Политическое участие, деятельность: цели, мотивация, критерии
Формы политического участия:
- активные:
- прямое и косвенное реагирование на импульсы, исходящие от политической системы
- участие в избирательных кампаниях
- участие в деятельности политических партий и других общественных объединений
- выполнение политических функций в рамках государственных и других политических институтов
- участие в митингах и демонстрациях
- участие в протестных акциях
Формы политических протестов:
- конвенциальные (разрешённые властями)
- неконвенциальные (незаконные, неразрешённые властями, запрещённые властями демонстрации и шествия, деятельность официально незарегистрированных организаций и партий, проявление политического терроризма)
- пассивные:
- обычный интерес к политике, но без участия в конкретных действиях
- неучастие в избирательных кампаниях
- безразличие к деятельности политических партий и других общественных объединений
- равнодушие к проведению митингов и демонстраций
- политический бойкот как выражение враждебности к политической системе и проводимой политике
Близким к термину политической участие является термину политическая деятельность.
Политическая деятельность – систематическое сознательное вмешательство в политику, попытка что-то изменить своими действиями, своим воздействием положения в политической системе.
К субъектам политической деятельности относят всех политических субъектов. В политическую деятельность могут быть вовлечены и большие массы людей.
Основной объект политической деятельности – существующее социальное и политической устройство.
Главным побудительным мотивом в целом в политической деятельности являются жизненные интересы и потребности людей.
Мотивы политической деятельности и классификация интересов:
- по их носителям:
- интересы общества
- интересы социальных общностей
- интересы отдельных коллективов
- интересы малых групп
- интересы отдельных индивидов
- по сферам общественной жизни:
- экономические
- политические
- социальные
- духовно-культурные
- по времени проявления и ожидания:
- постоянные
- текущие
- перспективные
Другие мотивы:
- влияние знаний
- влияние социальных норм и существенных ценностей
- влияние субъективных эмоционально-психологических переживаний
- влияние политических мифов
Политическое действие – совокупность деятельностей различных политических субъектов.
Виды политические действия:
- позитивные (заключаются в том, чтобы что-то сделать для политической цели)
- негативные (заключаются в том, чтобы сделать что-то, чтобы этому воспрепятствовать. Они могут иметь соответствующие последствия)
- рациональные (субъект имеет чёткое представление о целях и задачах, и владеет методами достижения этих целей)
- иррациональные (действия, при которых отсутствует определённая логика, цели задачи, а сами участники этого действия не знают, чего хотят)
Типы политических действий зависят от типа и масштаба общественных преобразований.
Существуют различные виды политических действий:
- революция (коренное изменение власти, коренное преобразование политической системы, коренное преобразование общества)
- реформа (преобразование, которое не меняет сущности строя и сущности власти, но призваны что-то усилить, что-то изменить и т.д.)
- политической (государственный) переворот (изменение власти, но в рамках существующего строя, изменение власти внутри одного и того же класса или социальной группы)
- демонстрации, забастовки, митинги
- выборы, референдумы, переговоры
- популизм (специфический тип политического действия. Это деятельность, имеющая целью обеспечить популярность в массах ценой зачастую необоснованных обещаний)
Критерий политической деятельности заключается в её результатах.
Результат политической деятельности – закрепление или изменение существующих отношений. Политическая деятельность определяет динамику и направленность политических процессов
25.Фазы политического процесса: формирование политических проблем, принятие политических решений и механизмы их реализации
Любой политический процессов можно разделить на 5 фаз:
- формирование политических приоритетов
- выдвижение политических приоритетов после рассмотрения альтернативных проектов
- принятие политических решений и их легитимация
- приведение в действие механизма реализации принятых решений
- оценка результатов реализации принятых решений
Методы принятия решений:
- рационально-универсальный метод
- метод ветвей (когда проблема существует, нужно решать её по частям, частичными решениями, направленными на часть ситуации, а не решением всей проблемы в целом)
- смешанный метод (комбинирование 1-го и 2-го метода)
26.Политическая элита. Предпосылки её возникновения и функции
Как в демократических, так и в недемократических обществах, управление находится в руках организованного меньшинства. Это организованное меньшинство очень часто отождествляется с понятием элита. Однако есть одна особенность: в демократических обществах эта политическая элита может прийти к власти только путём выборов. Но только в демократическом обществе есть возможности есть как-то контролировать деятельность этого организованного меньшинства.
Впервые термин «политология» сформулировал итальянский политолог Вельфредо Парето. Однако политическими элитами занимались также политологи Гайтано Моска, Роберто Михельс. Они разработали целую концепцию элит и сформировали понятие слова «элита».
Политическая элита – организованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью определённого класса или социального слоя и которая обладает реальной властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции данного общества.
