский псалтырь" и "Канонник".Деятельность Ф.Скорины была выдающимся вкладом в развитие белорусской культуры, общественной мысли белорусского народа. Он впервые издал библию на славянском языке, что явилось огромным вкладом в развитие грамотности не только белорусского народа, но и в других славянских странах. Его издательская деятельность предусматривала основным образом просветительские цели, а не религиозно-богословские.

Богушевич(1840-1900). Он первым из белорусских писателей выступил за сохранение белорусского языка, считал его основой существования нации. Богушевич обосновал право белорусского народа на государственный суверенитет и самостоятельность (белорусские земли тогда входили в состав Российской империи), защищал права крестьян, ратовал за предоставление политических свобод для широких народных масс. При жизни произведения Богушевича в царской Россиибыли запрещены.Решительный толчок белорусскому движению придала книжка «Дудка белорусская», которая вышла в Кракове в 1891 году на белорусском языке. Эта книжка внесла неоценимую роль первых книжек Богушевича.

Этапы и критерии

Вопределениях политической модернизации --- способности политической системы отвечать потребностям изменяющихся общественных условий,

Обычно термин «модернизация» расшифровывается как движение, переход от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному. В этом случае, как правило, имеются в виду развивающиеся страны, входящее в соприкосновение с западной индустриальной моделью общества.

В центре теории политической модернизации - обоснование обшей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации:

1) 50-60-е гг. XX в., когда модернизация понималась как вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни; в этот период господствовала идея однолинейного развития: одни страны отстают от других, но в целом они движутся по одному пути модернизации; политическая модернизация воспринималась, во-первых, как демократизация развивающихся стран по западному образцу, во-вторых, как условие и следствие успешного социально-экономического роста стран “третьего мира” и, в-третьих, как результат их активного сотрудничества с развитыми государствами Западной Европы и США;

2) В 70-90-е гг. связь между модернизацией и развитием была пересмотрена: первая стала рассматриваться не как условие второго, а как его функция; приоритетной целью было названо изменение социально-экономических и политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели; появляются концепции “частичной модернизации”, “тупиковой модернизации”, “кризисного синдрома модернизации”; более детально стали исследоваться конкретные политические процессы с учетом специфических исторических и национальных условий, культурногосвоебразия различных стран.

Критерии модернизации в политической сфере:

-образование централизованных государств, управляемых на основе разумного принципа разделения властей (как на макро-, так и на микро- уровнях);

-включения широких масс населения в политический процесс (хотя бы посредством расширения представительской формы политического участия);

-установления демократии, с сопутствующими ей институтами;

-формирования осознанных интересов различных общественных групп.

Обычно выделяют два типа модернизации. Первый из них - тип оригинальной, спонтанной модернизации,характерен для стран, переживших переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного, длительного развития внутренних процессов, через постепенное самопроизвольное накопление предпосылок в тех или иных областях общественной жизни, соединение которых давало качественный толчок (США, Англия).

Второй тип - вторичная, отраженная модернизация, характерен для стран, по тем или иным причинам отставших в своем развитии и теперь за счет широкого использования опыта передовых государств, пытающихся их догнать по уровню и качеству жизни, то есть это осовременивание вдогонку.

Основным фактором вторичной модернизации являются социокультурные контакты с уже существующими центрами «универсальной мировой культуры».

И в том и в другом случае успешность модернизации во многом зависела от того, насколько процесс изменений протекал органично, то есть имманентно вписывался в национальные институты, воспринимался обществом или хотя бы значительной его частью как естественный и поддерживался ими.

Политическая система РБ.

Республика Беларусь, согласно конституции — унитарное демократическое социальное правовое государство. Главой государства является президент. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Форма правления характеризуется как смешанная республика президентская республика.
.) Политическая системы Беларуси

Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством.

Беларусь — президентская республика. Президент Республики Беларусь избирается народом и наделен широкими полномочиями во всех сферах государственного управления (издает декреты, имеющие силу закона; определяет структуру Правительства; подписывает законы, принятые Парламентом; является Главнокомандующим Вооруженными силами и др.).

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту (Национальное собрание Республики Беларусь).

Исполнительную власть осуществляет Правительство (Совет Министров), возглавляемое Премьер-министром. Премьер-министр назначается Президентом с согласия нижней палаты Парламента. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.

