Политическая деятельность и политическое участие.

Политический процесс состоит из действий. Политическое действие определяется как вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Деятельность социальных групп или индивидов связана со стремлением усовершенствовать или изменить социально-экономический и политический порядок. Политические действия ориентируют политическую систему на достижение определенных целей, выражающих интересы различных групп. Эти интересы облекаются в теоретическую, идеологическую форму. От того, какой идеологии придерживаются участники политического процесса, направлена ли их деятельность на революционные изменения общества или на его реформирование. Политическое действие всегда совершается "здесь" и "сейчас", то есть в конкретной ситуации. Потому необходим анализ объективного положения дел, конкретных условий, прежде чем начать действовать. Надо выявить специфику каждой ситуации, чтобы выбрать правильные методы и средства политического действия. Важен и тот инструментарий, с помощью которого оценивается ситуация. Разумно изменить наши схемы и догмы, если в них не укладывается политическая реальность, ибо она всегда богаче любых схем. Лица, действующие в политике, должны иметь солидный багаж знаний, быть компетентными. Кроме того, они должны творчески применять свои знания в той или иной ситуации. Теория в политике имеет смысл тогда, когда может дать адекватный ответ на конкретную проблему. В любой политической системе есть определенные нормы, правила игры, которые обязаны соблюдать участники политического процесса. Нарушают, как правило, эти нормы те, кто хочет изменить политическую систему посредством насилия. Однако в случае завоевания власти они устанавливают свои нормы действия, свои правила игры. Так, различается позитивное политическое действие, заключающееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное, состоящее в том, чтобы "прекратить что-то делать". Позиция воздержания не является нейтральной, поскольку всегда имеет определенные последствия. Политическое действие можно характеризовать как рациональное и иррациональное. Рациональное действие означает, что его агент имеет четкое представление о целях, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, устанавливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, если она не приводит к желаемым результатам. Что же касается иррационального политического действия, то оно, как правило, заканчивается неудачей из-за неспособности политиков увязать цели и средства, слепого отношения к действительности, которую рассматривают в соответствии со своими догмами и схемами. Это почва политических иллюзий, которые зачастую приводят к печальным для общества последствиям. Политическое действие можно рассматривать как инерционное и творческое. Инерционные действия воспроизводят принятые нормы поведения, существующую политическую систему, сохраняют ее. Творческие действия вносят в политику перемены, новые моменты, динамику. Политическое действие может быть стихийным или организованным. Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претворять в жизнь свои планы. Однако в любом политическом действии может быть и доля стихийности, случайности, несогласованности. Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. Максимальным радиусом действия обладают революция, мятеж, восстание, контрреволюция, крестьянская война. Революция представляет собой свержение господствующих групп, преобразование общества в целом. Контрреволюция – это политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями, теми, кто порвал с революцией. Бунт – результат возмущения масс действиями местных властей, перерастающего в беспорядок, погромы. Реформы ведут к общественным переменам, не подрывая основ существующего строя и власти правящего класса. Политические перевороты ведут к переменам в сфере власти, в первую очередь персональным, путем использования физического насилия. Примером специфических политических действий служат митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т.д. Особыми видами политических действий являются выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы, официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры. «политическое участие» используется для обозначения форм политического поведения граждан. Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений. Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов, как на местном уровне, так и в политической системе общества. Если граждане принимают активное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики, контроле за ее осуществлением, то такую политическую систему можно считать основанной на участии. Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Чем крупнее общество, тем меньше возможностей для самоуправления. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют. Массы могут терять контроль над своими представителями, и степень их политического участия снижается. Одна из наиболее разработанных схем политического участия включает следующие элементы: - реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях; – участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение; – участие в деятельности политических и иных организаций; – выполнение политических функций в рамках государственных и иных политических институтов (в том числе в партиях и т.д.). Эту функцию реализуют профессиональные политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий; – прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.). Типы участия весьма неравнозначны. Одни из них занимают скромное место в политической жизни, другие весьма развиты, что позволяет судить о политической культуре конкретного общества. Политическое участие может быть направлено против действий и решений властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии. Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. К формам политического протеста относятся такие действия, как политическое и гражданское неповиновение, петиции, бойкоты, повреждение собственности, саботаж, убийства, похищения, террор, партизанские действия, революции, войны. На уровень политического участия влияют такие социальные факторы, как образование, социально-экономический статус, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации, социально-экономическая ситуация.






40. Выборы и избирательные системы.

Социальные функции выборов. Выборы являются; - инструментом легитимизации и совершенствования политической системы общества - демократическим каналом формирования политической воли граждан, представительства их интересов в органах государственной власти- способом смены политических элит волеизъявлением граждан- формой коммуникации граждан с властью, общественного контроля политических институтов- средством политической социализации личности Функции выборов:-легитимация власти- определение содержания политики, выбор политического курса на период следующих выборов- контроль над властью со стороны граждан - функция показателя состояния политической жизни в стране Выборы – способ формирования органон государственной власти и местного самоуправления посредством голосования граждан. Могут быть парламентскими и президентскими, общегосударственными и местными, очередными и досрочными, альтернативными и безальтернативными, многопартийными и однопартийными, прямыми и косвенными (многоступенчатыми). Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д. Выборы дают возможность:- обеспечить полит представительство гр-н;- выразить их интересы;- разрешить назревшие в общ-ве конфликты;- подтвердить или пересмотреть принципы распределения общественных благ;- повлиять на пол-ку гос-ва, а при необходимости определить направление дальнейшего пути общественного развития;-интегрировать общ-во, усовершенствовать существующие в нем каналы коммуникации, укрепить легитимность власти. - обеспечить полит просвещение гр-н. Избирательная система – порядок организации и проведения выборов, представительные учреждения или индивидуально руководящего представителя, закрепленный в юридических нормах, а также в сложившейся практике деятельности государственных и общественных организациях. В составе избирательной системы выделяют 2 основных компонента: Избирательное право, выражающее теоретико-юридических составляющая Избирательная процедура, компонент практически организационный Виды избирательных систем: Мажоритарная – избирательная система, в которой победитель определяется по принципу большинства, а избранный депутат представляет население территориального округа. Разновидности: Простого большинства (только 1). Относительного большинства (до 50%)Абсолютного большинства (50% + 1 голос) Пропорциональная– голосование происходит не за одного кандидата, а за партию и осуществляется по партийным спискам, депутатские мондаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Имеют 2 способа классификации: (в зависимости от наличия или отсутствия избирательных округов) На общегос. уровне На основании многомондатных избирательных округов (в зависимости от вида избирательных списков). Закрытые Открытые Полужесткие…Смешанные. Панаширование (смешивание) – избиратель может выбирать кандидатов из разных списков и партий. Смешанная предполагает избрание части кандидатов по мажоритарному, а второй по пропорциональному принципу. Для решения важнейших вопросов гос. и общественной жизни проводятся референдумы, когда народ осуществляет свою власть непосредственно и принимает решение путем всеобщего свободного, равного и тайного голосования. Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательствами соответствующих стран. Различают: конституционные, законодательные, обязательные референдумы. Инициатива проведения референдума может исходить от избирательного корпуса, парламента, Президента, отдельных субъектов федерации. Референдум–один из элементов непосредственной демократии, но степень его реального демократизма зависит от полит режима гос-ва, где он проводится. Референдум – высшая форма волеизъявления белорусских граждан.

Наши рекомендации