Политика как общественное явление.ф-ции политики.

Политика – понятие ключевое в политической науке. Все последующие проблемы данной науки исходят из категории политика и замыкаются вокруг нее.

Политика – также понятие историческое. На заре истории человечества не было такого понятия, как политика и люди вели повседневную борьбу за свое существование - добычу пищи и одежды, защиту от нападений более сильных, чем они, представителей животного мира. Значит все взаимоотношения между людьми объяснялись инстинктом самосохранения. Следовательно, политика возникает с появлением в обществе властных отношений.

Как явление социальное политика возникает только в обществе, которое представляет взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и волей. Каждый из них преследует, прежде всего свои интересы. В примитивных обществах согласованное поведение индивидов были основаны на естественном совпадении их интересов. Однако с развитием человеческих потребностей появился прибавочный продукт. Возникновение частной собственности обособило отдельного человека. В результате этого сформировался самостоятельный человек, независимый от власти общины. Индивидуальный интерес все реже совпадал с общим, с интересами других общинников. В этих условиях интеграция общества, согласие его членов не могли обеспечиваться традиционными институтами. Поэтому можно подчеркнуть, что именно потребности в согласовании различающихся групп интересов привели к появлению политики и ее институтов. Теперь с помощью этих институтов политики индивидуальные стремления людей стали переводится в политическую волю общества. Значит, политика была предназначена для удовлетворения не только личных потребностей, но и общезначимых групповых интересов.

Политика возникает также в зависимости от географических, природных, экономических, социальных, культурных условий конкретной страны. Притом от этих объективных факторов зависят направленность политики, возможности, средства и методы реализации власти. Так в странах западной цивилизации политика возникла в результате социального расслоения общества. Однако, как показала история, она может возникать не только вследствие усиления социального неравенства. В странах Востока потребность в политике была вызвана необходимостью обеспечения населения продовольствием и предметами первой необходимости, защиты территориальной целостности страны от нападений чужеземцев, освоения новых земель.

Слово «политика» пришло к нам из Древней Греции и происходит от греческого polis (город). В Древней Греции оно обозначало различные формы государственного правления. Одно из первых произведений, посвященных изучению политики – трактат Аристотеля « La Politika » дословно так и называется: «То, что относится к государству».

В английском языке, а также в американской и мировой политической науке в целом для обозначения различных сторон политики используют три самостоятельных термина: « polity » ( «полити» или «полития»), « policy » («полиси») и « politics » («политикс»). Эти понятия примерно соответствуют форме политики, ее содержанию и политическому процессу.

Полития означает политическую организацию того или иного общества, государство в широком смысле слова, т.е. совокупность всех граждан страны и весь механизм осуществления власти. Другими словами полития – это политический строй страны и политический порядок в единстве составляющих его институтов и норм.

Полиси означает содержание, образ действий власти, правительства и технологию принятия политических решений. Полиси также относятся не только к действиям центральной власти, но и к способу поведения, принятия решений органами власти.

Политикс – это политика, рассматриваемая с точки зрения возникновения и разрешения в ней конфликтов. Политикс-анализ занимается субъектами, претендующими на власть или стремящимися –повлиять на политические решения: партиями, общественными организациями, СМИ, заинтересованными группами, а также конфликтующими интересами.

В политической науке полити (форма), полиси (содержание) и политикс (процесс) называют измерениями политики, отражающими ее важнейшие аспекты.

Как видим, понятие политика – многогранное и многообъемное и практически охватывает все сферы жизнедеятельности человека в обществе. В этой связи в политологии имеют место различные парадигмы (подходы) объяснения политики. Выделим основные парадигмы политики:

1. Теологическая – сверхъестественная интерпретация политики.

2. Натуралистическая – природа политики вытекает из влияния: внешней среды – географическая парадигма; свойств живой природы – биологическая парадигма; качеств самого человека – психологическая парадигма.

3. Социальная – политика характеризуется через воздействие других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта.

