Политика как общественное явление. Многообразие определений политики
Политическая власть: происхождение, сущность, основные черты и функции
По своей природе и происхождению власть — явление социальное. Потребность во власти возникает из необходимости сохранения обществом своей целостности и единства. Поддержание стабильности социума предполагает согласование общественных процессов. Оно осуществляется либо в ходе естественного взаимодействия людей, либо благодаря целенаправленному воздействию специальных органов. В обществе устанавливается определенный порядок, который регулирует общественные отношения через социальные институты. Следовательно, властные отношения образуются прежде всего для поддержания общественного порядка. Власть есть выражение объективной потребности социальных общностей в саморегуляции и организации. Власть различают по объёму (от семейной до государственной), по характеру реализации (бюрократическая, демократическая, деспотическая) и по объекту (личная власть, власть в группе, политическая власть).
Политическая власть — это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю посредством политики и правовых норм. Политическую власть характеризуют следующие отличительные признаки. Во-первых, легальность использования в пределах государства. Во-вторых, верховенство, обязательность решений для всякой иной власти. В-третьих, публичность, то есть всеобщность и безличность (обращение от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам). В-четвертых, моноцентричность, наличие единого центра принятия решений. В-пятых, многообразие ресурсов.
Власть в обществе выполняет такие функции, без осуществления которых наступит хаос и общество не сможет жить нормальной жизнью. Главными, основными функциями можно считать господство, руководство, управление, организация, контроль. Руководство как функция государственной власти выражается в выработке и принятии принципиально важных для общества решений, в определении его ключевых целей, планов, перспектив. Управление осуществляется через непосредственную повседневную практическую деятельность, направленную на выполнение разработанных руководством планов. Суть управления — в принятии решений по поводу возникающих в обществе конкретных проблем. Организация предполагает согласование действий отдельных людей, групп, политических институтов. Чтобы управлять и руководить, нужно не только отдавать приказы сверху вниз (от руководителей и управленцев к подчиненным), но и обеспечить взаимосвязь, упорядочить контакты между людьми. Функция власти —контроль — выражается в том, что она наблюдает за соблюдением законов, норм, правил поведения в обществе. С помощью контроля власть получает информацию о том, какие последствия имеют ее управленческие воздействия. Это помогает ей корректировать при необходимости свою политику.
Политический режим как характеристика политической системы
Политический режим – это система методов и средств осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между органами власти, обществом и личностью.
В социально-политической литературе чаще всего выделяют три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Основными критериями классификации политических режимов являются способы осуществления народом своего суверенитета, принципы образования и функционирования государственных органов, взаимодействие законодательной и исполнительной властей. Существенное влияние на тип режима оказывают взаимоотношения партий с другими элементами политической системы и взаимоотношения представителей одной партии в парламенте. Основанием дифференциации режимов могут быть также степень централизации государственного аппарата и участие оппозиции в политической жизни страны, правовой статус личности, политические идеалы и др.
Либерализм и неолиберализм
Либерализм– как политическая идеология, одна из самых влиятельных в современном мире, объединяющая сторонников парламентского строя, демократических свобод и свободного предпринимательства сформировалась, в конце XVII –XVIII вв. в борьбе против феодальных порядков и абсолютизма. Классиками теории либерализма по праву считаются: Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, А.Вольтер, Ш.Монтескье. Либеральные ценности и принципы можно найти и у известных белорусских мыслителей А.Волана и Л.Сапеги.
Принципы либеральной идеологии:
- индивидуальная свобода человека;
- ценность человеческой личности и изначальное равенство людей;
- неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу, собственность;
- деятельность государства на основе общественного консенсуса ради сохранения и защиты естественных прав человека;
- взаимоотношения человека и государства носят договорной характер;
- верховенство закона и равенство всех перед законом;
- разделение властей (правотворчество, правоприменение, правосудие) и создание системы их сдерживания и противовесов;
- частная собственность и ее неприкосновенность как гарантия независимости и достоинства личности;
- свободный рынок, личная инициатива и честная конкуренция;
- развитое гражданское общество, независимое от государства и политических институтов.
