Тема 1. «Понятие идеологии. Феномен политической идеологии и ее функции»

ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

ТЕСТЫ

Учебно-методическое пособие

для студентов всех факультетов

и специальностей

Гродно2008

УДК 32.019.5(076.3)

ББК 66.0я7

О-75

Авторы: C.Г. Павочка, А.Г. Радюк.

Рецензент: кандидат исторических наук, доцент С.А. Ситкевич.

Основы идеологии белорусского государства. Тесты:

О-75 учеб.-метод. пособие / С.Г. Павочка, А.Г. Радюк. – Гродно: ГГАУ, 2008. – 78 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов и проведения диагностики уровня и качества полученных ими знаний по курсу «Основы идеологии белорусского государства».

УДК 32.019.5(076.3)

ББК 66.0я7

Рекомендовано межфакультетской методической комиссией экономического факультета и факультета бухгалтерского учета (протокол № 1 от 24 сентября 2008 года).

©С.Г. Павочка, А.Г. Радюк, 2008

© УО «ГГАУ», 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………….......... 5

Тема 1. «Понятие идеологии. Феномен политической

идеологии и ее функции»………………………………. 7

Тема 2. «Идеология либерализма

и ее основные черты»……………………..................... 16

Тема 3. «Особенности идеологической

доктрины консерватизма»……………………………. 19

Тема 4.«Идеология социализма и ее разновидности.

Фашизм как идеологический феномен ХХ в.» ………… 22

Тема 5.«Национальная и государственная идеология.

Элементы, уровни и механизмы государственной

идеологии»………………………………………………. 26

Тема 6. «Формирование идеологии белорусской

государственности и ее исторические этапы.

Перспективы Союзного государства».......................... 30

Тема 7. «Конституция и основы конституционного

строя Республики Беларусь»…………………………... 32

Тема 8. «Политическая культура, ее структура и

функции. Средства массовой информации (СМИ)

и их роль в идеологических процессах»……………….. 37

Тема 9. «Роль и место профсоюзных организаций в

идеологических процессах»…………………………….. 42

Тема 10. «Избирательные кампании и их

идеологическое обеспечение»………………………….. 44

Тема 11. «Государственные институты и

идеологические процессы»……………………………... 49

Тема 12. «Белорусская экономическая модель и ее

основные черты»……………………………………….. 52

Тема 13. «Белорусская политическая система в

контексте идеологических процессов»………………… 57

Тема 14. «Понятие социального государства.

Становление Республики Беларусь как социального

государства. Социальная сфера и идеологическая

политика»………………………………………………… 61

Тема 15.«Религиозная ситуация в Республике

Беларусь и конфессиональная политика

государства»……………………………………………… 65

Тема 16. «Идеологическая политика в

молодежной среде».……………………………………… 68

Тема 17.«Внешняя политика Республики Беларусь

и ее информационно-идеологическое обеспечение»…… 70

Тема 18.«Стратегические приоритеты Беларуси

в современных условиях»………………………………… 74

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие «Основы идеологии белорусского государства. Тесты» подготовлено авторами кафедры общественных наук Учреждения образования «Гродненский государственный аграрный университет» в соответствии с образовательным стандартом «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин».

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов по изучению курса «Основы идеологии белорусского государства». Непосредственной целью предлагаемой разработки является также оказание методической помощи студентам при подготовке к компьютерному тестированию по основным темам указанного курса.

Предложенные в пособии тесты составлены авторами на основании следующих базовых источников:

· Бабосов, Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов. – Минск, 2004.

· Мельник, В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А. Мельник. – Минск, 2004.

· Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск, 2004.

· Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, В.И. Чуешова. – Минск, 2005.

· Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты: Учебно-методическое пособие / Я.С. Яскевич. – Минск, 2003.

Представленные тесты характеризуются различным уровнем сложности. В пособии содержатся задания закрытой формы, сопровождающиеся вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных, задания открытой формы, предполагающие подстановку отсутствующего слова (термина), а также задания на установление соответствия и логической/хронологической последовательности. Подобная форма тестовых заданий, по мнению составителей, будет способствовать более глубокому пониманию студентами сущности феномена идеологии, ее структуры, социальных функций, исторической динамики и типологии идеологий, базисных элементов идеологии современного белорусского государства и основных направлений ее разработки и способов реализации.

