Тема 1. «Понятие идеологии. Феномен политической идеологии и ее функции»
ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
ТЕСТЫ
Учебно-методическое пособие
для студентов всех факультетов
и специальностей
Гродно2008
УДК 32.019.5(076.3)
ББК 66.0я7
О-75
Авторы: C.Г. Павочка, А.Г. Радюк.
Рецензент: кандидат исторических наук, доцент С.А. Ситкевич.
Основы идеологии белорусского государства. Тесты:
О-75 учеб.-метод. пособие / С.Г. Павочка, А.Г. Радюк. – Гродно: ГГАУ, 2008. – 78 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов и проведения диагностики уровня и качества полученных ими знаний по курсу «Основы идеологии белорусского государства».
УДК 32.019.5(076.3)
ББК 66.0я7
Рекомендовано межфакультетской методической комиссией экономического факультета и факультета бухгалтерского учета (протокол № 1 от 24 сентября 2008 года).
©С.Г. Павочка, А.Г. Радюк, 2008
© УО «ГГАУ», 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………….......... 5
Тема 1. «Понятие идеологии. Феномен политической
идеологии и ее функции»………………………………. 7
Тема 2. «Идеология либерализма
и ее основные черты»……………………..................... 16
Тема 3. «Особенности идеологической
доктрины консерватизма»……………………………. 19
Тема 4.«Идеология социализма и ее разновидности.
Фашизм как идеологический феномен ХХ в.» ………… 22
Тема 5.«Национальная и государственная идеология.
Элементы, уровни и механизмы государственной
идеологии»………………………………………………. 26
Тема 6. «Формирование идеологии белорусской
государственности и ее исторические этапы.
Перспективы Союзного государства».......................... 30
Тема 7. «Конституция и основы конституционного
строя Республики Беларусь»…………………………... 32
Тема 8. «Политическая культура, ее структура и
функции. Средства массовой информации (СМИ)
и их роль в идеологических процессах»……………….. 37
Тема 9. «Роль и место профсоюзных организаций в
идеологических процессах»…………………………….. 42
Тема 10. «Избирательные кампании и их
идеологическое обеспечение»………………………….. 44
Тема 11. «Государственные институты и
идеологические процессы»……………………………... 49
Тема 12. «Белорусская экономическая модель и ее
основные черты»……………………………………….. 52
Тема 13. «Белорусская политическая система в
контексте идеологических процессов»………………… 57
Тема 14. «Понятие социального государства.
Становление Республики Беларусь как социального
государства. Социальная сфера и идеологическая
политика»………………………………………………… 61
Тема 15.«Религиозная ситуация в Республике
Беларусь и конфессиональная политика
государства»……………………………………………… 65
Тема 16. «Идеологическая политика в
молодежной среде».……………………………………… 68
Тема 17.«Внешняя политика Республики Беларусь
и ее информационно-идеологическое обеспечение»…… 70
Тема 18.«Стратегические приоритеты Беларуси
в современных условиях»………………………………… 74
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие «Основы идеологии белорусского государства. Тесты» подготовлено авторами кафедры общественных наук Учреждения образования «Гродненский государственный аграрный университет» в соответствии с образовательным стандартом «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин».
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов по изучению курса «Основы идеологии белорусского государства». Непосредственной целью предлагаемой разработки является также оказание методической помощи студентам при подготовке к компьютерному тестированию по основным темам указанного курса.
Предложенные в пособии тесты составлены авторами на основании следующих базовых источников:
· Бабосов, Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов. – Минск, 2004.
· Мельник, В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А. Мельник. – Минск, 2004.
· Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск, 2004.
· Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, В.И. Чуешова. – Минск, 2005.
· Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты: Учебно-методическое пособие / Я.С. Яскевич. – Минск, 2003.
Представленные тесты характеризуются различным уровнем сложности. В пособии содержатся задания закрытой формы, сопровождающиеся вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных, задания открытой формы, предполагающие подстановку отсутствующего слова (термина), а также задания на установление соответствия и логической/хронологической последовательности. Подобная форма тестовых заданий, по мнению составителей, будет способствовать более глубокому пониманию студентами сущности феномена идеологии, ее структуры, социальных функций, исторической динамики и типологии идеологий, базисных элементов идеологии современного белорусского государства и основных направлений ее разработки и способов реализации.
