Политическая деятельность и политическое участие

1. Сущность и структура политической деятельности.

2. Политическое участие: формы и мотивы.

Политическая деятельность – одна из важнейших политических категорий, которая занимает одно из ключевых мест в курсе политической науки. Она возникла вследствие сочетаний двух составляющих: политики и деятельности. Деятельность –это философская категория, которая определяется как специфическая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразные изменения и преобразования. Это определение предполагает изучение исследования различных сфер человеческой деятельности.

Политическая деятельность – одна из сторон политического поведения людей, проявляющегося в социально-политической активности субъектов политики, их реакции и приспособлений к изменяющейся реальности, политическом участии или политической бездеятельности (пассивности). Она, как и всякая деятельность, предполагает активное отношение к явлениям окружающего мира с целью изменения и преобразования их в интересах людей.

Политическая деятельность включает в себя отдельные индивидуальные, групповые, спонтанные и организованные действия субъектов политики, направленные на реализацию своих потребностей и интересов определенных общественных слоев.Потребности и интересы субъектов политического процесса обусловливают содержание политической деятельности, стимулируют действия людей в определенном направлении.Политическая деятельностьнаправлена на завоевание власти или влияние на нее. Ее структура включает объекты, субъекты, цель этой деятельности, обстоятельства осуществления, а также формы, способы и средства политического действия.

Главным объектом политической деятельности является власть. К объектам также относят политические институты, политические отношения и политическую систему в целом. Стремление к власти обусловливается потребностями и интересами людей. Потребность означает нужду в чем-либо, интерес же направлен на создание условий для удовлетворения потребностей. В политике таким условием является завоевание власти или влияние на нее. Для одних социальных групп удовлетворение экономических потребностей и тесно связанных с ними политических интересов предполагает сохранение существующей политической власти, для других – ее свержение или изменение. Политические интересы могут порождаться не только экономическими, но и собственно политическими потребностями, т.е. потребностями в осуществлении власти, удовлетворении групповых или личных политических амбиций (политического тщеславия, честолюбия), а также потребностями духовными, нравственными, экологическими и т.д.

К субъектам политической деятельности относят классы, социальные группы, этнические общности, партии, массовые общественные организации и движения, коллективы, отдельные личности.

Как только классы, социальные группы, личности осознают, что удовлетворить экономические потребности можно лишь тогда, когда будет устранена та или иная власть или осуществлены изменения в ней, становятся политическими интересами и вызывают определенную политическую деятельность социальных субъектов. Осознать социальной структуре потребности, помочь сделать их политическими интересами призваны политические организации, четко выразить интересы могут через деятельность партии.

Политические партии, общественные движения, массовые организации выдвигают из своей среды политических лидеров, которые являются основными проводниками политики и идеологии того или иного класса или социальной группы.

Сторонники формально-институционального подхода такую же роль отводят формальным институтам и политическим организациям: государственным органам, партиям, массовым общественным объединениям.

Особое место среди субъектов политической деятельности принадлежит государству и его органам. Осуществление властных функций государством (а власть, как уже отмечалось, есть объект политической деятельности) делает его одновременно и объектом и субъектом политической деятельности. Субъективность государства проявляется как в том, что оно защищает себя, располагая различными средствами, так и в том, что оно регулирует взаимоотношения между различными субъектами политической деятельности: классами, нациями, партиями, общественными движениями, личностями.

Важный структурный элемент политической деятельности – цель. Она может быть конструктивной или деструктивной по отношению к политической системе. Конструктивная целевая направленность предполагает укрепление политической системы путем охранительных мер или путем изменений в ее функциях. Деструктивная цель предполагает коренное преобразование политической и социальной систем, дестабилизацию существующей модели. Деятельность субъектов политики осуществляется в различных обстоятельствах, которые ограничивают политические действия или способствуют политической активности. Такими обстоятельствами могут быть политический режим, внутренняя и внешняя политическая обстановка, политическая культура населения, его менталитет (мировосприятие) и т.д. Политическая деятельность реализуется в практических действиях, направленных на достижение политических целей, выполнение политических программ. Эти действия осуществляются в определенных формах.

