Понятие политического лидерства и функции.

Политическое лидерство – это приоритетное постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.

В лидерстве принято выделять 2 аспекта: формальное и неформальное

Формальное лидерство – это приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность представляет лидеру ряд административных прав, с помощью которых он может воздействовать на подчиненных.

Неформальное лидерство основывается на заслуженном авторитете лидера, на добровольном признании за ним прав на руководство со стороны членов группы или общества.

Основные подходы к определению лидерства:

· лидерство – это разновидность власти, носителем которой является один человек или группа лиц, обладающим возможностью изменять нужным для себя образом поведение других людей;

· лидерство – это управляющий статус, социальная позиция, которая связана с принятием решений, руководящая должность;

· лидерство – это особого рода предпринимательство, при котором политические предприниматели в условиях конкуренции обменивают свои программы на руководящие должности.

Американский политолог Р. Такер выделил 3 основные функции лидера:

1. диагностическая – определение ситуации, её оценка, выделение главных проблем, выработка решений;

2. директивная – определение направлений действий для решения проблем;

3. мобилизационная – сплочение вокруг лидера группы социальных слоев, общества в целом.

Политический лидер – авторитетный субъект политического процесса, личное влияние которого позволяет ему консолидировать и повести за собой различные социальные группы для решения проблем общественного развития.

48 Теории политического лидерства.

Первым исследовал проблему лидерства Макиавелли в работе Госуарь.

В 1940 г. Американский психолог К. Бэрд составил список из 79 черт, которые различные исследования выделили в типологии лидерства.

Строгдим исследовал теории черт, выделил 120 качеств лидера, в настоящее время их 250.

Э. Фромм считает, что в современных условиях лидером становится ловкий приспособленец, карьерист, формирующий у себя качества соответствующей конъектуры.

Г. Тард, Г. Лебон сделали вывод, что нередко лидером толпы оказывается нервно-возбужденные люди, но одаренные силой воли.

З. Фрейд основатель психологической теории лидерства, рассматривал лидерство как определенный вид помешательства, невроза. Фрейд и его последователи делили общество на психически нормальных людей, не способных к творчеству, и психически ненормальных, способных к творчеству, у данных людей доминирует стремление к власти, лидерству, господству.

Вебер выделил следующие типы лидерства: традиционное, рационально-правовое, харизматиеское.

49 Понятие, сущность, уровни и функции политической идеологии.

Политическая идеология – это 1) система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение государства, общественных объединений, социальных групп к политической действительности, проблемам, задачам, средствам и методам преобразования общества; 2) концепции и учения, теоретически обосновывающие идеалы, ценности и цели. Притязания субъектов политики на управление государством и обществом.

Идеология и политика – взаимообусловленные духовные явления. Идеологические нормы и ценности переводятся на язык политических решений и программ, воплощаются в созидательных делах и поступках субъектов политики. В свою очередь, социально-политическая практика служит основой для корректировки, творческого развития и обогащения идеологических концепций и принципов.

Уровни функционирования политической идеологии:

· теоретико-концептуальный (политическая философия);

· программно-политический (на этом уровне принципы и идеалы преобразуются в политические программы, лозунги и требования властвующей элиты);

· актуализированный (он отражает степень социальной эффективности идеологии – усвоения ее гражданами, меру воплощения идеолог ценностей в общественной практике).

Функции идеологии:

· познавательно-воспитательная (идеология способствует познанию и преобразованию социально-политической действительности, формированию политической культуры личности и общества);

· нормативно-ценностная (идеология ориентирует личность и общество на усвоение определенных политических идеалов, норм и принципов, усвоение которых «освещает путь» социальной практике;

· интегрирующая (выражая и защищая общенациональные интересы или интересы господствующих социальных групп, обеспечивая ценностную ориентацию сознания и поведения субъектов политики, идеология выступает консоли дующим фактором политической системы);

· мобилизационная (предлагая идеальные модели совершенного общества, идеология побуждает людей к политическим действиям, служит «компасом» в процессе принятия, корректировки и реализации управленческих решений).

Наши рекомендации