4. Рационально-критическая – политика объясняется не только внешними по отношению к ней факторами, но в большей мере ее внутренними причинами, свойствами, элементами.

Если их суммировать все сказанное, то современная политическая наука выделяет следующие основные толкования политики:

· Как отношения между классами и социальными группами общества;

· Как господства, связанного с завоеванием и использованием власти;

· Как управления, упорядочения общественной жизни;

· Как системы принципов и норм регулирования жизни общества в целом и социальных групп, имеющихся в данном обществе.

В любом из этих подходов просматривается понимание политики как области межгрупповых отношений по поводу использования власти, ее публичных институтов для реализации их общественно значимых интересов и потребностей.

Все это позволяет рассматривать политику в двух ее основных аспектах: во-первых, как средство организационного и духовного начала нового государственного устройства; во-вторых, в качестве регулятивно-контрольной сферы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций и взаимоотношения между странами.

Современное состояние политической науки позволяет рассматривать политику в условиях методологического плюрализма как многомерное общественное явление. В этой связи многие исследователи многомерность политики видят в том, что она выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:

1. Как сфера общественной жизни;

2. Как один из видов активности социальных субъектов, их совокупной деятельности и индивидуального поведения;

3. Как тип социальных отношений.

Из такого подхода вытекают следующие аспекты политики: участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, связанная с регулированием интересов путем использования политической власти; совокупность вопросов или событий государственной, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой.

Вышесказанное позволяет дать следующее общее определение политики. Политика – это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.

Характерными чертами политики являются:

1. Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества в целом);

2. Любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства;

3. Связь с действиями и интересами больших масс людей;

4. Целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа и учета многообразия условий и компонентов политических действий;

5. Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

Политика, обладая этими специфическими чертами, имеет характерные только для нее свойства. Они таковы: универсальность – способность сознательно увеличивать или уменьшать число объектов государственно-властного регулирования; инклюзивность – способность проникать в другие области общественной жизни. Есть и такое свойство политики – это способность сочетаться с неполитическими общественными явлениями и сферами.

Весьма сложной и многоуровневой является структура политики. Выделим узловые части структуры, наиболее полно характеризующие внутреннюю сущность политики.

Политический интерес как структура политики представляет собой внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Политическая организация, отражающая роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.

Политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти.

Политическая деятельность, выступающая разновидностью социальной активности субъектов, действия которых выражают реализацию ими своих политических статусов.

Политическое сознание, характеризующее зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно-значимым интересам.

Сложная структура политики определяет не простую схему ее взаимоотношения с другими сферами общественной жизни. Выделяются причинно-следственные связи, которые объясняют детерминированность происхождения и характера протекания политических процессов неполитическими (экономическими, идеологическими, культурными и другими) факторами; функциональные связи отражают взаимозависимость политики и других сфер жизни общества как относительно самостоятельных систем регулирования социальных процессов.

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем более многочисленны функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы его жизнедеятельности. В современных обществах политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут нормально развиваться.

1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивая их ресурсами.

2. Функция мобилизации и эффективности общей деятельности. Политика формулирует ценностно-значимые цели поступательного развития и обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти.

3. Управленческая и регулятивная функции. Выражая, властно значимые интересы и потребности различных социальных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и влияет на них путем принятия политических решений. Согласно данной функции, политика управляет социальными процессами и регулирует их, воздействуя на интересы групп, используя социальное принуждение и насилие.

4. Функция рационализации. Учитывая групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и осуществляет их цивилизованное разрешение.

5. Функция политической социализации. Благодаря вовлеченности индивида или группы политика включает личность в социальные отношения, наделяет ее опытом и навыками преобразовательной деятельности и эффективного выполнения политических ролей и функций.

6. Интеграция различных групп и слоев общества в единое целое.

7. Обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком и природой.

8. Обеспечение целостности общественной системы и порядка в обществе.