Судебная власть принадлежит Конституционному Суду, судам общей юрисдикции и хозяйственным судам. Конституция страны принята в 1994. Действует с изменениями и дополнениями, принятыми на общенациональных референдумах 1995.05.14 (русскому языку придан равный статус с белорусским языком, Президент наделен правом распускать Парламент и назначать новые выборы), 1996.11.24 (принята новая редакция конституции, закрепившая переход к президентской форме правления: расширены полномочия президента и реформирована система органов власти) и 2004.10.17 (исключено ограничение на количество избраний одного и того же лица Президентом).

26Тоталитарный режим. Характерные черты

Тоталитарный режим характеризуется наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, в большинстве случаев харизматическим. Характерные черты тоталитаризма в политической сфере: Тоталитарный режим допускает только одну партию – правящую, а другие стремится разогнать, запретить или уничтожить. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Центром тоталитарной системы является вождь. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе человека. Тоталитарный режим широко и регулярно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие уже не становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Оно выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. При тоталитарном режиме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на сверх централизованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью. В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного политического режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение нового "наилучшего" политического и социального порядка и создание нового типа личности. Основу такой идеологии составляет привлекательная утопия, рисующая сверкающий образ будущего совершенного строя и использующаяся для оправдания огромных повседневных жертв народа. Тоталитарная идеология претендует на то, чтобы быть воплощением абсолютной истины, и поэтому как единственно верное учение носит обязательный для всех характер

Демократнческнй режим.

Демократический режим – это режим, в котором власть осуществляется свободно выражающим себя большинством.

Основные признаки демократического режима:

1) народный суверенитет, где первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, к примеру, на референдуме. Он лишь считает, что все носители государственной власти свои функции получают благодаря народу, т. е. непосредственно путем выборов (например, депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (например, формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2) свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право; свободу голосования, т.е. тайное голосование; равенство всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3) подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства – уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и право сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4) реализация принципа разделения властей. Три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – обладают полномочиями в рамках системы сдержек и противовесов, которые могут блокировать недемократические, противоречащие интересам граждан действия другой ветви. Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов – необходимое условие демократии;

5) конституционализм и верховенство закона во всех сферах жизни. Перед законом все равны. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, – разрешено».

К демократическим режимам относят президентские республики; парламентские республики; парламентские монархии
– самая распространенная; демократия со времен античности понималась как форма организации гос-ва, где властью обладают все граждане; демок-тия понимается как форма устройства любой организации, основанной на большинстве голосов; Демократ режимы хар-ся признаками: народ – источник власти; равноправие; выборность всех представителей органов на основании всеобщего избирательного права, регулярная сменяемость; свобода полит движений и партий; наличие демократ свобод;

Известны различные типы демократ гос-тв: 1) рабовладельческое 2) феодальн 3) буржуазн 4) социалистическое

В настоящее время сущ 3 разновидности политич демократ режимов: президиальный, парламентский, смешанный.

Политологами разрабатывается теория перехода от авторитаризма к демократии (теория редемократизации). При этом внимание концентрируется на условиях и предпосылках, благоприятствующих переходу, на его движущих силах, путях и стадиях, на различных моделях перехода.

В современной политологической литературе выделяются следующие пути перехода к демократии:

а) эволюционный (“трансформация”) - Испания;

б) революционный (“замена” или крах старого режима)Португалия;

в) военное завоевание - Германия, Япония.

С. Хантингтон характеризует три модели перехода от авторитаризма к демократии:

1) классическая линейная модель демократизации (Великобритания, Швеция) предусматривает постепенное ограничение монархической власти, расширение прав граждан и парламента; вначале подданные получают гражданские (личные) права, затем права политические и значительно позднее - социальные; постепенно ограничиваются и устраняются избирательные цензы; парламент становится высшей законодательной властью и контролирует правительство;

2) циклическая модель (во многих странах Латинской Америки, Азии и Африки) предполагает чередование демократических и авторитарных форм правления при формально позитивном отношении к демократии политической элиты; в этом случае избранные народом правители либо свергаются военными, либо сами узурпируют власть, опасаясь потерять ее, сталкиваясь с растущей непопулярностью и сильным противостоянием оппозиции; указанная модель свидетельствует о недостаточной зрелости внутренних предпосылок демократии и, особенно, о ее слабой укорененности в господствующей политической культуре;

3) диалектическая модель (Испания, Португалия, Греция) как и модель циклическая характеризуется нестабильностью переходных политических режимов, но здесь переход к демократии осуществляется под влиянием уже достаточно созревших для нее внутренних предпосылок (индустриализации, многочисленного среднего класса, достаточно высокого образовательного уровня граждан, рационализации и индивидуализации массового сознания и т.д.); нарастание этих и других факторов приводит к довольно быстрому и внезапному краху авторитарных режимов; в результате постепенно (после череды смен) устанавливается стабильная, жизнеспособная демократия.

