Современные политические идеологии: либерализм, консерватизм, социалистическая идеология, социал-демократическая идеология.

Либерализм.Термин «либерализм» вошел в широкое употребление в первой половине XIX в., когда в ряде западноевропейских государств появились политические партии либералов.

Основные идеи либерализма:

· признание самооценности личности, уважение ее прав и свобод;

· равенство граждан перед законом, их ответственность перед обществом и государством;

· народовластие и политический плюрализм;

· конституционализм и разделение властей;

· свобода предпринимательства и конкуренции в экономической сфере;

· ограничение регулятивного влияния государства на общественную жизнь.

В XX в., в условиях усиления государственного управления экономикой и возрастания роли социальных идей, возникла новая форма либеральной идеологии – неолиберализм. Он адаптировал классические (традиционные) ценности либерализма к политическим реалиям второй половины XX в. и стал прочно доминировать в либеральной традиции.

Сущность политической программы неолиберализма:

· главн условие самореализации индивида – зрелое гражд общ-во и правовое государство;

· гос-во вправе регулировать частнособственнические отношения и обязано обеспечивать экономическую стабильность и социальную справедливость – гарантировать каждому члену общества прожиточный минимум, достойное вознаграждение за предприимчивость и талант;

· консенсус управляющих и управляемых; развитие промышленной демократии посредством стимулирования участия масс в управлении производством и политпроцессе;

· предпочтительность использования плюралистических форм организации и осуществления политической власти.

Носителями идеологии либерализма являются политические партии.

Первые политические партии либералов возникли в XIX в.

Консерватизм.Впервые оформление консерватизма в относительно стройную систему взглядов произошло в произведениях мыслителей, выступивших в разгар Великой французской революции, англичанина Эдмунда Берка (1729-1797), французов Жозефа де Местра (1753-1821) и Луи Бональда (1754-1840

Консерватизм – это политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни; приверженность политическим ценностям, выдержавшим испытание временем, апробированным формам социально-политической организации общества.

Политические идеи консерватизма:

· традиционные нормы жизни общества – главная движущая сила прогресса;

· исходные ценности – порядок в обществе, стабильность государства;

· власть в обществе принадлежит элите (приверженцы «элитарной демократии» считают, что политикой должен интересоваться каждый гражданин, но плодотворной политической деятельностью могут заниматься только профессионалы);

· свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней;

· частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство – естественные жизненные начала; частная собственность – гарант личной свободы, защиты социального порядка;

· безнадежно несовершенна природа человека, и его пороки неискоренимы (поэтому закономерно неравенство людей в отношении физического и умственного развития, социального статуса);

· государство – не «дойная корова»: «социальное попечительство» государства порождает иждивенчество (именно иждивенчество – источник «революций растущих притязаний»; помощь должна предоставляться только тем гражданам, которые не в состоянии себя обеспечить).

Политические идеи неоконсерватизма:

· усиление государственного регулирования экономической жизни и социальной сферы;

· индивидуальная свобода, поведение человека не могут «выходить» за рамки традиционных ценностей общества (это необходимо в интересах его стабильности и преемственности развития);

· укрепл духовности, моральных основ общ-ва, духовные приоритеты семьи и религии;

· развитие институтов гражданского общества;

· стабильность общества, опирающаяся на уважительное отношение граждан к закону; моральная ответственность гражданина и государства, их взаимопомощь.

Социалистическая (коммунистическая) идеология.Получила теоретическое обоснование и оформление в XIX в. Ее основоположники К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин.

Социалистическая идеология по своей сути революционная доктрина. Она предполагает насильственное разрушение капиталистического социально-политического строя и построение средствами и методами «диктатуры пролетариата» социально справедливого общества. Она провозглашает принципы социального равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности.

Политические идеи социалистической (марксистско-ленинской) идеологии:

· капитализм создает предпосылки для соц революции и перехода к социализму;

· построение социально справедливого общества невозможно без классовой борьбы, социалистической революции, диктатур пролетариата и коммунистической партии;

· социализм = обобществление + плановая экономика;

· от каждого – по способностям, каждому – по труду;

· всестороннее и гармоническое развитие личности в условиях свободы от эксплуатации человека человеком;

· социализма – переходный этап на пути к коммунизму – подлинно справедливому и свободному обществу.

Носители социалистической (марксистско-ленинской) идеологии – коммунистические партии. В 1980-е гг. они действовали в большинстве стран мира. Коммунистическое движение охватывало 90 млн. человек (86 млн. приходилось на 15 социалистических стран), в 80 несоциалистических странах было около 4 млн. коммунистов. Наиболее влиятельными компартиями являлись КПСС, КПК, Итальянская, Французская, Испанская, Португальская, компартии Финляндии, Греции, Кипра, Чили.