Пособие включает в себя более 270-ти заданий по основным темам дисциплины, охватывающим как историю идеологических учений, так и содержание современных идеологических процессов в мире и в Республике Беларусь.
И ее основные черты»
1. Исторические корни либерализма восходят к:
а) середине XIX в.;
б) XVII – XVIII вв.;
в) первой половине XХ в.;
г) концу XIX – началу ХХ вв.
2. Укажите основных теоретиков идеологии либерализма:
а) Т. Джефферсон;
б) Э. Берк;
в) Б. Франклин;
г) Ш. Фурье;
д) Ж. де Местр;
е) А. Токвиль;
ж) Л. Бональд;
з) А. Сен-Симон:
и) И. Бентам;
к) К. Маркс;
л) Э. Бернштейн;
м) К. Каутский;
н) А. Смит.
3. Выделите теоретические основания либерализма:
а) безусловный приоритет индивидуальной свободы человека;
б) соблюдение индивидом лояльности и долга перед обществом;
в) учение о «естественных правах» человека и «общественном договоре»;
г) разделение властей в государстве;
д) традиционные ценности как основа социального благополучия;
е) принцип самопроизвольной эволюции социальных институтов;
ж) идеалы свободного рынка, личной инициативы и честной конкуренции;
з) организационное и эффективное противодействие эгалитаризму;
и) признание неотчуждаемых прав человека;
к) отрицание мелиоризма;
л) отрицательное отношение к социальным переменам;
м) вера в естественность и справедливость социальной иерархии;
н) утилитаризм;
о) концепция «правового государства»;
п) нравственный абсолютизм.
4. Стержневой линией полемики внутри либерализма явилась проблема:
а) взаимодействия человека и общества;
б) взаимосвязи экономической и политической сфер;
в) взаимоотношения государства и общества;
г) организации и функционирования исполнительной власти.
5. Укажите подходы, оформившиеся в идеологии либерализма в отношении ценностей:
а) переоценка ценностей;
б) ценностная нейтральность;
в) отрицание ценностей;
г) признание ценностей гуманизма, терпимости, солидарности.
6. Причиной дифференциации идеологии либерализма на «экономический» и «политический» либерализм явилась проблема:
а) частной собственности;
б) социального государства;
в) достижения идейного плюрализма;
г) реализации индивидуальной свободы.
7. Из указанных ниже выделите базовые принципы идеологической доктрины классического либерализма:
а) принцип частной собственности;
б) принцип индивидуализма;
в) принцип сотрудничества;
г) принцип конкуренции;
д) принцип коллективизма;
е) принцип государственной собственности.
8. Частная собственность в либерализме трактуется прежде всего как:
а) предпосылка государственного социализма;
б) фактор становления капитализма;
в) основа свободы и независимости личности;
г) условие достижения социального консенсуса в обществе.
9. Виднейшими представителями неолиберализма являются:
а) Л. фон Мизес;
б) И. Кристол;
в) Р. Даль;
г) Дж. Кейнс;
д) Д. Мойнихэн;
е) Дж. Роулс;
ж) З. Бжезинский;
з) Д. Белл;
и) М. Тэтчер;
к) М. Фридмен;
л) Ф. Хайек;
м) Ф. Фукуяма;
н) С. Хантингтон.
10. Консервативное, праворадикальное течение в современном либерализме получило наименование ______________. (Вставьте пропущенное слово.)
11. С позиций неолиберализма государственное вмешательство в экономику является:
а) допустимым;
б) необходимым;
в) недопустимым;
г) противоестественным.
12. Основные принципы либерализма наиболее полно были реализованы в странах:
а) Запада;
б) Востока;
в) «третьего мира».
Доктрины консерватизма»
1. Впервые термин «консерватизм» употребил:
а) Ж.-Ж. Руссо;
б) Дж. Локк;
в) Ш. Фурье;
г) Ф. Шатобриан;
д) Г. Спенсер.
2. Основоположниками идеологии консерватизма были:
а) И. Бентам;
б) Ж. де Местр;
в) Т. Джефферсон;
г) Л. Бональд;
д) А. Сен-Симон;
е) Э. Берк.
3. Консерватизм возник как реакция на успехи идеологии:
а) коммунизма;
б) либерализма;
в) социал-демократизма.