Выделяют обычно две формы политического действия – мирную (ненасильственную) и насильственную. В реализации этих форм в практике политической жизни применяют целый набор разнообразных способов и средств.

Важнейшей мирной формой политического действия является реформа, под которой понимается изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Различие реформ и революций в том, что реформы не предусматривают переход власти от одного класса к другому, что влечет за собой революция. Реформы мирным путем способствуют экономическому и социальному прогрессу, улучшают положение трудящихся и т.п. Следует отметить, что западноевропейские реформистские политические партии, связанные с профсоюзами играли и играют огромную роль в повышении жизненного уровня, улучшении социального положения трудящихся, за что и пользуются их массовой поддержкой,

К мирным способам политического действия примыкает конформизм. Конформизм (от лат. conformis – сходный, подобный) – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п. У конформистов слабы или вообще отсутствуют собственные позиции. Они покорно следуют любому политическому курсу, подчиняются обладающему большей силой политическому субъекту или авторитету. В нашем обществе у многих людей конформистская позиция проявляется в формуле "я человек маленький", "моя хата с краю" и т.п.

К мирной, ненасильственной форме политического действия можно отнести решение политических проблем парламентским путем, т.е. посредством внесения изменений в конституцию, принятия законов, заключения договоров, использования избирательной системы, а также межпартийных, межгосударственных и межгрупповых переговоров.

Наиболее характерными насильственными действиями являются война, революция, контрреволюция, диктатура, терроризм. Война — это вооруженная борьба между государствами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, межклассовой или гражданской, межнациональной (межэтнической). Война, как отмечал немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц, есть продолжение государственной политики, политических отношений иными (насильственными) средствами (Клаузевиц К. О войне и мире. М., 1934. С. 5, 27). Многие западные политологи ищут причины войн в "извечной агрессивности" человека. Марксистская наука связывает возникновение войн с возникновением частной собственности, появлением эксплуатации человека человеком и антагонистических классов. С исчезновением частной собственности, считали идеологи марксизма, исчезнут и войны. Особенно опасны войны в наше время, время ядерного и химического оружия, когда любая локальная война может привести к мировому военному пожару.

Революция – это качественное изменение в развитии природы, общества и познания (например, геологическая революция, научно-техническая, культурная, социальная). Социальная революция предполагает радикальные изменения в экономической и политической структуре общества. Она может реализоваться в мирных и немирных формах.

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление «новой» власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие классы (или господствовавшие) добровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую революцию. Иногда контрреволюция берет верх, и революция терпит поражение (революция 1848 г. в Германии, Парижская Коммуна 1871 г., демократическая революция 30-х гг. в Испании).

Американские социологи Л. Эдварде, Д. Питти, К. Бринтон утверждают, что существует некий "фатальный закон термидора", согласно которому каждая революция неизбежно перерастает в контрреволюцию и заканчивается реставрацией старых порядков. Название сформулированного ими закона происходит от Термидорианского переворота 27-28 июля 1794 г. (9 термидора по республиканскому календарю), свергнувшего якобинскую диктатуру и положившего конец Великой французской революции. В результате этого переворота были ликвидированы революционные завоевания, и начался контрреволюционный террор.

Диктатура - система политического господства какого-либо класса в классовом обществе, неограниченная власть группы, личности. Диктатура есть и особый способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооруженной силы. Она чаще всего возникает в периоды крайнего обострения политических противоречий, сужения социальной опоры существующей власти, при узурпации власти отдельными группами или лицами, а также при замене одной политической системы другой в ходе революции или контрреволюции.