Эти функции наиболее полно раскрывают сущность политики и включают ее рассмотрение в трех измерениях. Во-первых, институциональном, как совокупности институтов, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность, оформляются и функционируют властеотношения. Во-вторых, нормативном - как совокупности ценностей и норм, целей и задач политической деятельности, зависящих от общих интересов социальных групп. В-третьих, процессуальном - как системы действий по защите и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управления государством.

Многогранность политики определяется и не менее сложной типологией. В современной науке выделяют различные типы политики:

1. директивная;

2. функциональная;

3. коммуникативная.

Директивная политика основана на прямом принудительном насилии. Это политика силы, в основе которой лежат принципы «игры с отрицательной суммой». Характерной чертой такой политики является ригоризм, означающий нетерпимость и нежелание «поступаться принципами».

Функциональная политика акцентирует внимание на правилах игры, учитывающих разнообразие существующих социальных ролей и институтов. Это – политика компромисса, основанная на логике «игры с нулевой суммой».

Коммуникативная политика – это политика сотрудничества на принципах игры «с положительной суммой».

Следующая классификация идет по следующим основным критериям. Сферы общественной жизни – здесь выделяются такие типы: экономическая, социальная, национальная, научно-техническая, экологическая, культурная, военная. Объект воздействия – внутренняя и внешняя. Субъект политики – государственная политика, политика партий, политика общественных организаций и движений. Приоритет деятельности (цель) – политика нейтралитета, политика национального примирения, политика «открытых дверей», политика «большого скачка», политика компромиссов.

В жизни общества, особенно современного, большое значение имеет соотношение политики и морали. Являясь сферой социального выбора группы, индивидов, организаций, политика органично связана с моралью. Как известно, выбор проектов желаемого, будущего, значимость тех или иных целей, определение средств и методов их достижения основываются на моральных представлениях человека о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

Между политикой и моралью есть то, что их сближает, одновременно есть и то, что их различает. Сближает их то, что и та и другая относятся к сфере социального выбора. Их содержание обусловлено влиянием множества факторов, начиная от исторических и социокультурных и кончая субъективными представлениями и случаем. Кроме того надо сказать, что упорядочение поведения людей осуществляется при помощи нравственных и политико-правовых норм, которые являются общеобязательными для всех людей. Вот что их сближает.

Теперь посмотрим каковы различия между ними. Нравственные и политические нормы различаются способом формирования и средствами реализации. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, совести, справедливости. Они становятся обязательными для всех по мере осознания и признания их большинством членов общества. Политические нормы устанавливаются государством и закрепляются в законах. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, а существуют в сознании людей. В большинстве случаев они соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписаний, благодаря внутреннему убеждению и силе общественного мнения. Нравственные нормы выступают в виде обобщенных правил поведения, свойственных для всех ситуаций, а политические нормы более детализированы и специализированы для конкретных участников политической жизни. Мораль и политика также различаются механизмом воздействия на общество. Так мораль является разновидностью индивидуального регулирования с помощью наиболее общих правил поведения. Политика же обращена к общественным или групповым интересам и поэтому прямо не выражает индивидуальных особенностей.

В реальной практике взаимоотношения политики и морали намного сложнее и противоречивее. Как показывает исторический опыт многих цивилизованных государств, сбалансированного взаимодействия политики и морали можно добиться только в зрелом гражданском обществе, где соблюдение законов властью и индивидом является естественным следствием их культурного, цивилизованного и интеллектуального развития.

В истории чаще встречались две крайности. Первая, когда политика полностью подчиняла себе нравственные нормы и ценности. При этом потребности конкретного человека приносились в жертву интересам общества. В таком случае политическая целесообразность подменяла простые требования честности, порядочности, совести. Замена морали политикой привела к утверждению тоталитарных режимов. Вторая крайность выражается в слиянии политики и морали. Опираясь на вечные ценности, мораль снижает эффективность и результативность политических решений и при принятии решений политиками всякий раз приходится соизмерять их с нравственными нормами общества.