Пособие включает в себя более 270-ти заданий по основным темам дисциплины, охватывающим как историю идеологических учений, так и содержание современных идеологических процессов в мире и в Республике Беларусь.

И ее основные черты»

1. Исторические корни либерализма восходят к:

а) середине XIX в.;

б) XVII – XVIII вв.;

в) первой половине XХ в.;

г) концу XIX – началу ХХ вв.

2. Укажите основных теоретиков идеологии либерализма:

а) Т. Джефферсон;

б) Э. Берк;

в) Б. Франклин;

г) Ш. Фурье;

д) Ж. де Местр;

е) А. Токвиль;

ж) Л. Бональд;

з) А. Сен-Симон:

и) И. Бентам;

к) К. Маркс;

л) Э. Бернштейн;

м) К. Каутский;

н) А. Смит.

3. Выделите теоретические основания либерализма:

а) безусловный приоритет индивидуальной свободы человека;

б) соблюдение индивидом лояльности и долга перед обществом;

в) учение о «естественных правах» человека и «общественном договоре»;

г) разделение властей в государстве;

д) традиционные ценности как основа социального благополучия;

е) принцип самопроизвольной эволюции социальных институтов;

ж) идеалы свободного рынка, личной инициативы и честной конкуренции;

з) организационное и эффективное противодействие эгалитаризму;

и) признание неотчуждаемых прав человека;

к) отрицание мелиоризма;

л) отрицательное отношение к социальным переменам;

м) вера в естественность и справедливость социальной иерархии;

н) утилитаризм;

о) концепция «правового государства»;

п) нравственный абсолютизм.

4. Стержневой линией полемики внутри либерализма явилась проблема:

а) взаимодействия человека и общества;

б) взаимосвязи экономической и политической сфер;

в) взаимоотношения государства и общества;

г) организации и функционирования исполнительной власти.

5. Укажите подходы, оформившиеся в идеологии либерализма в отношении ценностей:

а) переоценка ценностей;

б) ценностная нейтральность;

в) отрицание ценностей;

г) признание ценностей гуманизма, терпимости, солидарности.

6. Причиной дифференциации идеологии либерализма на «экономический» и «политический» либерализм явилась проблема:

а) частной собственности;

б) социального государства;

в) достижения идейного плюрализма;

г) реализации индивидуальной свободы.

7. Из указанных ниже выделите базовые принципы идеологической доктрины классического либерализма:

а) принцип частной собственности;

б) принцип индивидуализма;

в) принцип сотрудничества;

г) принцип конкуренции;

д) принцип коллективизма;

е) принцип государственной собственности.

8. Частная собственность в либерализме трактуется прежде всего как:

а) предпосылка государственного социализма;

б) фактор становления капитализма;

в) основа свободы и независимости личности;

г) условие достижения социального консенсуса в обществе.

9. Виднейшими представителями неолиберализма являются:

а) Л. фон Мизес;

б) И. Кристол;

в) Р. Даль;

г) Дж. Кейнс;

д) Д. Мойнихэн;

е) Дж. Роулс;

ж) З. Бжезинский;

з) Д. Белл;

и) М. Тэтчер;

к) М. Фридмен;

л) Ф. Хайек;

м) Ф. Фукуяма;

н) С. Хантингтон.

10. Консервативное, праворадикальное течение в современном либерализме получило наименование ______________. (Вставьте пропущенное слово.)

11. С позиций неолиберализма государственное вмешательство в экономику является:

а) допустимым;

б) необходимым;

в) недопустимым;

г) противоестественным.

12. Основные принципы либерализма наиболее полно были реализованы в странах:

а) Запада;

б) Востока;

в) «третьего мира».

Доктрины консерватизма»

1. Впервые термин «консерватизм» употребил:

а) Ж.-Ж. Руссо;

б) Дж. Локк;

в) Ш. Фурье;

г) Ф. Шатобриан;

д) Г. Спенсер.

2. Основоположниками идеологии консерватизма были:

а) И. Бентам;

б) Ж. де Местр;

в) Т. Джефферсон;

г) Л. Бональд;

д) А. Сен-Симон;

е) Э. Берк.

3. Консерватизм возник как реакция на успехи идеологии:

а) коммунизма;

б) либерализма;

в) социал-демократизма.