4. Выделите основные идеи, господствовавшие в идеологии консерватизма первой половины XIX в.:
а) противостояние революции;
б) безусловный приоритет индивидуальной свободы человека;
в) критика рационализма;
г) автономия индивидуальной воли;
д) неприятие индивидуализма;
е) идеалы свободного рынка, личной инициативы и честной конкуренции;
ж) неприятие социальной атомизации буржуазного общества;
з) утилитаризм.
5. Впервые термин «консерваторы» был закреплен за английской политической партией:
а) «тори»;
б) «виги»;
в) «чартистов».
6. Укажите принципы идеологической доктрины консерватизма, сформулированные Т. Элиотом:
а) организационное и эффективное противостояние эгалитаризму;
б) вера в естественность и справедливость социальной иерархии;
в) социальная лояльность индивида и выполнение им долга перед обществом;
г) отрицание мелиоризма;
д) критическое отношение к социальным переменам;
е) традиционные ценности как основа социального благополучия;
ж) нравственный абсолютизм.
7. С точки зрения сторонников идеологии консерватизма, прогресс и улучшение общественной жизни:
а) невозможны;
б) возможны;
в) бессмысленны;
г) противоестественны.
8. Консервативный принцип «антиэгалитаризма» предполагает:
а) социальное равенство между людьми;
б) защиту индивида от вмешательства государства;
в) социальное неравенство между членами общества;
г) право на частную собственность.
9. В соответствии с принципом «меритократии» власть в обществе должна принадлежать:
а) монарху;
б) выборным представителям;
в) наиболее достойным людям.
10. Наиболее приемлемым путем достижения стабильности политического порядка, по мнению сторонников консерватизма, является:
а) радикальный реформизм;
б) классовая борьба;
в) социальный консенсус;
г) постепенный реформизм;
д) социальная революция.
11. Неоконсерватизм возник в:
а) 30-40-е гг. ХХ в.;
б) 40-50-е гг. ХХ в.;
в) 60-70-е гг. ХХ в.;
г) 80-90-е гг. ХХ в.
12. Укажите виднейших представителей неоконсерватизма:
а) Дж. Кейнс;
б) С. Хантингтон;
в) Н. Глэйзер;
г) Л. фон Мизес;
д) И. Кристол;
е) Дж. Роулс;
ж) Д. Белл;
з) М. Фридмен;
и) З. Бжезинский;
к) Ф. Хайек;
л) Д. Мойнихэн;
м) М. Тэтчер;
н) Г. Коль.
13. С точки зрения неоконсерваторов, основным инструментом оптимизации современного капитализма является (являются):
а) гуманистические ценности;
б) новейшая технология;
в) экономический рост;
г) решение социальных проблем.
14. Основными источниками богатства, власти и решающим средством управления в постиндустриальную эпоху, согласно Д. Беллу, являются:
а) промышленные технологии;
б) интеллектуальные технологии;
в) телекоммуникационные системы;
г) технологии сельскохозяйственного производства.
15. Основополагающее значение во взаимоотношениях индивида и общества, гражданина и государства неоконсерваторы отводят:
а) безусловному приоритету свободы индивида;
б) локальной солидарности граждан;
в) государственной инициативе.
Идеологическое обеспечение»
1. Установите соответствие между типами избирательных систем и их характерными признаками:
1) мажоритарная
система; а) распределение депутатских мандатов между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов;
2) пропорциональная
система; б) включает в себя компоненты мажоритарной и пропорциональной избирательных систем;
3) смешанная система; в) избранным считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей.
2. Укажите тип избирательной системы, задействованный в Республике Беларусь:
а) мажоритарная система относительного большинства;
б) пропорциональная избирательная система;
в) мажоритарная система квалифицированного большинства;
г) мажоритарная система абсолютного большинства;
д) смешанная избирательная система.
3. Укажите политическое следствие применения мажоритарной системы относительного большинства:
а) однопартийность;
б) двухпартийность;
в) многопартийность.
4. Консерваторы и лейбористы являются двумя крупнейшими партиями:
а) США;
б) Франции;
в) Италии;
г) Германии;
д) Великобритании.
5. Укажите основные недостатки использования мажоритарной избирательной системы:
а) приводит к укрупнению политических партий;
б) содействует политической стабильности правительства и общества;
в) частично выражает политическую волю населения;
г) приводит к персонифицированию выборов;
д) ведет к нарушению принципа всеобщности избирательного права.