Попытки реализовать марксистско-ленинскую версию социализма в СССР, странах Восточной Европы и Азии потерпели неудачу. Драматический исход социалистического эксперимента обусловлен рядом объективных и субъективных причин: внутренней противоречивостью и догматизмом коммунистической идеологии; неверным выбором путей, средств и способов достижения гуманных целей; грубыми и непоправимыми ошибками политических лидеров; консерватизмом в коммунистическом движении, другими причинами. Желание коммунистов искоренить социальную несправедливость, достичь вершин демократии насильственными средствами и методами обернулось прямо противоположным результатом.

Крах коммунистического эксперимента, которому положила начало Октябрьская революция 1917г., значительно ослабил влияние коммунистических идей в современном мире. Однако и в наши дни коммунисты продолжают свою деятельность и по-прежнему ищут альтернативу капиталистической системе.

Социал-демократическая идеология.Социал-демократическая идеология – доктрина постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации политической, социальной и духовной сфер его жизни, гражданского (межклассового) согласия. Ее политический идеал – «демократический социализм», рассматриваемый как общество будущего, как принцип деятельности западноевропейских социал-демократических партий.

Политические идеи социал-демократической идеологии:

· социализм есть последовательный процесс реформирования капиталистического общества, реализации и обогащения демократических принципов «социального партнерства» - свободы, справедливости, солидарности (суть этого процесса выражена в тезисе Э.Бернштейна «конечная цель – ничто, движение – все»);

· социализм = смешанная экономика + рыночные отношения + более высокое качество жизни;

· государственное регулирование и перераспределение доходов в обществе с рыночной экономикой; многообразие форм собственности на средства производства – гарантия эффективной экономики и повышения благосостояния общества;

· движение к социализму – это творческий поиск, практическое воплощение и обогащение новых форм политической, экономической (рабочего самоуправления), социальной демократии, укрепление духовно-нравственных основ общественного развития;

· движение к социализму предполагает целенаправленное осуществление идеи «государства всеобщего благоденствия».

Социал-демократия возникла на почве западноевропейского рабочего движения. Созданный К.Марксом и Ф.Энгельсом I Интернационал (1864 г.) ускорил процесс формирования массовых социалистических партий. В 1889 г. они образовали II Интернационал, в котором и РСДРП имела своих представителей. После смерти Ф.Энгельса в этой международной политической организации обострились разногласия по ключевым положениям марксистского учения. Большевики разорвали сотрудничество с западноевропейской социал-демократией, подвергли острой критике ее реформистский курс, а затем образовали в 1919 г. III Коммунистический интернационал.

Фашизм. Идеологические истоки фашизма (от итал. fascio — пучок, связка, объединение) восходят к элитарным идеям Платона, Гегеля. Это крайне реакционное, антидемократическое, правоэкс-тремистское идейно-политическое движение, одна из разновидностей тоталитаризма.

Германский фашизм использовал для своих теоретических обоснований идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.

Как социально-политическое явление фашизм возник в начале XX в. в период индустриализации общества и связанных с ней острых кризисных процессов, разрушавших устоявшиеся экономические и социально-политические субкультуры. Фашизм отличается от других традиционных тоталитарных режимов тем, что черпает свои силы в массовом движении недовольных граждан. Массовые движения в условиях глубокого экономического и политического кризисов легко поддаются различного рода манипулированию. Идеология, способная в простой, доступной форме определить цели и способы их достижения, быстро овладевает находящимися под давлением различного рода проблем массами. И чем глубже кризис, поразивший общество, тем больше шансов у фашистской идеологии овладеть массовым сознанием.

Фашизм как идейно-политическое движение и как политический режим возник в 20-е гг. XX в. в Италии, а затем в Германии, Португалии, Испании и других странах.

Наиболее характерными для фашистской идеологии и фашистских режимов являются следующие признаки:

• культ насилия и вождя;

• крайний национализм и даже расизм;

• воинствующий антикоммунизм;

• тотальный контроль за обществом и личностью;

• отсутствие демократических прав и свобод;

• широкое использование государственного регулирования в экономической сфере;

• агрессивность и экспансионизм во внешней политике;

• идеологическая и политическая нетерпимость.

В настоящее время фашистская идеология существует в форме неофашизма и находит своих сторонников во многих странах. Особую активность профашистские организации проявляют во Франции, Австрии, Германии.

Анархизм - совокупность общественно-политических течений, отрицающих необходимость всякой власти в человеческом обществе, в том числе и в государственной.

Анархисты выступают за неограниченную свободу личности. Государство они считают источником угнетения, войн, паразитирующим на эксплуатации людей. Своей главной целью анархисты считают радикальное изменение общественных отношений путем уничтожения государства и всего, что связано с государственной властью.

Анархизм как идейно-политическое течение сложился в середине XIX века. Его основоположниками теоретиками являются: немецкий философ Макс Штирнер, французский философ Пьер Прудон, русские России был Нестор Махно.

Наши рекомендации