Партийная идеология и ее направления.

Коммунизм Истоки этой политической идеологии берут свое начало с комуналистських утопий Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы , находят свое развитие у социалистов-утопистов начала XIX века - А. Сен-Симона, Шарля Фурье и Р. Оуэна. Оформлением в четкую политико-идеологическую концепцию коммунизм обязан К. Марксу и Ф. Энгельсу, а позже продолжателю и реализаторы его идей - В.И. Ленину. В основу системы ценностей коммунизма положено пролетариат - - беднейший класс наемных рабочих, "самый революционный класс общества". Основоположники коммунистической теории подчеркивают, что экономические отношения как базисные в обществе определяют все остальные. Поскольку капитализм основывается на экономической несправедливости и эксплуатации пролетариата, который, по К. Марксу, единственный создает присваиваемые собственниками средств производства прибавочную стоимость, то он как общественно-политическая формация приводит к обострению внутренних противоречий и классовой борьбы и должен быть разрушен путем пролетарских революций. Коммунизм как политическая идеология и система организации общества имеет две стадии развития - первую (низшую) социализм, который готовит материальные и социальные предпосылки для возникновения высшей (или заключительной) стадии - собственно коммунизма. Характерными признаками этой политико-идеологической системы являются:-исключительное господство общественной (на первой стадии - государственной и колхозно-кооперативной) собственности на средства производства;-централизованное планирование и административно-командное управление в экономике, направленные на максимизацию производства и количественные показатели при социализме с целью создания базы материального достатка для введения коммунизма;-регламентация со стороны государства распределения продуктов и услуг в обществе, в соответствии с потребностями его членов;-декларируемая равенство условий, что должно обеспечить гражданам всестороннее социальное развитие и необходимо получение материальных и культурных благ;-стремление нивелировать любые различия между социальными классами, группами, а также нациями. Кроме того, коммунизм дал толчок для возникновения и трансформации различных неокоммунистическую и ультралевых течений, таких как маоизм, троцкизм, сталинизм, ходжизм и другие.

Социал-демократия, или демократический социализм Впервые термин "демократический социализм" применил известный английский писатель Бернард Шоу . Сама политико-идеологическая концепция выделилась в рабочем движении как его реформистская лет до конца Второго Интернационала (1889-1914 гг), и уже в 20-х годах социал-демократия оформилась в самостоятельное политическое направление, осудив революционный экстремизм большевистских сил после Октябрьского переворота и политические репрессии "диктатуры пролетариата". Идеология демократического социализма постоянно менялась и развивалась, еволюционизуючы от попыток свержения капитализма к его постепенному реформированию, гармонизации социальных отношений и ориентации этой экономической системы в сторону общественных потребностей. Собственно, для демократического социализма всегда был актуален вопрос: как совместить социальную справедливость со свободой либеральных демократий, поскольку значительная бюрократизация экономики, как известно, ведет к увеличению социального контроля и уменьшение свободы в обществе. Осознавая это, социал-демократы пытаются найти равновесие между свободным рынком и попытками его регулирования, между эффективным производством и справедливым распределением, между развитием предпринимательства, экономическими стимулами к труду и достаточным уровнем налогообложения для обеспечения социальных программ и в конечном итоге преимуществ социализма, которые провозглашаются. Социал-демократия основывается на трех основных принципах: свободе, социальной справедливости и солидарности. Понятие свободы, заимствованное из классического либерализма, означает прежде права человека и свободу ее взглядов и действий при условии, если это не причиняет вреда другим. "Справедливость, - как сказано в Декларации принципов Социалистического интернационала (1989 г.), - означает прекращение всякой дискриминации личности, а также равенство в правах и возможностях" Под равенством, в свою очередь, понимают "выражение одинаковой ценности всех людей ", она является" обязательным условием свободного развития личности "). Солидарность же рассматривается как ответственность индивидуумов друг за друга, за все общество, а также общества - за каждого из его члено