6. Выделите страны, в которых используется преференциальный метод голосования:
а) Франция;
б) США;
в) Великобритания;
г) Бельгия;
д) Италия.
7. Система полужестких списков голосования задействована в(о):
а) Италии;
б) Франции;
в) Дании;
г) Австрии;
д) Великобритании;
е) США;
ж) Германии;
з) Нидерландах.
8. Система панаширования используется в(о):
а) Франции;
б) Италии;
в) Швейцарии;
г) Нидерландах;
д) Люксембурге.
9. Укажите основные недостатки пропорциональной избирательной системы:
а) приводит к повышению политической культуры избирателей;
б) ведет к увеличению числа партий;
в) стимулирует интерес населения к деятельности партий и их политическим программам;
г) затрудняет формирование правительства;
д) ослабляет эффективность демократии.
10. Наиболее полное сочетание многопартийности и пропорциональности во второй половине ХХ в. наблюдалось в(о):
а) Франции;
б) России;
в) Болгарии;
г) Италии;
д) Великобритании.
11. Выделите из предложенного списка страны, характеризующиеся наличием смешанной избирательной системы:
а) Франция;
б) Беларусь;
в) Италия;
г) Великобритания;
д) Германия.
12. Укажите важнейшее преимущество смешанной избирательной системы, обусловленное использованием в ее рамках элементов мажоритарной системы:
а) укрепление политических партий;
б) сохранение политической традиции;
в) отражение соотношения политических сил в обществе;
г) прозрачность избирательного процесса.
13. В список избирателей в Беларуси включаются граждане Республики Беларусь, достигшие:
а) 16 лет;
б) 18 лет;
в) 21 года;
г) 25 лет.
14. Президентом Республики Беларусь может быть избран постоянно проживающий в Беларуси не менее десяти лет непосредственно перед выборами гражданин Республики по рождению:
а) моложе 35 лет;
б) не моложе 35 лет;
в) старше 40 лет.
15. Членом Совета Республики может стать гражданин Республики Беларусь, проживающий на территории соответствующей области не менее пяти лет и достигший:
а) 25 лет;
б) 30 лет;
в) 35 лет;
г) 40 лет.
16. Депутатом Палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший:
а) 18 лет;
б) 21 года;
в) 25 лет;
г) 30 лет.
17. Укажите страны, в избирательной практике которых существуют обязательные выборы:
а) Беларусь;
б) Австрия;
в) Австралия;
г) Россия;
д) США;
е) Бельгия;
ж) Англия;
з) Франция;
и) Голландия.
18. Установите последовательность стадий избирательного процесса в Республике Беларусь:
а) регистрация кандидатов;
б) предвыборная агитация;
в) назначение выборов;
г) регистрация избирателей;
д) голосование;
е) подсчет голосов;
ж) организация избирательных округов, районов, участков.
19. Уклонение от участия в голосовании на выборах и пассивное отношение населения к политической жизни образуют проблему ______________. (Вставьте пропущенное слово.)
И идеологические процессы»
1. В современном понимании термин «президент» стал употребляться с:
а) конца XIX в.;
б) начала ХХ в.;
в) середины XIX в.;
г) конца XVIII в.
2. Первоначально институт президентства был учрежден в(о):
а) Англии;
б) Франции;
в) Германии;
г) США.
3. Институт президентства в Республике Беларусь был учрежден в:
а) 1989 г.;
б) 1991 г.;
в) 1992 г.;
г) 1994 г.;
д) 1996 г.
4. Президент Беларуси в соответствии с редакцией Конституции 1996 г. является Главой:
а) законодательной власти;
б) исполнительной власти;
в) государства.
5. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать следующие функции президентской власти:
1) гарантийная
функция; а) осуществляется посредством отчетности правительства перед Президентом, прямого подчинения ряда министерств и ведомств Главе государства;
2) арбитражно-
интегративная
функция; б) выражается в защите Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности государства;
3) контролирующая
функция; в) вытекает из «вневластного» характера президентской власти, обусловлена необходимостью поддержания взаимного согласия и стабильного сотрудничества законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти.