Политическая идеология либерализма предлагает и свой набор ценностей: человек – высшая ценность, индивидуальная свобода, свобода от произвола государства, независимость от предрассудков, естественное неравенство людей, вера в социальный прогресс и силу разума и другие.
С середины XX века начинается приспособление либеральной идеологии к новым целям социальной жизни, с чем и связано появление неолиберализма, основными идеями которого являются:
- зрелое гражданское общество и правовое государство;
- активное вмешательство государства в сферу рыночных и социальных отношений;
- использование плюралистических форм организации и осуществления политической власти;
- консенсус управляющих и управляемых, посредством стимулирования участия масс в управлении производством и в политическом процессе.
Современный либерализм включает множество течений и форм, между которыми имеются противоречия и даже возникают конфликты. Такие формы либерализма как политический либерализм, экономический либерализм, социальный либерализм, культурный либерализм в развитых странах смешивается, а в развивающихся странах на передний план выходит либерализм третьего поколения. В Республике Беларусь более распространены идеи экономического, политического, социального и, к сожалению, культурного (о чем свидетельствует очередная попытка проведения парада сексуальных меньшинств в г. Минске) либерализма.
Принципы социал-демократии.
- всеобщие выборы, предоставляющие возможность смены власти ненасильственными средствами;
- политический плюрализм и право на оппозицию;
- независимая судебная система, основанная на принципе верховенства закона;
- право на частную жизнь;
- гарантия прав и свобод личности и национальных меньшинств;
- все формы собственности равноправны (государственная, кооперативная, частная) в условиях рыночных отношений, однако признается и планирование, а государство регулирует рынок в интересах людей и не допускает доминирования большого бизнеса;
- экономическая деятельность отличается социальной направленностью и подконтрольна обществу;
- высокое качество жизни для всего общества, что означает достойные условия и содержание труда, всеобщее пенсионное обеспечение, доступное образование, практически бесплатное здравоохранение, бесплатный проезд для детей, контроль за состоянием окружающей среды;
- мир и всестороннее сотрудничество государств.
В настоящее время наиболее заметные и сильные политические социал-демократические партии существуют в Европе, в таких странах, как Германия, Дания, Испания, Норвегия и, конечно же, Швеция, которая не участвовала в двух мировых войнах, а рабочая партия Швеции с 30-х годов прошлого века находилась у власти более сорока лет. Швеция создала свою модель социализма, которая характеризуется высокоразвитой экономикой смешанного типа, занятостью практически всего трудоспособного населения, сильной системой социального обеспечения, высочайшим уровнем образованности населения.
Политика как общественное явление. Многообразие определений политики
Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления) и системный. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.
Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. Экономические характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Стратификационные (социальные) определения политики трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Трумэн и другие).
В истории политической мысли, в том числе и среди современных теоретиков, достаточно широко представлены правовые концепции политики.
Они считают политику, государство производными от права и, прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Этические определения политики ярко проявляются в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. Субстанциальные определения политики ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений существует несколько трактовок политики.
Самая распространенная из них - это трактовка политики как действий, направленных на власть, ее обретение, удержание и использование.
Институциональные определения политики характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, и, прежде всего, через важнейший институт - государство.
Конфликтно-консенсусные определения политики. Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов.
Группа научно-сконструированных трактовок политики: деятельностные, телеологические и системные определения.
Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации, обязательных для всего общества решений. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.
Она применяется также в телеологических трактовках политики, рассматривающих ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. В телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп, классов, наций, государств и т. п.) и сознательный, целенаправленный характер.
С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды - остальных областей общества - и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. Системная интерпретация политики получила детальное обоснование и развитие в разнообразных теориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.
Итак, рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.
Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.