Либерализм Идея свободы индивида, являющегося краеугольным камнем системы ценностей либерализма, появилась следствием европейского культурного Ренессанса и Просвещения, и впервые "появилась в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье. Основоположниками либерализма считаются Б. Констан и А. де Токвиль, среди его выдающихся теоретиков были Дж.С.Милль, Дж.Медисон, Т. Джефферсон, В. Гумбольдт, А. Смит. Либерализм ознаменовал утверждение прав и свобод человека, независимо от ее происхождения, отвергая сословные привилегии, а также парламентскую демократию и свободную рыночную конкуренцию. В политическом плане он стал основой конституционализма и разделения государственной власти (на законодательную, исполнительную и судебную), направленных в конечном итоге на ограничение политической власти и смягчение различных форм государственного и общественного принуждения к индивида. Наконец, по Б. Констан, любая власть, которая нарушает права человека, становится незаконной. Характерными чертами либерализма является индивидуализм, гуманизм, толерантность и демократизм. Наряду с самоценностью личности, эта политическая идеология отмечает неразрывности свободы индивида и его социальной ответственности перед обществом, отстаивает существование правового государства и необходимость верховенства в ней закона. В первой половине ХХ века сформировался новый тип либерализма, который вобрал в себя значительную часть консервативной традиции, - неолиберализм. Он характеризуется возрастающей ролью государства в сфере регулирования экономики и перераспределения определенной части общественного продукта, осуществления социально-экономических программ. На основе этого синтеза либеральных и консервативных идей возникло понятие "государства всеобщего благосостояния", где сочетаются индивидуальная инициатива ее граждан с государственным вмешательством в социальную и экономическую жизнь. Идея "ответственности" за создание благоприятных условий для реализации принципов классического либерализма, за развитие всего общества и соответственно благосостояние его граждан сближает неолиберализм также с социал-демократией, что дает многим политологам основания говорить о существовании такого политико-идеологического направления, как социал-либерализм .

Консерватизм, его возникновения как политической идеологии связано с крахом системы феодализма и династическо-монархического режима в Европе вследствие грандиозных перемен, которые начали эпоха Просвещения и Великая Французская революция конца XVIII века. Впервые термин "консерватизм" были предприняты французским писателем Франсуа-Рене де Шатобриан , который сожалел о разрушенными аристократическими устоями старых монархий. Выдающимся основателем политико-идеологической теории консерватизма по праву считается английский философ и политик Эдмунд Берк , книга которого "Размышления о Французской революции" долго оставалась для его многочисленных последователей "Библией консерватизма". Центральное место в системе ценностей консерватизма принадлежит государству и его интеграционной роли для общества. Среди его главных признаков можно выделить бесспорно традиционную для данного народа мораль, сохраняет его как единое культурное целое, и иерархичность, четкая стратификация общества. Кроме того, понятиями, которые наполняют смысл консерватизма всегда были порядок, авторитет, ответственность, стабильность, религиозность, патриотизм, обязательность, честь, труд, семья, право и дисциплина. В экономике консерватизм исповедует неприкосновенность частной собственности, рассматривая ее как предпосылку достижения личной свободы и сохранения социального порядка, принципы свободной конкуренции и необходимость минимального государственного регулирования экономики. В процессе пересмотра и привлечение к своей идеологической орбиты либеральных идей и ценностей из консерватизма классического вытворился неоконсерватизм. В политической системе общества он стремится создать более гибкие и эффективные структуры власти, восстановить традиционные моральные ценности и обеспечить надлежащие законность и порядок. В экономических отношениях неоконсерватизм ориентируется на всестороннее стимулирование частного предпринимательства, уменьшение государственного вмешательства, введение монетаристской модели развития. В социальной сфере наблюдается жесткая государственная экономия, сокращение социальных программ, поддержка стабильной структуры общества с преобладающей долей "средних классов".