6. Высшим представительным и законодательным органом в структуре институтов власти Республики Беларусь является:
а) Совет Министров;
б) президентская «вертикаль»;
в) Национальное собрание.
7. Возникновение первого датируемого в Западной Европе Парламента относят к:
а) 1211 г.;
б) 1265 г.;
в) 1185 г.;
г) 1067 г.
8. Соотнесите указанные ниже парламентские системы и государства, в рамках которых они задействованы:
1) однопалатная а) США;
парламентская б) Турция;
система; в) Бразилия;
г) Украина;
д) Кыргызстан;
е) Чили;
2) двухпалатная ж) Сальвадор;
парламентская з) Российская Федерация;
система; и) Израиль;
к) Иран;
л) Австрия;
м) Болгария;
н) Швеция;
о) Албания;
п) Узбекистан;
р) Португалия;
с) Норвегия;
т) Дания.
9. Парламентская система Республики Беларусь является:
а) однопалатной;
б) двухпалатной;
в) многопалатной.
10. Укажите государство, характеризующееся наличием таких палат Парламента, как Палата представителей и Совет Республики:
а) Украина;
б) Российская Федерация;
в) Беларусь;
г) Узбекистан;
д) Франция.
11. Такие палаты Парламента, как Национальное собрание и Сенат, характеризуют парламентскую систему:
а) Великобритании;
б) США;
в) Франции;
г) России;
д) Беларуси.
12. Нижняя палата Парламента Республики Беларусь формируется по системе:
а) смешанной;
б) пропорциональной;
в) мажоритарной.
13. Верхняя палата Парламента Республики Беларусь состоит из:
а) 110 депутатов;
б) 82 депутатов;
в) 64 депутатов;
г) 32 депутатов.
14. Центральным органом государственного управления и осуществления исполнительной власти в Республике Беларусь является:
а) Национальное собрание;
б) Совет Министров;
в) президентская «вертикаль».
15. Основополагающим принципом деятельности органов местного самоуправления является принцип:
а) коллегиальности;
б) солидарности;
в) субсидиарности;
г) автономности.
И ее основные черты»
1. Основной функцией экономической деятельности является:
а) производство и распределение материальных благ и услуг;
б) удовлетворение материальных потребностей людей;
в) управление процессом производства средств жизни.
2. Укажите важнейшие задачи социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе:
а) становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики;
б) обеспечение перехода к индустриальному обществу;
в) создание эффективного правового государства, обеспечение функционирования и развития гражданского общества;
г) обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному обществу;
д) повышение благосостояния народа;
е) всестороннее развитие аграрного сектора как основы экономики;
ж) укрепление международных экономических связей;
з) формирование целостного, социально и духовно развитого человека.
3. В основу экономической платформы классического либерализма положены идеи:
а) регулирующей рынок роли государства;
б) естественного неравенства людей;
в) свободного рыночного обмена.
4. Наибольший вклад в разработку идей неолиберализма внес:
а) А. Смит;
б) Ф. Хайек;
в) Дж. Кейнс;
г) Д. Риккардо.
5. Выделите наиболее значимые параметры неоконсервативной экономической модели:
а) развитие свободного предпринимательства;
б) максимальное участие государства в экономике;
в) развитие идеи «государства всеобщего благоденствия»;
г) минимальное участие государства в экономике;
д) отрицание идеи «государства всеобщего благоденствия» как несвойственной непосредственным функциям государства;
е) принципиальное невмешательство государства в экономику.
6. Укажите основной принцип экономического развития, предложенный социал-демократией:
а) принцип смешанной экономики;
б) принцип демократического контроля над экономикой;
в) принцип полной занятости населения;
г) принцип приоритета интересов общества над частными интересами;
д) принцип роста общественного богатства;
е) принцип качества жизни.
7. Основой планомерного развития производительных сил и упразднения товарно-денежных отношений в марксизме признается:
а) ликвидация отчуждения;
б) обобществление средств производства;
в) эмансипация непосредственных производителей общественного богатства;
г) социальная революция;
д) справедливое распределение общественного богатства.
8. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать указанные ниже экономические модели:
1) либеральная; а) предельная социализация рыночной экономики;
2) социал- б) высокая доля государственного
демократическая; сектора;
3) социально в) абсолютное преобладание государ-ориентированная; ственной собственности;
г) высокая доля государственной собственности;
д) высокая доля государственного бюджета в ВВП;
е) ограниченные масштабы государственного регулирования экономики;
ж) широкие масштабы государственного регулирования;
з) невысокая доля государственного бюджета в ВВП и социального обеспечения в структуре государственных расходов;
и) финансирование социальной сферы за счет средств государственного бюджета;
к) максимальная свобода субъектов рынка;
л) поддержка государством малого и среднего бизнеса.
9. Соотнесите указанные модели экономики и страны, в которых они задействованы:
1) либеральная; а) Португалия;
2) социал-демократическая; б) Германия;
3) социально ориентированная; в) Италия;
г) Норвегия;
д) Франция;
е) Швеция;
ж) Голландия;
з) США;
и) Австрия;
к) Испания;
л) Дания.
10. Выделите характерные черты белорусской экономической модели:
а) принципиальный приоритет частной собственности;
б) равноправное функционирование частного и государственного секторов экономики;
в) приватизация как средство создания эффективного собственника;
г) невмешательство государства в механизмы, обеспечивающие эффективное развитие экономики;
д) сильная и эффективная государственная власть;
е) жесткая конкуренция как условие эффективности развития экономики и социальной сферы;
ж) развитие интеграционных процессов со странами СНГ;
з) сильная социальная политика.
11. Укажите стратегическую долгосрочную цель социально-экономического развития Республики Беларусь:
а) достижение экономической и социальной стабильности;
б) укрепление и совершенствование существующего социально-экономического строя;
в) движение к обществу постиндустриального типа.
12. Из указанных ниже целей государственной экономической политики выделите те, которые традиционно рассматриваются в качестве первоначальных:
а) экономический рост;
б) формирование НТП;
в) уровень занятости;
г) стабильность цен;
д) социальная политика;
е) внешнеэкономическое равновесие;
ж) социальная справедливость;
з) качество жизни;
и) охрана и улучшение окружающей среды.
13. В соответствии с Концепцией народного хозяйства Республики Беларусь переход к инновационной конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики планируется осуществить в:
а) 2006-2010 гг.;
б) 2011-2015 гг.;
в) 2016-2020 гг.
И идеологическая политика»
1. Понятие «социальное государство» вошло в правовой и политологический оборот в:
а) начале ХХ в.;
б) конце XIX в.;
в) середине ХХ в.;
г) XVIII в.;
д) конце XХ – начале ХХI вв.
2. В политической и правовой литературе под термином «государство благоденствия» понимается:
а) либерально-рыночная система хозяйства;
б) социальное государство;
в) либерально-демократическая модель общественного устройства.
3. Укажите важнейшие принципы, лежащие в основе модели социального государства:
а) всестороння поддержка государством принципа индивидуальной свободы;
б) обеспечение достойного уровня жизни всех социальных групп;
в) выполнение государством функции гаранта свободы экономической деятельности граждан;
г) создание равных условий для реализации жизненных целей личности;
д) удовлетворение основных потребностей всех социальных групп;
е) устранение государства из сферы производственных отношений;
ж) выполнение государством регулятивной функции в отношении экономических и социальных процессов.
4. Укажите конституционные принципы социального государства, лежащие в основании государственной политики Республики Беларусь:
а) крайний индивидуализм;
б) идеологический и политический плюрализм;
в) солидарность;
г) соблюдение права на достойный уровень жизни;
д) принципиальный коллективизм;
е) разделение властей;
ж) народовластие.
5. К важнейшим из условий практической реализуемости конституционно закрепленных положений в сфере государственной политики следует отнести наличие:
а) культурного потенциала;
б) политической воли;
в) социально-экономической базы.
6. Предметом социальной политики выступает (выступают):
а) общественные слои и поддержание стабильности их существования как необходимого условия обеспечения устойчивого и эффективного развития государства;
б) государственное регулирование общественных отношений по поводу справедливого перераспределения материальных благ;
в) государственные органы и различные институты гражданского общества.
7. Определяющим фактором роста экономики и совершенствования демократии правового социального государства является сфера:
а) здравоохранения;
б) социальной защиты населения;
в) образования;
г) культуры;
д) спорта, туризма.
8. Наиболее оптимальная организация социальной защиты населения в условиях переходного общества должна иметь характер:
а) всеобщий;
б) избирательный;
в) адресный.
