Коммунистическая и социал-демократическая идеология

Термин "социализм" впервые появился в литературе только в 30–е гг. XIX века. Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI в. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом (Т. Мор, Т. Кампанелла). Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества.

Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли А. Сен–Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

В этот период возникает и крайнее проявление социализма – коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

В 40–е гг. XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К. Маркс и Ф. Энгельс создали философскую, экономическую и социально–политическую теорию, которая оказала огромное влияние на историю человечества. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами.

Коммунистическое общество в марксистском понимании – закономерный результат прогресса цивилизации. Капитализм сам создает предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственности и перехода к социализму. Главное противоречие, которое взрывает капитализм изнутри – это противоречие между общественным характером труда, сформированным промышленностью и рынком, и частной собственностью на средства производства. Освобождение пролетариата – лейтмотив социальной революции. Марксизм как идеология превратил социализм в борьбу миллионов.

Развитие коммунистической формации проходит, считали Маркс и Энгельс, ряд этапов: переходный период, первая фаза и высшая фаза. Это длительный процесс преобразования жизни общества на подлинно гуманистических началах, когда человек становится высшим существом для человека. Коммунизм в своем высшем развитии – это общество свободных сознательных тружеников, где установится общественное самоуправление, а государство отомрет; где не будет классов, и социальное равенство достигнет воплощения в принципе ".

Несмотря на серьезные поражения, вызванные распадом Советского Союза, ликвидацией Восточного блока социалистических государств, ортодоксальный марксизм сохраняет значительное влияние на отдельные социальные группы в постсоветском обществе.

Одновременно с революционным направлением в социалистической мысли формировалось и другое направление социал-демократизм. Идеология современной социал–демократии своими корнями восходит к реформистскому течению, представленному Э. Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др.; концепциям либерального реформизма, особенно, кейнсианству.

Особенностью идеологии социал–демократов является реформизм, обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике.

Современная концепция "демократического социализма" была создана в 50–е гг. ХХ в. в результате принятия Декларации принципов Социалистического Интернационала. Социал–демократы одинаковое значение придают как принципу личной свободы, так и принципам солидарности и справедливости. Критерий различия между капитализмом и социализмом заключается не в принципах организации экономики, а в том положении, которое человек занимает в обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для государства, возможности реализовать себя в различных сферах общественной жизни.

Составными частями концепции "демократического социализма" являются политическая, экономическая и социальная демократия.

Идея политической демократии основывается на принципах свободы и равенства. Социал–демократы признают возможность существования различных форм демократии, однако в любом случае основополагающими требованиями политической демократии должны быть: наличие свободных выборов; предоставление гражданам действительного выбора между различными политическими альтернативами; возможность смены правительства мирными средствами; гарантия прав личности и меньшинства; существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона.

Давая обоснование экономической демократии, социал–демократы подчеркивают, что выступают за общественную собственность, но в рамках смешанной экономики. Частная собственность доступна в определенных секторах экономики. Приоритет в своей экономической стратегии социал–демократы отдают рыночным отношениям. Государство, в свою очередь, должно регулировать рынок: не допускать доминирования на нем только большого бизнеса, добиваться, чтобы технологии использовались на благо всего общества.

Термином "социальная демократия" обозначается качественная сторона образа жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды, бытовые условия.

Социал–демократы в западных странах, находясь у власти или оказывая влияние на власть, во многом содействовали демократизации общества, расширению и закреплению прав и свобод трудящихся. Их реальная политика была близка практике либерального реформизма, но отличалась большей социальной направленностью и борьбой за социальную справедливость.

В идеологическом отношении главное противостояние XX века – борьба либеральных и социалистических идей. Крах Восточного блока социалистических государств заставил социалистическую идеологию перейти к обороне. Но социализм, понимаемый как гуманное, демократическое общество, по–прежнему остается "открытым вопросом", интеллектуальной и практической задачей, решения которой сторонники социалистической идеологии пока не имеют.

Общей тенденцией развития социалистической идеологии в конце XX столетия является либерализация социализма, хотя сохраняют влияние и радикальные формы – коммунизм и необольшевизм.

33. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Политическая культура прямо либо косвенно влияет на поведение людей и деятельность их организаций, на восприятие населением явлений внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, определение человеком своего места в политической сфере общественной жизни. Это многогранное явление. Оно фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политическое отношения.