Национализм В западной политической науке это понятие касается идеологии, тесно связанной со строительством государств-наций и возникновением индустриального общества на протяжении XIX и в значительной степени ХХ веков. Как политико-идеологическая концепция национализм стал продуктом борьбы против феодализма и дальнейшего утверждения буржуазно-демократических принципов общественного устройства. Национализм возникает с осознанием социальной сообществом своих общих национальных признаков на основании этнической, культурной, религиозной принадлежности, а также представлений о совместных происхождения, территорию проживания, язык и своеобразную специфику психологии и черт характера членов этого сообщества. Однако позже национализм часто использовался как важный компонент агрессивного екпансионистськои политики государств-наций, пытались пересмотреть существующий геополитический порядок и занять господствующее положение в мире, как этого добивались гитлеровская Германия, Италия времен Муссолини и милитаристская Япония во время Второй мировой войны. В иерархии идеологических и политических ценностей национализма ведущее место принадлежит нации, производной от которой является национальное государство, служащее для нее средством самоутверждения и развития. Нация рассматривается как "отчизна идеологическая" (Ст.Оссовський), принадлежность к которой определяется участием отдельной личности в ее общественно-политической жизни. Государственность нации является необходимым условием ее существования, поэтому каждый последователь национализма, то есть "национально сознательный патриот", обязан бороться за ее получение. Последнее утверждение отражает суть идеологической установки украинских националистов в их борьбе за независимость Украины. Причем, на украинской почве национализм сформировался в виде двух основных типов: демократического и интегрального. Первый подобный национализма в европейском смысле, ставя целью создания украинской национальной демократического государства путем права народов на самоопределение в его этнических границах, рассматривая нацию в ее субъективном смысле, т.е. как нацию политическую. Национализм интегральный подчеркивает этнический характер нации и соответственно ее государства, понимая под политическим режимом национальную диктатуру во главе с ведущим слоем "украинских патриотов".

Фашизм К определяющих признаков этой политической идеологии относят: тотальный контроль со стороны партийной фашистской элиты над общественным и личной жизнью граждан; уничтожение демократических прав и свобод; зависимость индивида от интересов и потребностей нации, социальных масс, заранее определенных фашистским руководством; иерархичность социальной структуры общества ; сращения сверхцентрализованной бюрократической машины государства с фашистской партией; перенос внутриполитических проблем в плоскость геополитики и формирования "образа врага". Фашизм исповедует политику так называемого "социального дарвинизма", согласно которому "сильнее" народам или расам не только определены господствовать над "слабыми", но также их правом и обязанностью является установить это господство. Фашизм как идеология возник после Первой мировой войны в Италии, и уже 1922 фашисты пришли к власти в этой стране, получив значительное большинство в парламенте. Пресса попала под строгую цензуру, политические партии были ликвидированы, фашистский партийный аппарат сконцентрировал всю политическую власть в стране, запрещались любые забастовки, а вновь промышленные "корпорации", которые призваны были объединять предпринимателей и рабочих, поставили экономику Италии под фашистский контроль . Гитлеровский национал-социализм (нацизм) рядом с этими "достижениями" фашизма подчеркивал исключительную роль арийской расы среди других народов мира и неограниченном диктатуре одного человека - вождя, который олицетворяет нацию и находится на вершине властной пирамиды в фашистском государстве. Хотя фашизм был запрещен результате победы во Второй мировой войне сил антигитлеровской коалиции, организации, исповедующие неофашистскую идеологию, существуют сегодня во многих странах мира.

Неофашизм имеет две формы проявления: 1) нелегального традиционного фашистского движения, приспособленного к современным условиям; и 2) легальной и полулегальной организации деятельности с соблюдением внешней лояльности к законности, демократических политических институтов, а также участие в парламентских выборах. Основные политические идеологии согласно своих базовых характеристик могут рассматриваться как определенная циклической системы, расположенной в двухосный плоскости координат, где каждый вектор, выходящий из условного "нуля", указывает на ту или иную ценностную ориентацию. Базовыми признаками, или ценностями, на которых основывается данная политико-идеологическая типология, выступают: 1) по оси абсцисс (горизонталь) - полюс приоритета общественных интересов и коллективной собственности с одной стороны и полюс приоритета государства и / или нации, а также частной собственности с Кроме, 2) по оси ординат (вертикаль) - диктаторский-централистский полюс монистического мировоззрения на одной стороне и, соответственно, демократически федералистский полюс плюралистического мировоззрения на другой. Конечно, эта схема, как и любая другая, несколько условной, но она позволяет наглядно представить размещения влиятельных политических идеологий относительно друг друга в определенной целостной картине, которая является сравнительно удобной для определения, скажем, места конкретного политического объединения или партии за его политико-идеологическим критериям и базовыми ценностными ориентациями.

Наши рекомендации