9. Укажите характерную черту эволюции современной социальной политики:
а) олигополизация;
б) монополизация;
в) муниципализация;
г) централизация.
10. Закон «О государственных минимальных стандартах» был принят в:
а) 1997 г.;
б) 1999 г.;
в) 2001 г.;
г) 2003 г.
11. Установите соответствие между составляющими новой многоуровневой модели пенсионной системы и их содержательными параметрами:
1) всеобщая пенсия; а) страховая пенсия, величина которой зависит от страхового стажа и объема уплаченных в пенсионную систему страховых взносов;
2) трудовая пенсия; б) формируемая на накопительных принципах дополнительная индивидуальная пенсия;
3) добровольная пенсия; в) гарантированная государственная пенсия, предоставляемая каждому нетрудоспособному.
12. Новый Жилищный кодекс Республики Беларусь введен в действие в:
а) 1997 г.;
б) 1999 г.;
в) 2001 г.;
г) 2003 г.
13. Укажите год включения замкового комплекса «Мир» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО:
а) 1998 г.;
б) 2000 г.;
в) 2002 г.;
г) 2004 г.
14. Межведомственный экспертно-координационный Совет по туризму при Совете Министров Республики Беларусь был создан в:
а) 1998 г.;
б) 2000 г.;
в) 2002 г.;
г) 2004 г.
Политика государства»
1. Укажите число конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций, представленных религиозными общинами современной Беларуси:
а) 9;
б) 18;
в) 27;
г) 39.
2. В Республике Беларусь с уставом общеконфессионального значения действуют:
а) 26 религиозных организаций;
б) 58 религиозных организаций;
в) 95 религиозных организаций;
г) 149 религиозных организаций;
д) 196 религиозных организаций.
3. По данным социологического исследования, верующими в Республике Беларусь считают себя около:
а) 20% взрослого населения;
б) 30% взрослого населения;
в) 40% взрослого населения;
г) 50% взрослого населения;
д) 60% взрослого населения.
4. Расположите указанные конфессии в соответствии с числом их сторонников по возрастанию:
1)…; а) ислам;
2)…; б) другие конфессии;
3)…; в) иудаизм;
4)…; г) католицизм;
5)…; д) протестантизм;
6)…; е) православие.
5. Установите соответствие между уровнями законодательства о свободе совести и их содержанием:
1) первый уровень; а) конституционные нормы и законы Республики Беларусь;
2) второй уровень; б) международные правовые акты, отражающие основополагающие идеи и принципы религиозной свободы и носящие правоустанавливающий и декларативный характер;
3) третий уровень; в) указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства, правовые акты органов исполнительной власти межотраслевой и отраслевой компетенции, правовые акты органов исполнительной власти Республики Беларусь.
6. Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» в Республике Беларусь был принят в:
а) 1991 г.;
б) 1992 г.;
в) 1994 г.;
г) 1996 г.;
д) 1998 г.
7. Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» был принят в:
а) 1994 г.;
б) 1996 г.;
в) 1998 г.;
г) 2000 г.;
д) 2002 г.
8. Исторически традиционной и генетически первичной конфессией в Республике Беларусь является ____________. (Вставьте пропущенное слово.)
9. Определяющая роль в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа отводится _____________ церкви. (Вставьте пропущенное слово.)
10. Республиканский орган государственного управления по делам религий образуется:
а) Национальным собранием Республики Беларусь;
б) Президентом Республики Беларусь;
в) Советом Министров Республики Беларусь.
11. Важнейшей целью конфессиональной политики белорусского государства является поддержание в межконфессиональных отношениях традиций:
а) соборности;
б) солидарности;
в) общинности;
г) толерантности.
12. В Республике Беларусь действует принцип:
а) равенства церкви и государства;
б) отделения церкви от государства;
в) подчинения церкви государству.
13. Выделите основные компоненты, которые включает в себя свобода вероисповедания:
а) право свободно высказывать свое мнение;
б) право менять религиозные взгляды и верования;
в) право не исповедовать никакой религии;
г) право на свободное перемещение;
д) право быть атеистом;
е) право обращаться в международные организации;
ж) право исповедовать любую религию.
В молодежной среде»
1. Усвоение индивидом системы политических знаний, ценностей, норм, которые позволяют ему участвовать в политической деятельности в качес