Макиавелли определил сущность политики через «государственный интерес». Реализация «государственного интереса» предполагала, по Макиавелли, использование различных средств, даже самых жестоких. Однако еще раньше Аристотель утверждал, что политика и мораль неразделимы, поскольку целью политики является достижение общего блага, счастливой жизни для всех граждан.

В наши дни мы часто встречается с выражением, что политика – это «слишком человеческое» или «вообще грязное дело». Ответить на поставленный вопрос однозначно невозможно и поэтому с древних времен идет вечный спор. Смысл этого спора можно сформулировать следующим образом – выяснить, как в реальности должны соотноситься цели, средства и главным образом результаты политической деятельности; можно ли добиваться решения самых благородных целей насильственными методами; следует ли во имя достижения счастья большинства общества принести в жертву жизнь одного человека?

Как было сказано выше, политика, как деятельность по руководству и управлению может быть ориентирована на реализацию интересов как всего общества, так и отдельной группы или личности. Субъекты политики в своих действиях нередко руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти ценности задают порой определенную направленность конкретным политическим действиям. Однако, как показывает историческая действительность многих стран мира, подобное взаимодействие политики и морали существует скорее идеально, нежели реально. На практике порой оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в политику и наделенные властью, постепенно утрачивают свои лучшие благородные качества, деградируют сами и разлагающее воздействуют тем самым на свое окружение, способствуя и его деморализации. В литературе можно найти такой пример. Н Чаушеску, бывший руководитель Румынии, за 20 лет своего «правления» «сколотил» свое личное состояние в размере 3,8 млрд. фунтов стерлингов. Это состояние равно стоимости личного имущества английской королевы Елизаветы 11. Но здесь надо учесть одно обстоятельство – монархи накапливали эти богатства в течение нескольких поколений и имея при том определенные финансово-экономические основания. Вовсе не случайно Н. Чаушеску был расстрелян восставшим своим же народом прямо на центральной площади страны.

Естественно напрашивается такой вопрос – в силу каких причин или факторов перерождаются политики в худшую сторону, утрачивая свои лучшие качества, которыми они обладали, когда шли к власти? Политологи, изучающие эти проблемы, выделяют такие причины этого неординарного явления.

Первая причина заключается, по их мнению, в том, что опережающий рост потребностей человека наталкивается на ограниченные возможности их удовлетворения и порождает желание осуществить их за счет других людей. Политика как раз открывает во многих случаях такую возможность, где идет распределение ресурсов и благ, статусов и привилегий с помощью власти. С помощью власти субъект политики может удовлетворить все свои искушения: в богатстве, в желании повелевать, в господстве над другими людьми.

Вторая причина – индивидуальные и общественные интересы, как правило, противоречат друг другу. Конкретно взятый человек живет в обществе и поэтому вынужден подчиняться тем правилам, которые сложились в нем. В такой ситуации в действие вступают две взаимоисключающие друг друга тенденции. Первая – общество как бы «репрессирует» индивидуальность и уникальность личности. Вторая – политика же предоставляет этой личности выйти за пределы установленного общественного контроля.

Эта опасность развращения человека властью давно была подмечена в истории политической мысли. Выше мы отмечали взгляды по данному вопросу Аристотеля и Макиавелли. Мыслители прошлого сдержать разрушающие начала политики пытались с помощью морали. Они утверждали, что мораль является единственным и одним из наиболее важных институтов регуляции не простых отношений между людьми в сфере общественных и политических отношений. Линия концепции особого выделения морали как сдерживающего фактора у древних мыслителей была выстроена следующим образом: во-первых, обязательность моральных основ основана на силе общественного мнения и внутреннем убеждении индивида в истинности данных правил; во-вторых, мораль согласовывает свободу и необходимость и снимает противоречие между личностью и обществом. Однако в бурный ХХ век мораль постепенно утратила свои прежние позиции и политика стала в большей степени оморальной, так как произошло слияние политики и морали. Мораль теперь снижает уровень результативности политических решений. Выход из этого замкнутого круга двести лет тому назад предложил президент США, автор Декларации независимости США Томас Джефферсон, который утверждал, что искусство управления состоит в искусстве быть честным. Но в политике выполнить данное требование не очень просто. Удержаться от соблазна получения благ за счет других, от искушения богатством, славой, привилегиями для большинства политиков, к сожалению, оказывается невозможным.