Выделяют три вида диктатур: революционную, контрреволюционную и авторитарную. Примерами революционной диктатуры служат якобинская диктатура 1793-1794 гг. во Франции, большевистская диктатура 1917 г. в России; контрреволюционной – диктатура Кавеньяка во Франции в 1848 -1921 г.г., пиночетовская диктатура в Чили; авторитарной – сталинская диктатура в 1924 -1953 гг. в СССР.

Одним из экстремистских (крайних) способов политического действия является террор. Террор (от лат. terror – страх) – расправа с политическими противниками насильственными способами (убийство, нанесение тяжелых увечий), использование различных средств для вызывания страха у политических противников, населения для дестабилизации обстановки в стране или на определенной территории. Помимо убийств используются шантаж, взрывы транспортных средств, зданий и др. В последнее время широкое распространение получил международный терроризм, используемый в межгосударственных отношениях, а также между различными политическими силами, консолидирующимися в международном масштабе (разного рода левацкие организации, религиозные, националистические). В ряде республик бывшего СССР террористические методы стали довольно широко использоваться экстремистами националистического толка. Особенно часто они стали проявлять себя в Закавказье.

Органы государства и другие субъекты политики, оказывая воздействие на взаимоотношения различных социальных групп, используют разнообразные виды регулятивной деятельности: правовую, управленческую, организационную, воспитательную, агитационную. Они применяют при этом различные средства политического воздействия: средства массовой информации и пропаганды, политические науки, системы политического образования, литературу и искусство, тесно взаимодействующие с государственными органами партии и другие общественные организации, а также судебную систему, органы охраны общественного порядка и госбезопасности, армию и т.д.

При регулировании деятельности политических субъектов, особенно в конфликтных ситуациях, а также из тактических соображений используются такие способы политического действия, как компромиссы и консенсусы. Компромисс (от лат. compromissum – соглашение) – договоренность между противоборствующими сторонами путем взаимных уступок; уступки ради достижения определенной цели.

Консенсус (от лат. consensus – согласие, единодушие) – принятие договоров или решений на основе общего согласия без проведения формального голосования. Метод консенсуса признан в ряде органов ООН. Он применяется на международных совещаниях и конференциях, проводимых в ее рамках. При консенсусе участники дискуссий ради общего дела воздерживаются от формального выдвижения возражений. Это дает возможность решать многие вопросы и выходить из затруднительных ситуаций. К сожалению, многие политики, призывая к консенсусу, стремятся к тому, чтобы только оппонент шел на уступки, а не сам призывающий, что обычно приводит к тупиковым ситуациям.

2. В политической науке еще Платон и Аристотель анализировали участие и неучастие граждан в делах полиса для выявления причин перехода от одной формы государственного устройства к другой в разработке формы идеального государства. В новейшее время сначала марксизм-ленинизм, обосновал социалистическую концепцию преобразования общества, а затем радикальные теории западной демократии декларировали политическое участие как компонент своих доктрин. В современной политологической науке политическое участие учитывается при разработке большинства других политических концепций объектам анализа для исследования политических институтов и процессов.

Политическое участие – неотъемлемое свойство политической и любой другой управляемой деятельности людей, которое служит одним из средств выражения в достижении их интересов. Участие приобретает политическое качество, когда личность, слой, класс вовлекаются в политическо-властные отношения в процессе принятия решений и управления, носящих политических характер. В демократическом обществе политическое участие выполняет функции политической социализации. Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим. Оно может быть организованным и неорганизованным. Степень организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом – свободное и сознательное.

Индийский политолог П. Шаран выделяет два вида участия: автономное и организованное, и соответственно, выделяет характерные черты:

1. Различие между организованным и автономным наблюдается только в теории, нежели в реальной жизни;

2. Практически все системы включают организованное и автономное участие. Уровень организованного участия значительно выше в демократических системах, чем в диктаторских;

3. Между двумя видами участия существует динамическая взаимосвязь. Правительства, оппозиция, политические партии стремятся войти в автономные местные группы давления, подчинить их своему влиянию и использовать в своих интересах.