Охватывая все сферы политической жизни, политическая культура включает в себя культуру политического сознания; культуру политического поведения отдельных лиц и социальных общностей; культуру функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов и организаций.

Несомненно, что политическая культура как общественное явление находится на стыке политики и культуры. Политическая культура, базируясь на том и другом, включает в себя ряд объективных и субъективных элементов. Ее объективную сторону составляют реально существующие политические отношения, институты власти, политические ценности, традиции и нормы, регулирующие политические отношения. Вместе с тем политическая культура включает в себя определенный уровень политического сознания социальных групп, классов, различных политических движений, способность их к политическим действиям и сами эти действия. Субъективная сторона политической культуры включает в себя идеологический и психологический, эмоционально-волевой компоненты.

Политическая культура – это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей.

Она содержит систему способов реализации этих знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения политических субъектов, то есть наций, классов, социальных групп и т.д.

Некоторые исследователи в структуре политической культуры вычленяют прежде всего политическое сознание, политические теории и доктрины. Эти духовные элементы политической культуры отражают достигнутый уровень политических отношений. Другим ее элементом, с их точки зрения, выступает культура политических отношений. Между политическим сознанием и политическими отношениями существует диалектическая взаимосвязь и вместе с тем между ними не следует ставить знак равенства. Следующим элементом политической культуры общества выделяется культура взаимоотношения политических учреждений с массами, которые аккумулируют и направляют волю и энергию социальных групп, граждан на достижение поставленных политических целей. Выделяется и такой элемент политической культуры, как национальные государственные символы. Ряд авторов считает эти символы цементирующим элементом любой политической системы и лежащей в ее основе политической культуры. Наконец, отмечается и такой элемент, как политические традиции, представляющие собой наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в политической жизни общества в течение длительного времени.

Американский политолог Г. Алмонд выделил два уровня политической системы: институциональный и ориентационный, выражающий формы ориентации населения на объекты политики. Эти ориентации делятся:

– на познавательные (знания о политике, политических институтах, механизмах осуществления власти);

– эмоциональные (чувства людей к тем, кто осуществляет власть, доверие, презрение и т. д.);

– оценочные (суждения, мнения, опирающиеся на ценности, стандарты).

В совокупности, по мнению Алмонда, эти ориентации и составляют политическую культуру. Их анализ позволяет понять, почему одинаковые по форме институты власти в разных странах действуют по-разному, выяснить причины конфликтов, мотивацию политического поведения граждан.

Польский политолог Е. Вятр в структуре политической культуры выделяет четыре основных компонента: 1) знания о политике, политической системе; 2) оценку политических явлений; 3) эмоциональную сторону политической позиции; 4) "образцы" политического поведения. По существу он использует градацию политической культуры, предложенную Г. Алмондом и С. Вербой.

Довольно часто в структуре политической культура вычленяются такие элементы, как культура политического сознания, культура политического поведения и культура функционирования политических институтов. Первый включает в себя политические установки, представления, убеждения, а также политические традиции, обычаи и нормы. Второй – культуру политического участия в политической деятельности. В культуру функционирования политических институтов входят: культура принятия и реализации политических решений, культура электорального процесса, а также культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов.

Существуют и другие подходы к структурированию политической культуры. Все их рассмотреть в одной теме невозможно. Необходимо лишь иметь в виду, что, выделяя структурные элементы рассматриваемого феномена, неправомерно говорить о единой модели политической культуры применительно к различным регионам и народам. Каждой общественно-политической системе соответствует базисная модель политической культуры, которая в любой стране проявляется в национально-специфических формах.

Функции:

накопление и передачу политического опыта, что необходимо для поддержания устойчивости системы политических отношений;

упорядочивание и регулирование политических отношений;

воспитательная (проявляется в политическом формировании личности на основе ценностей, соответствующих интересам и целям);

познавательная (состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для его успешной деятельности в сфере политики);

нормативная (служит обеспечению стабильности политической системы и направлена на обеспечение посредством использования политических норм такого поведения граждан, которое служило бы эффективному достижению ее цели);

коммуникативная (служит обеспечению политического общения членов общества и трансформации индивидуальной политической культуры в групповую);

сигнификативная (вытекает из того, что действия, обычаи и традиции приобретают политико-культурное значение лишь в конкретном политическом и историческом контексте, занимая свое место в системе ценностей и поведенческих ориентиров людей).


Наши рекомендации