По поводу соотношения политики и морали определенно высказывался также Макс Вебер. Он, полагая, что особенностью политики является опора на силу, пытался «примирить» мораль и насилие установлением границ сферы их действия. Он утверждал, что до принятия политического решения политик может руководствоваться своими идейными убеждениями и моральными принципами. Однако при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах. Выбор между меньшим злом и неукоснительным соблюдением своих моральных принципов остается за политиком. Поэтому единого морального кодекса нет и в каждой конкретной ситуации политик выбирает сам свою модель поведения.

В современных условиях, говоря о проблемах контроля и нравственности в политике, предлагают двоякую систему мер: во-первых, когда с помощью права определяется критерий гуманности политики; во-вторых, меры контроля за деятельностью политических институтов, когда они должны не просто уважать права и свободы граждан, но и гарантировать их защиту.

6)основные концептуальные подходы к пониманию сущности политики.

Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя понятие "Политика" привычно и прочно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания.

Укажем на некоторые наиболее распространенные подходы к пониманию сущности политики. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма.

Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек – существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только в обществе – в семье, селении (общине), государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или "общения" людей.

Позднее антропологические трактовки политики обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными определениями. Они акцентируют внимание на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики, определяя ее динамику. Формами взаимодействия субъектов политики могут быть борьба, столкновение, соперничество, конкуренция, компромисс, сотрудничество, консенсус и др. Акцент на борьбе как основной форме политических отношений особенно был усилен в марксизме, в частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории.

В чем же состоит суть, специфика политических отношений как отношений между социальными группами? Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти – одного класса над другим, одной социальной группы над другими, одной личности над массой и т.п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть – первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Классик политической науки, немецкий социолог М. Вебер подчеркивал, что политика "означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти (Вебер М. Избранные произведения. Определение политики через власть характерно для многих мыслителей – Н. Макиавелли, В. Парето, К. Маркса и др. Такой подход к пониманию политики характеризуется как силовой, директивный.

Властные определения политики конкретизируются и дополняются с помощью институциональных определений. Последние рассматривают политику как сферу взаимодействия государства, партий, других общественно-политических институтов и структур, в которых воплощается и материализуется власть и политика. Данные политические институты возникают по мере осознания классами и другими социальными группами своих интересов для их представительства и защиты. Центральное место в политической системе общества занимает государство, представляющее собой универсальную политическую организацию, обладающую легитимным правом на принуждение. Как отмечал В.И. Ленин, самое существенное в политике – "устройство государственной власти" (Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.23. – С. 239). Политика предстает в этом случае как "участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства"

В современных условиях все более активную роль в политической жизни, наряду с государством, играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления. В совокупности они составляют организационный остов политики, придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе.

Обладая таким свойством, как власть, политика имеет верховенство в системе общественных отношений, определяет обязательность политических решений для всего общества. Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций – управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др. Приверженцами функционального подхода к пониманию политики являются американские ученые Т.Парсонс, Д.Истон, Г.Алмонд и другие представители системного анализа. Т.Парсонс писал: "Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей".

Политика выступает как организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы), способность воздействовать практически на любые стороны жизни. Функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает ее с ними. Политика глубоко опосредована экономической сферой общества, экономическими отношениям и интересами, концентрированным выражением которых она является. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на экономику и другие сферы общественной жизни. Тесная связь существует между политикой и моралью, политикой и культурой, политикой и идеологией, политикой и правом.