Гражданское общество

Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека. Признаки: развитая демократия, обеспечение прав и свобод человека, уровень гражданской культуры, правовая защищённость граждан. Функции: защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства, развиваются механизмы общественного самоуправления, одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

Однопартийная система

Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

В рамках многопартийной системы выделяют:

§ многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;

§ многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;

§ «блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма

П.с. -институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между политическими партиями и государством, а с другой - взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами. Примерно в двух десятках стран (Бутан, Оман, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) политические партии отсутствуют по причине их официального запрета. В остальных государствах существуют однопартийные или многопартийные системы.В науке конституционного права различаются многопартийные системы с одной доминирующей партией - "полуторапартийные" (Япония, Мексика, Швеция), с двумя ведущими партиями - "двухпартийные" (США, Великобритания), с двумя ведущими партиями, из которых одна вынуждена постоянно опираться на союз с более мелкой партией (партиями) - "2 и 1/2-пар-тийные" (ФРГ), собственно многопартийные (Франция, Россия). Особую разновидность последних составляет система фиксированного законом числа партий (существовала в Бразилии в 1966- 1979 гг., в Сенегале в 1976-1990 гг., ныне существует в Нигерии и Индонезии). Однопартийные системы характерны для стран с тоталитарными и авторитарными режимами. При этом достаточно часто "руководящая роль" единственной партии получает конституционное закрепление. Ныне однопартийные системы действуют в КНДР, Вьетнаме, Лаосе, на Кубе. В КНР существует псевдомногопартийная система: наряду с безраздельно правящей коммунистической партией наличествуют еще несколько карликовых "партий", безоговорочно ее поддерживающих.

43. Становление многопартийной системы в РБ. Правовой основой для формирования в нашей стране многопартийной системы стала отмена 6-ой статьи конституции СССР(1990г) о руководящей роли КПСС. В настоящее время деятельность партий регламентируется законом РБ «о политических партиях» (от 5 октября 1994, 19 июня 2005г.). Социально-экономические предпосылки многопартийности – рост негосударственного сектора экономики, формирование класса собственников, дифференциация общества. Идеологическая предпосылка – кризис маркс.-ленинской идеологии, повышение образовательного уровня граждан, терпимость к альтернативному мнению. В 90-е гг.20в. в Беларуси сформировалось более 40 партий. Сейчас зарегестрировано 15 правоцентристских партий(объединенная гражданская партия, БНФ, Консервативно-христианская партия – БНФ), Либерально-демократическая партия, Левоцентристские (Бел.соц.-демокр.партия(Грамада), Соц-дем.партия народного согласия), Левые(коммунистич.партия Беларуси, партия левых сил «спарведливый мир», Аграрная партия и др.).

Роль и место идеологии в жизни общества. Структура и функции идеологии.

Роль идеологии в жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют. Среди них можно выделить следующие:
1) ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности;
2) мобилизационную, то есть, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию;
3) интегративную, связанную с тем, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам любой индивидуальный или групповой интерес. Политические идеологии противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором;
4) амортизационную, которая заключается в том, что, будучи способом интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации;
5) функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы, поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп. Исходным элементом структуры политической идеологии, что ее определяет, формирует и определяет, выступает политический интерес, на который опирается и из которого выходит собственно политическая идеология.Именно такой интерес выступает как форма выражения потребности, а потребность - выражение политической необходимости.Политическая идеология начинается с идей, выступает как их система, хотя и не сводится к ним. В ней раскрывается функциональное назначение идей, возможности и особенности практической реализации их перехода в другие структурные компоненты.Таким образом, исходным моментом теоретического познания содержания политической идеологии выступает политическая идея. Эта идея понимается как форма отражения политической действительности, как следствие постижения мнением предмета познания - политического процесса. В этом контексте политическая идея представляет собой "мостик" от мысли к действиям, от сознания - к активности. Здесь объективная потребность отображается в теории через интересы, цели и мотивы социальных общностей и личностей, она становится руководством к действию.

