Сущность и структура политического процесса. Политическое участие и политическая деятельность.

Политический процесс – совокупность действий и взаимодействий субъектов политики, это тектология осуществления власти. Политический процесс раскрывает динамику изменения политики.

Типология политических процессов:

1) по значимости для общества:

· базовые (оказывают существенное влияние на политическую систему страны в целом. Базовые процессы несут в себе форму преобразований населения

· периферийные (раскрывают динамику формирования и развития отдельных политических групп, политических партий, движений, взаимоотношения между партиями) Главная задача всех этих процессов – включить свои интересы и требования в принимаемые властью решения или оказать в той или иной степени воздействие на принятие таких решений)

2) в зависимости от объекта:

· внутриполитические (происходят внутри страны)

· внешнеполитические (происходят на международной арене. Характер, направленность и динамика внешнеполитических процессов может оказать влияние на внутриполитические процессы)

3) по характеру политических процессов:

· ангажированные (санкционированные официальными властями) (наблюдается явное преобладание продиктованных властями конкретных форм политических отношений, совершенно чётко просматриваются централизованные методы принятия решений.

Пример: митинги на Манежной площади во время выборов в России.

· неангажированные (не связанные с разрешениями властей) (свободное участие граждан в отношении с институтами власти. Это оппозиционные силы, несолгасные с властью. Пытающиейся предоставить альетрнативу существующей власти)

Пример: митинги на болотной площади за свободные и честные выборы в попытке оказать давление на власть, в попытке изменить политическую ситуацию.

4) по степени публичности:

· открытые (открытое и демократическое выявление интересов граждан. Они очень часто переплетаются со скрытыми процессами)

· скрытые (закулисные действия определённых структур, в т.ч. теневых, подготовка в тайне каких-то политических решений)

Структура политического процесса:

· субъекты политики (те, на кого направлены политический действия и процессы)

· объекты политики

· исполнители

· ресурсы

· средства и методы политической деятельности

Организация политического процесса начинается с замысла, идеи, концепции и разработки плана. Субъекты должны выработать цель. Обосновать пути её достижения. В соответствии с целью начинаются задачи, выбираются средства, определяются ресурсы, методы, исполнители, темпы и сроки исполнения. Так формируется политический процесс и формируется влияние на политическую систему. Несогласованность политических действий может разрушить сам политический процесс и привести к непредвиденным результатам. Исход политического процесса зависит от целого ряда внутренних и внешних факторов.

Любой политический процесс включает в себя 3 режима его протекания:

1) режим функционирования (фиксирует определённую степень напряжения между политическими субъектами. Типичная степень напряжения – отношения между властью и оппозицией. Сейчас в РБ режим напряжения это функционирования. При режиме функционирования состояние политической системы не выходит за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и политической власти. В этом режиме отражаются обычные рутинные отношения между властью и оппозицией, властью и партиями, властью и населений и т.д. Власти в этом режиме функционирования в большей степени придерживаются традиционных способов взаимоотношений)

2) режим развития (структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые требования граждан. Режим развития – это испытания для власти, он касается и действия оппозиционных сил, они могут мобилизовывать свои силы, привлекать на свою сторону сторонников, добиваться каких-то важных временных успехов)

3) режим распада/упадка политических ценностей (принимаемые властями решения по выполнению не реализуются, сами власти теряют легитимное доверие масс. Распад структур управления носит необратимый характер)

Пример: судьба большинства бывших стран социализма, особенно в европейском регионе, где правящие партии так и не нашли, так и не определили мер, чтобы адекватно отреагировать на поставленные требования, в результате режима распада/упадка поменялась политическая власть.

Категория политический процесс отражает динамику политического развития, позволяет выявить механизмы взаимодействия его участников и эта категория позволяет спрогнозировать возможные последствия решений.

Чтобы понять место и уровень политических процессов в целом, необходимо понять такие понятия как политическое участие, политическая деятельность и политическое действие.

Политическое участие – совокупность различных способов практической активности граждан в сфере политики.