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления. Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.

Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики.

Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными организациями. Внешнеполитический курс любого государства определяется, главным образом, характером его внутренней политики, и в то же время существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном итоге и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу – сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

7)теории властигенеза и политогенеза в политической антропологии.

8)власть как социальное явление.основные теоретико-методологические подходы к определению власти.

Потребность во власти возникает из необх-ти сохранения общ-вом своей целостности и единства.Власть-одна из самых спорных категорий,как полит.так и соц-философ. науки. Существ.больш.кол-во определений власти.Власть-отнош-е м/ду людьми,при кот.субъект власти,обладающий определен.потенциалом(воля,интеллект,богатство,авторитет) вынуждает друг.чела выполнять его желания,кот-ые бы тот не выполнял по своей воле. 2 основных подхода к определению: 1.поведенческий-характер-ет власть как особен.сущность,носителем кот-ой выступает отдельн. личность,лич-ть имеет силу,обладание кот-ой дает право на поелевание.В рамках данного подхода власть часто рассматр-ют как божественный дар и наделяют такими качествами как справедливость,ответственность,добропорядочность.Выв:природа власти объясняется биолог.и психолог.особенностями чел-ка и ее носителей.2.социолог-й-власть трактуется в терминах соц.взаимодействия как отношения чего-нить и кого-нить;Такое взаимодействие предполагает наличие как мин-ум 2ух сторон.Наиболее распространенным в рамках данного подхода явл-ся позитивистско-социолог.определение власти,разработанное Веббером.Власть в этом случае понимается как способ-ть и возмож-ть одного индивида в определен.соц.условиях проводить собственную волю вопреки сопротивления другого.След-но в основе властных отношений лежат отнош-я господства и подчинения,складывающиеся м/ду субъектами властной воли и объектом властного воздействия.В рамках этих подходов стали формиров-ся разл.концепции к опред-ю власти,концепц.представляющие поведенческий подход:1)теологическая(исходила из теолог-ого объяснения природы власти и строилась с помощью теории божественного права.Всякая господствующая власть,происходит от Бога,а все монархи,осуществл-ие власть-лишь исполнители божьей воли. 2)биологич.(власть рассм-ся как механизм обуздания человеч.агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологич.сущ-ва.В струк-ре биологич.св-в присущих людям и жив-ым,агрессия выступает как инстинкт борьбы,направленный против представителей той же особи.Ницше:«Власть-воля и способ-ть к самоутвержд-ю».Выв:в последствии биолог.трактовки власти послужили основанием права одних народов повелевать другими 3)бихевиористская(поведенческое понимание власти активно стало разраб-ся в 30х 19века.Властн.отнош-я выводились из природы чела,при этом производился отказ от моральных оценок политики.Чел-к рассм-ся как властолюбивое животное,в основе поступков и действий которого лежит стремление(часто неосознанное) к власти, оно выступает в кач-ве доминирующего мотива конкретной личности.Сам политич.процесс рассм-ся как столкновение индивидуальных стремлений к власти,в кот.побеждает сам.сильный.Баланс стремлений к власти обеспеч-ся сис-мой пол.институтов.Нарушение равновесия пол.сил приводит к кризисам и конфликтам.4)психоаналитич.(такая концепция опр-я власти доминировала в 50-60х 20века.Власть рассм-сь как способ господ-ва бессознательного над челов.сознанием.Индивид подчинялся силам,находящимся вне его сознания.Это происходило в результате того,что человеч.психике средствами скрытого и открытого манипулирования задаются особ.установки, подавляя рацион-ые мотивы.Манипуляция обеспеч-ет доминиров-ие иррационального (т.е.страха,агрессии,стремления к агрессии)Лассуэл определял власть как средство компенсации чел-ом своей неполноценности.5)мифологическая(отстаиваит-ся идея естественного про

Наши рекомендации