2. Сущность политической идеологии, её функции и уровни.
Идеологическая структура общества пронизывает все другие структуры и сферы общества, проникает в их «социальную ткань».

Идеология является социально-философской категорией, обозначающей уровень общественного сознания и представляющей собой «систему политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности».

Термин «идеология» предложил французский мыслитель XVIII в. Дестю де Траси, назвав так новую науку об идеях. На первый план это понятие было выдвинуто в XIX в. бурной политической жизнью Европы. Развернутую концепцию идеологии дали К. Маркс и Ф. Энгельс в своей работе «Немецкая идеология», где использовали этот термин в двойном значении: во-первых, идеалистического миропонимания, в котором идея выполняет роль субстанции мира, во-вторых, типа профессионального социально-политического мышления, когда его субъект не сознает своей обусловленности экономическими классовыми интересами, а в действительности отстаивает именно их. Подобное мышление творит особую реальность, подменяющую в глазах людей подлинную социальную реальность, и тем самым препятствует осознанию ими своих действительных интересов. Однако Маркс и его последователи делали исключение для идеологии пролетариата, считая, что классовое сознание пролетариата совпадает с объективным видением действительности, а пролетарская революция навсегда покончит со всяким классовым сознанием и идеологией вообще. Если следовать логике марксизма, получается, что пролетарская идеология обладает истинностью. В целом Маркс признавал возможность относительной истинности конкретных идеологий в конкретных исторических условиях. Так, буржуазная идеология была истинной, когда была исторически прогрессивной (в эпоху прогрессивного капитализма).

В дальнейшем идеология стала предметом активного социологического изучения.

Немецкий социолог К. Мангейм рассматривал идеологию как продукт социальной жизни, подчеркивая социальную обусловленность всех без исключения идеологий и обусловленный этим иллюзорный характер их содержания. Он выделял два уровня идеологии — индивидуальный и надындивидуальный (групповой, классовый, национальный и т.д.). Соответственно первый уровень рассматривался как предмет исследования психологии, а второй — социологии.

В. Парето понимает идеологии как «деривации», М. Вебер — как «символические формы опосредствования», Р. Арон — как своего рода «секулярные религии». Более нейтральные формулировки принадлежат представителям социологии знания и связывают идеологию с ценностями и верованиями общества. Например, Р. Будон рассматривает идеологию как специфическую идейную конструкцию, связанную с выражением конкретных групповых интересов и лежащую в основе социального действия. Согласно Будону, идеология выполняет множество функций: способствует росту сплоченности группы, формулирует и обосновывает ее социальные ожидания и т.п.

Таким образом, в современной социальной науке идеология понимается как духовное образование, своего рода социальное мировоззрение, дающее ответы на возникающие у человека вопросы относительно социальных отношений, социальной справедливости, исторических перспектив общества, в котором он живет, и т.д.

Социальные функции идеологии

Социальная действительность отражается в общественных идеях и теориях, суть которых и есть идеология. Исследование идеологии в социально-практическом аспекте позволяет выделить следующие ее социальные функции:

познавательную, проявляющуюся в том, что идеология предлагает человеку определенную модель интерпретации окружающего мира, общества и своего места в нем;

оценочную, позволяющую индивиду выбрать адекватные его социальным интересам ценности и нормы, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни;

программно-целевую, состоящую в том, что идеология ставит перед индивидами определенные стратегические и тактические цели, устанавливает их субординацию и предлагает программу их достижения;

футуролого-прогностическую, предлагающую обществу модель лучшего будущего, к которому необходимо стремиться, и обосновывающую его возможность;

интегративную, проявляющуюся в том, что идеология способствует сплочению общества или социальной группы на основе единой цели, общих проблем и необходимости общих действий;

защитную, обеспечивающую взаимодействие с другими идеологиями либо в виде борьбы, либо в виде сосуществования;

социально-организующую, которая выполняется идеологией, поскольку она определяет принципы организации общества и управления им.

Наши рекомендации