В отличие от П. Шарана отдельные исследователи используют категории санкционированного и несанкционированного участия. Как правило, несанкционированное или же автономное участие осуществляется различными политическими партиями, группами давления с целью оказать влияние на действующую власть. Порой автономное участие может приобретать стихийный неуправляемый характер. Оно может проявляться в разных формах: пикетировании государственных учреждений, захвате заложников, блокадах дорог и т.д. Поводом к стихийному выступлению могут быть не только человеческие эмоции, но и различные природные факторы – небывалая жара, повышенная солнечная активность или же другие природные катаклизмы.

Антиподом политического участие может быть неучастие (от лат. absenteismi – отсутствие). Абсентеизм – это проявление равнодушного проявления населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Равнодушие, бездействие может проявляться в:

1) неучастии в политической деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития (такое можно наблюдать в заброшенных селениях, отдаленных от больших населенных пунктов);

2) политической выключенности как результате заорганизованности политической системы из-за низкой эффективности этой деятельности, разочарования в ней;

3) политической апатии как форме неприятия политической системы (после чужеземного завоевания, оккупации, победы контрреволюции, разгрома и подавления массовых социальных и политических движений);

4) политическом бойкоте как выражении враждебности к политической системе и ее институтам.

Мотивы политического участия бывают различными. Участие в деятельности формальных организаций (партий, профсоюзов и т.д.) для одних обусловливается стремлением улучшить свое материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой социальный статус, карьеристскими побуждениями. Политическая деятельность других мотивируется стремлением принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности, чувства неопределенности в сложных политических и социальных ситуациях, поиском социальной защиты у политической группы. Для третьих участие в политике – это удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими, воздействовать на их поведение.

Политическая активность населения во многом определяется уровнем демократизации общества, существующим в стране режимом власти. Диктатура ограничивает политическое участие, демократия, наоборот, создает условия для политического участия. Политическое участие личности зависит также от партийной принадлежности, уровня образования, культуры, особенно политической, от воздействия на индивида окружающих его людей (руководителей, политических деятелей, друзей и врагов). Определенными ограничителями политической активности могут быть пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение.

В истории западной демократии впервые право участия граждан в политике и управлении было закреплено в конституциях Франции 1946 г. и Италии 1947 г.

Однако на практике в западных странах право участия в основном сводилось к возможности участия в голосовании за лидеров и дискуссиях. Такое ограничение участия в 60-70-е гг. обострило внимание к этой проблеме, выразившееся вначале через протест молодежи, студенчества, а затем и других слоев населения, выдвинувших в качестве одного из основных требований демократического движения подлинное участие всех и каждого в решении судеб общества и своей собственной судьбы. В этих условиях термин "участие" приобрел чрезвычайную популярность в политическом языке и политической идеологии, а затем и политической науке Запада. В обществе обострившийся массовый интерес к проблеме участия и самоуправленческим началам возрос. Демократизация общественной жизни была обусловлена, с одной стороны, неудовлетворенностью существующим строем, его бюрократизацией, усиливающимся отчуждением политических партий от рядовых членов и избирателей, растущей профессиональной специализацией и технократизацией управления. С другой – возрастанием количества свободного времени, повышением культурно-образовательного уровня населения, улучшением материального благосостояния. В этих условиях все более значимыми становятся чувства самоуважения, стремление к реализации эстетических и интеллектуальных потребностей, а также политических запросов, выражающихся в стремлении быть сопричастным к политической жизни страны, региона, города.

Осознав важность этих процессов, в решение проблемы участия включились не только социалистические, социал-демократические, но и частично либеральные и консервативные партии. И либералы, и консерваторы поняли, что стабильности политической системы угрожают как излишняя вовлеченность в политику населения, так и длительное отчуждение от политики. Различия в их позициях в отношении данной проблемы в том, что консерваторы боятся угрозы "чрезмерного" участия, либералы же – последствий неучастия. Неучастие, доказывают либералы, препятствует восприятию ценностей демократии, усвоению правил дискуссий, переговоров и компромиссов. Это способствует развитию чувства бесполезности и неосведомленности, политического цинизма и отчужденности. В определенных условиях из среды пассивных выходят деятели экстремистских движений различного толка.