4. Выделите основные идеи, господствовавшие в идеологии консерватизма первой половины XIX в.:

а) противостояние революции;

б) безусловный приоритет индивидуальной свободы человека;

в) критика рационализма;

г) автономия индивидуальной воли;

д) неприятие индивидуализма;

е) идеалы свободного рынка, личной инициативы и честной конкуренции;

ж) неприятие социальной атомизации буржуазного общества;

з) утилитаризм.

5. Впервые термин «консерваторы» был закреплен за английской политической партией:

а) «тори»;

б) «виги»;

в) «чартистов».

6. Укажите принципы идеологической доктрины консерватизма, сформулированные Т. Элиотом:

а) организационное и эффективное противостояние эгалитаризму;

б) вера в естественность и справедливость социальной иерархии;

в) социальная лояльность индивида и выполнение им долга перед обществом;

г) отрицание мелиоризма;

д) критическое отношение к социальным переменам;

е) традиционные ценности как основа социального благополучия;

ж) нравственный абсолютизм.

7. С точки зрения сторонников идеологии консерватизма, прогресс и улучшение общественной жизни:

а) невозможны;

б) возможны;

в) бессмысленны;

г) противоестественны.

8. Консервативный принцип «антиэгалитаризма» предполагает:

а) социальное равенство между людьми;

б) защиту индивида от вмешательства государства;

в) социальное неравенство между членами общества;

г) право на частную собственность.

9. В соответствии с принципом «меритократии» власть в обществе должна принадлежать:

а) монарху;

б) выборным представителям;

в) наиболее достойным людям.

10. Наиболее приемлемым путем достижения стабильности политического порядка, по мнению сторонников консерватизма, является:

а) радикальный реформизм;

б) классовая борьба;

в) социальный консенсус;

г) постепенный реформизм;

д) социальная революция.

11. Неоконсерватизм возник в:

а) 30-40-е гг. ХХ в.;

б) 40-50-е гг. ХХ в.;

в) 60-70-е гг. ХХ в.;

г) 80-90-е гг. ХХ в.

12. Укажите виднейших представителей неоконсерватизма:

а) Дж. Кейнс;

б) С. Хантингтон;

в) Н. Глэйзер;

г) Л. фон Мизес;

д) И. Кристол;

е) Дж. Роулс;

ж) Д. Белл;

з) М. Фридмен;

и) З. Бжезинский;

к) Ф. Хайек;

л) Д. Мойнихэн;

м) М. Тэтчер;

н) Г. Коль.

13. С точки зрения неоконсерваторов, основным инструментом оптимизации современного капитализма является (являются):

а) гуманистические ценности;

б) новейшая технология;

в) экономический рост;

г) решение социальных проблем.

14. Основными источниками богатства, власти и решающим средством управления в постиндустриальную эпоху, согласно Д. Беллу, являются:

а) промышленные технологии;

б) интеллектуальные технологии;

в) телекоммуникационные системы;

г) технологии сельскохозяйственного производства.

15. Основополагающее значение во взаимоотношениях индивида и общества, гражданина и государства неоконсерваторы отводят:

а) безусловному приоритету свободы индивида;

б) локальной солидарности граждан;

в) государственной инициативе.

Идеологическое обеспечение»

1. Установите соответствие между типами избирательных систем и их характерными признаками:

1) мажоритарная

система; а) распределение депутатских мандатов между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов;

2) пропорциональная

система; б) включает в себя компоненты мажоритарной и пропорциональной избирательных систем;

3) смешанная система; в) избранным считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей.

2. Укажите тип избирательной системы, задействованный в Республике Беларусь:

а) мажоритарная система относительного большинства;

б) пропорциональная избирательная система;

в) мажоритарная система квалифицированного большинства;

г) мажоритарная система абсолютного большинства;

д) смешанная избирательная система.

3. Укажите политическое следствие применения мажоритарной системы относительного большинства:

а) однопартийность;

б) двухпартийность;

в) многопартийность.

4. Консерваторы и лейбористы являются двумя крупнейшими партиями:

а) США;

б) Франции;

в) Италии;

г) Германии;

д) Великобритании.

5. Укажите основные недостатки использования мажоритарной избирательной системы:

а) приводит к укрупнению политических партий;

б) содействует политической стабильности правительства и общества;

в) частично выражает политическую волю населения;

г) приводит к персонифицированию выборов;

д) ведет к нарушению принципа всеобщности избирательного права.