Предпосылки возникновения элиты:
- предполагает существование особого слоя политических лидеров и руководителей и (управленцев), которые занимают ключевые места в этих центрах власти
- в реальной политической практике сохраняется высокая степень отчуждения масс от процесса принятия политических решений
- сама технология властвования предполагает быстрое принятие конкретных решений. Это предполагает и участие в принятии этих решений узкого круга специалистов
- выработка многих политических решений требует специальных профессиональных знаний, что также ограничивает общественный контроль за властью именно со стороны масс, т.е. контроль власти снизу
Авторитетность элиты – важнейшее условие её пребывания у власти.
Функции элиты:
- выражение и защита совокупного интереса слоя или класса, представителем которого эта элита является
- выработка и реализация государственной политики на основе учёта всех социальных интересов, защита общенациональных интересов
- мотивация своей деятельности с заботой об общем благе
- достижение консенсуса (согласия) на основе понимания общих ценностей и принципов функционирования данной политической системы
Политическая элита должна превыше всего ставить, прежде всего, всенародные интересы.
27.Политическое лидерство и его типология
Особый феномен власти также представляет политическое лидерство.
Политическое лидерство – способность одного лица, находящегося на вершине властной пирамиды изменять желаемым для себя образом социальное поведение других людей или даже целых социальных групп.
Признаки политического лидерства:
- наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и тактики, чем выделяется данная личность среди других личностей
- популярность данного человека, умение влиять на массы
- наличие своей команды исполнителей и помощников, готовых реализовать идеи своего руководителя
- ярко выраженные черты характера, положительно воспринимаемые массами людей (общительность, умение говорить, умение слушать)
- определённый уровень поддержки со стороны или официальных органов власти и официальных структур власти или со стороны частных социальных групп.
Факторы, влияющие на качество политического руководства:
- политические убеждения лидера
- политический стиль лидера (личные качества + умение не впадать в болтовню)
- политический опыт лидера
- политическая атмосфера, в которой лидер начинал свою деятельность (воспоминания о детстве и тяжких условиях прошлого могут влиять на настоящее поведение)
- реакция лидера на критические ситуации
Функции лидера:
- диагностическая (насколько лидер в состоянии адекватно, точно, правильно оценить ситуацию)
- директивная (определение направления действий: как и почему надо действовать именно в том направлении)
- нахождение и принятие оптимальных решений в конкретных ситуациях
- мобилизующая (вокруг лидера сплачиваются определённые слои, группы и т.д.)
- легитимизирующая (придание законности принимаемых решений)
- функция социальной защиты (от произвола других лидеров, людей и т.д.)
Типы лидерства:
- авторитарный
- демократический
- отстранённые
Способы реализации власти:
- традиционные лидеры (консервативные традиционные способы)
- рационально-легальные (выбраны демократическим большинством)
- харизматические лидеры (обладают свойствами, приёмами, средствами)
- консервативные
- реформаторские
- лидеры-служители
- лидеры-торговцы
- лидеры-вожаки
28.Сущность и функции выборов в политической системе общества. Избирательное право и его принципы
Выборы – важнейший компонент современной политики.
Выборы – способ существования демократии.
Выборы показывают уровень политической культуры, степень организованности самого общества. Это связано с тем, что у выборов и у выборной системы есть различные функции.
Функции выборов:
- функция формирования органов власти, их легитимизация (избиратели путём выборов определяют своих представителей в органах власти, наделяют их правом принимать решения)
- функция реализации представительства разнообразных интересов населения (в избирательных платформах формируются основные требования конкретных групп населения)
- функция контроля институтов власти (выборы позволяют избирателям вынести свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменить состав органов власти, воздействовать на политический курс)
- функция коммуникативности (выборы позволяют расширить коммуникацию между политическими субъектами, между гражданами и властью)
- функция мобилизационная (победившая партия (группа) старается привлечь на свою сторону как можно больше граждан к реализации поставленных задач)
- функция конституирования оппозиции (формирование оппозиции, выполнение ею функции критики правительства и контроля его деятельности, разработка альтернативных власти проектов)
Все вышеназванные функции выборы выполняют только в том случае, если они организованы демократически.
Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти.
Принципы избирательного права:
- всеобщность выборов (активное избирательное право имеют все граждане, достигшие определённого возраста)
- свобода выборов (избиратель вправе лично решать, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать)
- прямое голосование (избиратель непосредственно голосует за конкретного кандидата)
- равенство выборов (избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, все кандидаты имеют равные возможности)
- тайное голосование (голосование, которое исключает какой-либо контроль волеизъявления избирателя)
29.Понятие и типы избирательных систем