И либералы, и консерваторы выступают против всех форм протеста, которые выходят за рамки установленных политических правил (бойкотов, захватов учреждений и пустующих квартир, отказов от военной регистрации и других требований государственных органов и частных предприятий). Основное внимание в участии трудящихся масс в политической жизни они концентрируют на участии в избирательных кампаниях, считая, что в демократических обществах именно избирательные кампании дают возможность народу участвовать в отборе политических лидеров и принятии тех или иных курсов государственной политики.

В Беларуси в годы, предшествовавшие событиям октября 1917 г., и в первые годы советской власти наблюдалось участие части населения в политической деятельности на плюралистической идеологической основе. Однако в процессе формирования административной системы, стремившейся превратить человека в "винтик" существующей политической системы, вместе с инакомыслием преследовалась и альтернативная политическая деятельность. Тем самым осуществлялось отчуждение от политики миллионов граждан страны.

Основной задачей политической деятельности в эти годы было сохранение и закрепление господствующего режима. Вследствие этого политическое участие стало носить формальный, имитационный характер. Правящий политический режим с помощью идеологии утвердил в сознании общества приоритет общественных интересов. Политическое участие приобрело вынужденный принудительный характер. Проводимые властями массовые пропагандистские мероприятия порой шли в разрез с интересами отдельных людей, социальных групп, слоев. В этих условиях культивируемое участие означало лояльность, преданность правящему политическому режиму. В обществе возник определенный слой, номенклатура, которая формально выражала интересы народа, а на самом деле удовлетворяла за счет его свои интересы, прикрываясь господствующей идеологией. Политическая деятельность в существовавших формах для большинства ее участников была условием занятия служебных должностей, ибо в характеристиках, необходимых при служебных назначениях, наряду с указанием политической благонадежности обязательно отмечалась общественно-политическая активность.

Политическое участие в форме открытой симпатии к режиму для многих являлось своеобразной страховкой от неприятностей. Традиция дискредитации личности, ее роли, места в социально-политическом развитии стала мировоззренческой базой преобразований в середине 80-х годов. Новые политические неологизмы – перестройка, ускорение и т.п. – оказались непонятными и даже враждебными. Бюрократия же использовала их в своих интересах для дискредитации процесса социально-политических преобразований. В этой связи распад советской системы приобрел стихийный и неконтролируемый характер.

В Беларуси, как, в прочем, и на всем постсоветском пространстве, элементы демократического участия стали достоянием незначительной части населения. Оно стало возможным не как результат качественного становления личности, а как следствие принудительного воздействия, инициативы властей. Новые формы активного участия, такие как: политические клубы, общественно-политические организации др. не приобрели массовый всенародный характер, а стали достоянием определенной части общества. Эта незначительная часть населения оказалась не способна вовлечь большую часть населения в активное участие. В следствие чего воздействие, влияние на политическую систему приобрело локальный, спорадический характер. Политическая индифферентность большинства населения позволила бюрократии усилить административное воздействие на общество, сузить границы демократических преобразований. Новые формы участия: политические партии, общественно-политические движения реально не состоялись как элементы гражданского общества, рычаги воздействия на власть. В тоже время нередки факты проявления стихийного массового движения, обусловленного экономической политикой, локальным недовольством и прочими причинами. Стихийное движение чревато серьезными социальными потрясениями, дестабилизацией политической системы.

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность и структуру политической деятельности.

2. Какие мотивы и цели профессиональной политической деятельности?

3. Дайте характеристику санкционированного и несанкционированного политического участия.

Наши рекомендации