6. Выделите страны, в которых используется преференциальный метод голосования:

а) Франция;

б) США;

в) Великобритания;

г) Бельгия;

д) Италия.

7. Система полужестких списков голосования задействована в(о):

а) Италии;

б) Франции;

в) Дании;

г) Австрии;

д) Великобритании;

е) США;

ж) Германии;

з) Нидерландах.

8. Система панаширования используется в(о):

а) Франции;

б) Италии;

в) Швейцарии;

г) Нидерландах;

д) Люксембурге.

9. Укажите основные недостатки пропорциональной избирательной системы:

а) приводит к повышению политической культуры избирателей;

б) ведет к увеличению числа партий;

в) стимулирует интерес населения к деятельности партий и их политическим программам;

г) затрудняет формирование правительства;

д) ослабляет эффективность демократии.

10. Наиболее полное сочетание многопартийности и пропорциональности во второй половине ХХ в. наблюдалось в(о):

а) Франции;

б) России;

в) Болгарии;

г) Италии;

д) Великобритании.

11. Выделите из предложенного списка страны, характеризующиеся наличием смешанной избирательной системы:

а) Франция;

б) Беларусь;

в) Италия;

г) Великобритания;

д) Германия.

12. Укажите важнейшее преимущество смешанной избирательной системы, обусловленное использованием в ее рамках элементов мажоритарной системы:

а) укрепление политических партий;

б) сохранение политической традиции;

в) отражение соотношения политических сил в обществе;

г) прозрачность избирательного процесса.

13. В список избирателей в Беларуси включаются граждане Республики Беларусь, достигшие:

а) 16 лет;

б) 18 лет;

в) 21 года;

г) 25 лет.

14. Президентом Республики Беларусь может быть избран постоянно проживающий в Беларуси не менее десяти лет непосредственно перед выборами гражданин Республики по рождению:

а) моложе 35 лет;

б) не моложе 35 лет;

в) старше 40 лет.

15. Членом Совета Республики может стать гражданин Республики Беларусь, проживающий на территории соответствующей области не менее пяти лет и достигший:

а) 25 лет;

б) 30 лет;

в) 35 лет;

г) 40 лет.

16. Депутатом Палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший:

а) 18 лет;

б) 21 года;

в) 25 лет;

г) 30 лет.

17. Укажите страны, в избирательной практике которых существуют обязательные выборы:

а) Беларусь;

б) Австрия;

в) Австралия;

г) Россия;

д) США;

е) Бельгия;

ж) Англия;

з) Франция;

и) Голландия.

18. Установите последовательность стадий избирательного процесса в Республике Беларусь:

а) регистрация кандидатов;

б) предвыборная агитация;

в) назначение выборов;

г) регистрация избирателей;

д) голосование;

е) подсчет голосов;

ж) организация избирательных округов, районов, участков.

19. Уклонение от участия в голосовании на выборах и пассивное отношение населения к политической жизни образуют проблему ______________. (Вставьте пропущенное слово.)

И идеологические процессы»

1. В современном понимании термин «президент» стал употребляться с:

а) конца XIX в.;

б) начала ХХ в.;

в) середины XIX в.;

г) конца XVIII в.

2. Первоначально институт президентства был учрежден в(о):

а) Англии;

б) Франции;

в) Германии;

г) США.

3. Институт президентства в Республике Беларусь был учрежден в:

а) 1989 г.;

б) 1991 г.;

в) 1992 г.;

г) 1994 г.;

д) 1996 г.

4. Президент Беларуси в соответствии с редакцией Конституции 1996 г. является Главой:

а) законодательной власти;

б) исполнительной власти;

в) государства.

5. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать следующие функции президентской власти:

1) гарантийная

функция; а) осуществляется посредством отчетности правительства перед Президентом, прямого подчинения ряда министерств и ведомств Главе государства;

2) арбитражно-

интегративная

функция; б) выражается в защите Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности государства;

3) контролирующая

функция; в) вытекает из «вневластного» характера президентской власти, обусловлена необходимостью поддержания взаимного согласия и стабильного сотрудничества законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти.