Политическое участие отражается в двух формах:

· прямое(непосредственное политическое участие) (принимается на собраниях небольших политических общин. Собравшиеся люди непосредственно принимают решение большинством голосов)

· представительское(опосредованное) (народ выбирает своих представителей для осуществления политической власти. Оно даёт больше возможностей для искажения воли масс, т.к. избранные представители от народа могут лишь использовать полученные голоса для занимания определённых должностей, и очень часто используется процесс манипулирования массами. Поэтому избранные представители могут преследовать собственные цели, не заботясь об интересах народа. К тому же избиратели могут терять контроль над своими избранниками)

Формы политического участия:

· активные:

- прямое и косвенное реагирование на импульсы, исходящие от политической системы

- участие в избирательных кампаниях

- участие в деятельности политических партий и других общественных объединений

- выполнение политических функций в рамках государственных и других политических институтов

- участие в митингах и демонстрациях

- участие в протестных акциях

Формы политических протестов:

- конвенциальные (разрешённые властями)

- неконвенциальные (незаконные, неразрешённые властями, запрещённые властями демонстрации и шествия, деятельность официально незарегистрированных организаций и партий, проявление политического терроризма)

· пассивные:

- обычный интерес к политике, но без участия в конкретных действиях

- неучастие в избирательных кампаниях

- безразличие к деятельности политических партий и других общественных объединений

- равнодушие к проведению митингов и демонстраций

- политический бойкот как выражение враждебности к политической системе и проводимой политике

Близким к термину политической участие является термину политическая деятельность.

Политическая деятельность – систематическое сознательное вмешательство в политику, попытка что-то изменить своими действиями, своим воздействием положения в политической системе.

К субъектам политической деятельности относят всех политических субъектов. В политическую деятельность могут быть вовлечены и большие массы людей.

Основной объект политической деятельности – существующее социальное и политической устройство.

Главным побудительным мотивом в целом в политической деятельности являются жизненные интересы и потребности людей.

Мотивы политической деятельности и классификация интересов:

· по их носителям:

- интересы общества

- интересы социальных общностей

- интересы отдельных коллективов

- интересы малых групп

- интересы отдельных индивидов

· по сферам общественной жизни:

- экономические

- политические

- социальные

- духовно-культурные

· по времени проявления и ожидания:

- постоянные

- текущие

- перспективные

Другие мотивы:

· влияние знаний

· влияние социальных норм и существенных ценностей

· влияние субъективных эмоционально-психологических переживаний

· влияние политических мифов

Политическое действие – совокупность деятельностей различных политических субъектов.

Виды политические действия:

· позитивные (заключаются в том, чтобы что-то сделать для политической цели)

· негативные (заключаются в том, чтобы сделать что-то, чтобы этому воспрепятствовать. Они могут иметь соответствующие последствия)

· рациональные (субъект имеет чёткое представление о целях и задачах, и владеет методами достижения этих целей)

· иррациональные (действия, при которых отсутствует определённая логика, цели задачи, а сами участники этого действия не знают, чего хотят)

Типы политических действий зависят от типа и масштаба общественных преобразований.

Существуют различные виды политических действий:

· революция (коренное изменение власти, коренное преобразование политической системы, коренное преобразование общества)

· реформа (преобразование, которое не меняет сущности строя и сущности власти, но призваны что-то усилить, что-то изменить и т.д.)

· политической (государственный) переворот (изменение власти, но в рамках существующего строя, изменение власти внутри одного и того же класса или социальной группы)

· демонстрации, забастовки, митинги

· выборы, референдумы, переговоры

· популизм (специфический тип политического действия. Это деятельность, имеющая целью обеспечить популярность в массах ценой зачастую необоснованных обещаний)

Критерий политической деятельности заключается в её результатах.

Результат политической деятельности – закрепление или изменение существующих отношений. Политическая деятельность определяет динамику и направленность политических процессов

20. Фазы политического процесса: формирование политических проблем, принятие политических решений и механизмы их реализации

Любой политический процессов можно разделить на 5 фаз:

· формирование политических приоритетов

· выдвижение политических приоритетов после рассмотрения альтернативных проектов

· принятие политических решений и их легитимация

· приведение в действие механизма реализации принятых решений

· оценка результатов реализации принятых решений

Методы принятия решений:

· рационально-универсальный метод

· метод ветвей (когда проблема существует, нужно решать её по частям, частичными решениями, направленными на часть ситуации, а не решение всей проблемы в целом)

· смешанный метод (комбинирование 1-го и 2-го метода)

Наши рекомендации