6. Высшим представительным и законодательным органом в структуре институтов власти Республики Беларусь является:

а) Совет Министров;

б) президентская «вертикаль»;

в) Национальное собрание.

7. Возникновение первого датируемого в Западной Европе Парламента относят к:

а) 1211 г.;

б) 1265 г.;

в) 1185 г.;

г) 1067 г.

8. Соотнесите указанные ниже парламентские системы и государства, в рамках которых они задействованы:

1) однопалатная а) США;

парламентская б) Турция;

система; в) Бразилия;

г) Украина;

д) Кыргызстан;

е) Чили;

2) двухпалатная ж) Сальвадор;

парламентская з) Российская Федерация;

система; и) Израиль;

к) Иран;

л) Австрия;

м) Болгария;

н) Швеция;

о) Албания;

п) Узбекистан;

р) Португалия;

с) Норвегия;

т) Дания.

9. Парламентская система Республики Беларусь является:

а) однопалатной;

б) двухпалатной;

в) многопалатной.

10. Укажите государство, характеризующееся наличием таких палат Парламента, как Палата представителей и Совет Республики:

а) Украина;

б) Российская Федерация;

в) Беларусь;

г) Узбекистан;

д) Франция.

11. Такие палаты Парламента, как Национальное собрание и Сенат, характеризуют парламентскую систему:

а) Великобритании;

б) США;

в) Франции;

г) России;

д) Беларуси.

12. Нижняя палата Парламента Республики Беларусь формируется по системе:

а) смешанной;

б) пропорциональной;

в) мажоритарной.

13. Верхняя палата Парламента Республики Беларусь состоит из:

а) 110 депутатов;

б) 82 депутатов;

в) 64 депутатов;

г) 32 депутатов.

14. Центральным органом государственного управления и осуществления исполнительной власти в Республике Беларусь является:

а) Национальное собрание;

б) Совет Министров;

в) президентская «вертикаль».

15. Основополагающим принципом деятельности органов местного самоуправления является принцип:

а) коллегиальности;

б) солидарности;

в) субсидиарности;

г) автономности.

И ее основные черты»

1. Основной функцией экономической деятельности является:

а) производство и распределение материальных благ и услуг;

б) удовлетворение материальных потребностей людей;

в) управление процессом производства средств жизни.

2. Укажите важнейшие задачи социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе:

а) становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики;

б) обеспечение перехода к индустриальному обществу;

в) создание эффективного правового государства, обеспечение функционирования и развития гражданского общества;

г) обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному обществу;

д) повышение благосостояния народа;

е) всестороннее развитие аграрного сектора как основы экономики;

ж) укрепление международных экономических связей;

з) формирование целостного, социально и духовно развитого человека.

3. В основу экономической платформы классического либерализма положены идеи:

а) регулирующей рынок роли государства;

б) естественного неравенства людей;

в) свободного рыночного обмена.

4. Наибольший вклад в разработку идей неолиберализма внес:

а) А. Смит;

б) Ф. Хайек;

в) Дж. Кейнс;

г) Д. Риккардо.

5. Выделите наиболее значимые параметры неоконсервативной экономической модели:

а) развитие свободного предпринимательства;

б) максимальное участие государства в экономике;

в) развитие идеи «государства всеобщего благоденствия»;

г) минимальное участие государства в экономике;

д) отрицание идеи «государства всеобщего благоденствия» как несвойственной непосредственным функциям государства;

е) принципиальное невмешательство государства в экономику.

6. Укажите основной принцип экономического развития, предложенный социал-демократией:

а) принцип смешанной экономики;

б) принцип демократического контроля над экономикой;

в) принцип полной занятости населения;

г) принцип приоритета интересов общества над частными интересами;

д) принцип роста общественного богатства;

е) принцип качества жизни.

7. Основой планомерного развития производительных сил и упразднения товарно-денежных отношений в марксизме признается:

а) ликвидация отчуждения;

б) обобществление средств производства;

в) эмансипация непосредственных производителей общественного богатства;

г) социальная революция;

д) справедливое распределение общественного богатства.

8. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать указанные ниже экономические модели:

1) либеральная; а) предельная социализация рыночной экономики;

2) социал- б) высокая доля государственного

демократическая; сектора;

3) социально в) абсолютное преобладание государ-ориентированная; ственной собственности;

г) высокая доля государственной собственности;

д) высокая доля государственного бюджета в ВВП;

е) ограниченные масштабы государственного регулирования экономики;

ж) широкие масштабы государственного регулирования;

з) невысокая доля государственного бюджета в ВВП и социального обеспечения в структуре государственных расходов;

и) финансирование социальной сферы за счет средств государственного бюджета;

к) максимальная свобода субъектов рынка;

л) поддержка государством малого и среднего бизнеса.

9. Соотнесите указанные модели экономики и страны, в которых они задействованы:

1) либеральная; а) Португалия;

2) социал-демократическая; б) Германия;

3) социально ориентированная; в) Италия;

г) Норвегия;

д) Франция;

е) Швеция;

ж) Голландия;

з) США;

и) Австрия;

к) Испания;

л) Дания.

10. Выделите характерные черты белорусской экономической модели:

а) принципиальный приоритет частной собственности;

б) равноправное функционирование частного и государственного секторов экономики;

в) приватизация как средство создания эффективного собственника;

г) невмешательство государства в механизмы, обеспечивающие эффективное развитие экономики;

д) сильная и эффективная государственная власть;

е) жесткая конкуренция как условие эффективности развития экономики и социальной сферы;

ж) развитие интеграционных процессов со странами СНГ;

з) сильная социальная политика.

11. Укажите стратегическую долгосрочную цель социально-экономического развития Республики Беларусь:

а) достижение экономической и социальной стабильности;

б) укрепление и совершенствование существующего социально-экономического строя;

в) движение к обществу постиндустриального типа.

12. Из указанных ниже целей государственной экономической политики выделите те, которые традиционно рассматриваются в качестве первоначальных:

а) экономический рост;

б) формирование НТП;

в) уровень занятости;

г) стабильность цен;

д) социальная политика;

е) внешнеэкономическое равновесие;

ж) социальная справедливость;

з) качество жизни;

и) охрана и улучшение окружающей среды.

13. В соответствии с Концепцией народного хозяйства Республики Беларусь переход к инновационной конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики планируется осуществить в:

а) 2006-2010 гг.;

б) 2011-2015 гг.;

в) 2016-2020 гг.

И идеологическая политика»

1. Понятие «социальное государство» вошло в правовой и политологический оборот в:

а) начале ХХ в.;

б) конце XIX в.;

в) середине ХХ в.;

г) XVIII в.;

д) конце XХ – начале ХХI вв.

2. В политической и правовой литературе под термином «государство благоденствия» понимается:

а) либерально-рыночная система хозяйства;

б) социальное государство;

в) либерально-демократическая модель общественного устройства.

3. Укажите важнейшие принципы, лежащие в основе модели социального государства:

а) всестороння поддержка государством принципа индивидуальной свободы;

б) обеспечение достойного уровня жизни всех социальных групп;

в) выполнение государством функции гаранта свободы экономической деятельности граждан;

г) создание равных условий для реализации жизненных целей личности;

д) удовлетворение основных потребностей всех социальных групп;

е) устранение государства из сферы производственных отношений;

ж) выполнение государством регулятивной функции в отношении экономических и социальных процессов.

4. Укажите конституционные принципы социального государства, лежащие в основании государственной политики Республики Беларусь:

а) крайний индивидуализм;

б) идеологический и политический плюрализм;

в) солидарность;

г) соблюдение права на достойный уровень жизни;

д) принципиальный коллективизм;

е) разделение властей;

ж) народовластие.

5. К важнейшим из условий практической реализуемости конституционно закрепленных положений в сфере государственной политики следует отнести наличие:

а) культурного потенциала;

б) политической воли;

в) социально-экономической базы.

6. Предметом социальной политики выступает (выступают):

а) общественные слои и поддержание стабильности их существования как необходимого условия обеспечения устойчивого и эффективного развития государства;

б) государственное регулирование общественных отношений по поводу справедливого перераспределения материальных благ;

в) государственные органы и различные институты гражданского общества.

7. Определяющим фактором роста экономики и совершенствования демократии правового социального государства является сфера:

а) здравоохранения;

б) социальной защиты населения;

в) образования;

г) культуры;

д) спорта, туризма.

8. Наиболее оптимальная организация социальной защиты населения в условиях переходного общества должна иметь характер:

а) всеобщий;

б) избирательный;

в) адресный.

9. Укажите характерную черту эволюции современной социальной политики:

а) олигополизация;

б) монополизация;

в) муниципализация;

г) централизация.

10. Закон «О государственных минимальных стандартах» был принят в:

а) 1997 г.;

б) 1999 г.;

в) 2001 г.;

г) 2003 г.

11. Установите соответствие между составляющими новой многоуровневой модели пенсионной системы и их содержательными параметрами:

1) всеобщая пенсия; а) страховая пенсия, величина которой зависит от страхового стажа и объема уплаченных в пенсионную систему страховых взносов;

2) трудовая пенсия; б) формируемая на накопительных принципах дополнительная индивидуальная пенсия;

3) добровольная пенсия; в) гарантированная государственная пенсия, предоставляемая каждому нетрудоспособному.

12. Новый Жилищный кодекс Республики Беларусь введен в действие в:

а) 1997 г.;

б) 1999 г.;

в) 2001 г.;

г) 2003 г.

13. Укажите год включения замкового комплекса «Мир» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО:

а) 1998 г.;

б) 2000 г.;

в) 2002 г.;

г) 2004 г.

14. Межведомственный экспертно-координационный Совет по туризму при Совете Министров Республики Беларусь был создан в:

а) 1998 г.;

б) 2000 г.;

в) 2002 г.;

г) 2004 г.

Политика государства»

1. Укажите число конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций, представленных религиозными общинами современной Беларуси:

а) 9;

б) 18;

в) 27;

г) 39.

2. В Республике Беларусь с уставом общеконфессионального значения действуют:

а) 26 религиозных организаций;

б) 58 религиозных организаций;

в) 95 религиозных организаций;

г) 149 религиозных организаций;

д) 196 религиозных организаций.

3. По данным социологического исследования, верующими в Республике Беларусь считают себя около:

а) 20% взрослого населения;

б) 30% взрослого населения;

в) 40% взрослого населения;

г) 50% взрослого населения;

д) 60% взрослого населения.

4. Расположите указанные конфессии в соответствии с числом их сторонников по возрастанию:

1)…; а) ислам;

2)…; б) другие конфессии;

3)…; в) иудаизм;

4)…; г) католицизм;

5)…; д) протестантизм;

6)…; е) православие.

5. Установите соответствие между уровнями законодательства о свободе совести и их содержанием:

1) первый уровень; а) конституционные нормы и законы Республики Беларусь;

2) второй уровень; б) международные правовые акты, отражающие основополагающие идеи и принципы религиозной свободы и носящие правоустанавливающий и декларативный характер;

3) третий уровень; в) указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства, правовые акты органов исполнительной власти межотраслевой и отраслевой компетенции, правовые акты органов исполнительной власти Республики Беларусь.

6. Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» в Республике Беларусь был принят в:

а) 1991 г.;

б) 1992 г.;

в) 1994 г.;

г) 1996 г.;

д) 1998 г.

7. Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» был принят в:

а) 1994 г.;

б) 1996 г.;

в) 1998 г.;

г) 2000 г.;

д) 2002 г.

8. Исторически традиционной и генетически первичной конфессией в Республике Беларусь является ____________. (Вставьте пропущенное слово.)

9. Определяющая роль в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа отводится _____________ церкви. (Вставьте пропущенное слово.)

10. Республиканский орган государственного управления по делам религий образуется:

а) Национальным собранием Республики Беларусь;

б) Президентом Республики Беларусь;

в) Советом Министров Республики Беларусь.

11. Важнейшей целью конфессиональной политики белорусского государства является поддержание в межконфессиональных отношениях традиций:

а) соборности;

б) солидарности;

в) общинности;

г) толерантности.

12. В Республике Беларусь действует принцип:

а) равенства церкви и государства;

б) отделения церкви от государства;

в) подчинения церкви государству.

13. Выделите основные компоненты, которые включает в себя свобода вероисповедания:

а) право свободно высказывать свое мнение;

б) право менять религиозные взгляды и верования;

в) право не исповедовать никакой религии;

г) право на свободное перемещение;

д) право быть атеистом;

е) право обращаться в международные организации;

ж) право исповедовать любую религию.

В молодежной среде»

1. Усвоение индивидом системы политических знаний, ценностей, норм, которые позволяют ему участвовать в политической деятельности в качес

Наши рекомендации