Политика как социальное явление. Многообразие подходов к определению сущности политики.

ВОПРОСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ ПО ПОЛИТОЛОГИИ

Политика как социальное явление. Многообразие подходов к определению сущности политики.

Политика – одна из сфер общественной жизни. Впервые появилась в 4-5-ом в.в. до н.э. в Древней Греции с появлением государства.
Политика по Платону – общественные и государственные дела.
Политика - из греч. «полис» - город-государство в античности, «политике» - государственные и общественные дела, «политикес» - государственный деятель.
Политика – искусство государственного управления (по Платону).
Политика – деятельность по управлению людьми и обществом через государство, а также управление самим государством (Аристотель).
Политика – искусство достижения государственных целей (борьба за власть, способы ее удержания и использования) (Николо Макиавелли).
Критерии политики – используемые властью средства принуждения (Маркс Вебер).
Политика – все то, что включает в себя отношения власти, управления и авторитета (Р. Даль).
Политика – деятельность социальных слоев, групп и индивидов по осознанию и представлению своих противоречивых коллективных интересов, по выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государства.
Политика – сфера взаимоотношения между людьми по поводу власти.
Политика – наука и искусство возможного (Бисмарк) и невозможного (добавлено современными политологами).
Политика – концентрированное выражение экономики (Ленин).

Социальная политика – это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на улучшение жизни населения.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1. Защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведения индексации;

2. Обеспечение помощи самым бедным семьям;
3. Выдача помощи на случай безработицы;
4. Обеспечение политики социального страхования, установления минимальной заработной платы для работающих;
5. Развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6. Проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Функции политологии

· Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.

· Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.

· Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.

· Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.

· Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.

· Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.

· Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

Ещё одна трактовка:

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

· выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,

· разрешение общественных конфликтов, их рационализация,

· руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,

· интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,

· политическая социализация,

· обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества и всего государства в целом

Политическая власть: подходы; сущность и отличительные признаки.

Понятие легитимности. Соотношение понятий «легитимность» и «легальность»

Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Легитимность следует отличать от легальности — соответствия правовым нормам.

Легальный — признаваемый законом, соответствующий закону.

Эволюция политической элиты в России: правящий класс, советская номенклатура, современная российская элита.

А) Абсолютная монархия.

Абсолютная монархия– монархия, при которой вся полнота верховной власти юридически и фактически принадлежит одному лицу – монарху, который имеет право единолично издавать законы, назначать и смещать министров по своему усмотрению, вершить правосудие и т.д.

При абсолютизме нет правовых актов, ограничивающих полномочия монарха, нет избираемого народом парламента, участие которого в издании законов и контроле над управлением было бы обязательным.

Ограниченная монархия.

Б)Сословно-представительная (дуалистическая) монархия.

Основные черты дуалистической монархии:

1) Власть монарха передается по наследству;

2) Монарх назначает правительство, которому передается законодательная власть;

3) Вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.

4)Монарх обладает правом отклонить закон (право вето), принятый парламентом, и правом роспуска парламента.

В)Конституционная (парламентарная) монархия.

Конституционная (парламентарная) монархия – монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством, законодательная власть в такой монархии принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, которое формируется парламентом и возглавляется премьер-министром, также назначаемым парламентом.

Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:

1) правительство формируется из парламентского большинства;

2) лидер, победившей на выборах партии, становится премьер-министром;

3) правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монархом;

4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом отлагательного вето;

5) монарх не может принимать участие в деятельности правительства, хотя и считается главой государства;

6) монарх является символом государственности, играет в основном церемониальную роль (например, в Японии);

7) единственной чертой, которая сохранилась от подлинной монархии в рамках парламентарной монархии, является престолонаследие.

Республика.

Республика – форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Республики подразделяются на парламентские (Австрия, Италия, Германия), президентские (Франция, США), смешанного типа (Россия), суперпрезидентские (страны Латинской Америки).

А) Парламентская республика.

Признаки парламентской республики:

1. Правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами партии, победившей на выборах.

2. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность.

3. Глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией.

4. Правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.

Б) Президентская республика.

Признаки президентской республики:

1. Правительство назначается президентом и утверждается парламентом.

2. Правительство подотчетно президенту, а не парламенту.

3. Президент избирается населением страны путем прямых выборов или опосредованно, через коллегию выборщиков.

4. Президент может одновременно являться главой правительства (например, в США).

5. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также имеет право распустить парламент и объявить новые выборы.

В) Смешанный тип.

Признаки республики смешанного типа:

1. Президент избирается населением, т.е. без участия парламента и назначает правительство.

2. Правительство несет ответственность перед парламентом, который, выразив недоверие правительству, может отправить его в отставку.

3.Президент обладает широкими полномочиями, в том числе и по руководству исполнительной властью, но правительство он не возглавляет.

4. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое возглавляет премьер-министр (или председатель правительства). Оно формируется президентом, но при этом правительство должно пользоваться доверием парламента.

Г) Суперпрезидентская республика.

Признаки суперпрезидентской республики:

1. Президент избирается населением и становится обладателем всей полноты власти в государстве.

2. Президент без утверждения парламентом назначает членов правительства, которые ему подотчетны и которых он без согласования с парламентом может отправить в отставку.

3. Президент без согласования с парламентом может объявить о проведении референдума.

4. Президент имеет право роспуска парламента, а у парламента нет права преодоления отлагательного вето президента и нет права отстранения президента от должности.

2. Форма государственного устройства – представляет собой национально-территориальную или административно-территориальную организацию государства, а также особенности взаимоотношений центральных и региональных органов государственной власти.

Унитарное государство.

Унитарное государство- это единое государство, территория которого состоит из административно-территориальных единиц.

Примеры: Франция, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Финляндия и т.д.

Признаки унитарного государства:

1. Единые для всей территории высшие органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы.

2. На всей территории действуют:

- единая Конституция и единое законодательство на всей территории государства.

- единое гражданство для всего населения государства.

- единая система высших органов государственной власти.

- единая судебная система.

- единая налоговая система.

- единая денежная система.

3. Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности.

4. В рамках унитарного государства допускается существование автономий (например, в составе Великобритании – Шотландия и Северная Ирландия).

5. Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы.

Унитарные государства подразделяются:

По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Федеративное государство.

Федерация– это сложное (союзное) единое государство, территория которого состоит из государственно-подобных образований, именуемых субъектами федерации.

Признаки федеративного государства:

1. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований в единое государство.

Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т.п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространства.

2. Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации.

3. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях.

4. Конституционное законодательство не предусматривает одностороннего выхода субъекта федерации из состава государства (например, в конституциях США, Германии и Бразилии содержится даже запрет на подобного рода действия).

5. Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами, а главнокомандующим является глава государства (президент).

6.Две налоговые системы: федеральная и субъектов федерации.

7.Две системы высших органов государственной власти – высшие органы власти федерации и высшие органы власти субъектов федерации.

8.Граждане федерации являются одновременно и гражданами конкретного ее субъекта.

Конфедерация.

Конфедерация- не является формой государственного устройства, это форма союза государств, и, как показывает опыт исторического развития, конфедерация – переходная форма либо к федерации, либо к самостоятельному существованию государств.

ВОПРОСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ ПО ПОЛИТОЛОГИИ

Политика как социальное явление. Многообразие подходов к определению сущности политики.

Политика – одна из сфер общественной жизни. Впервые появилась в 4-5-ом в.в. до н.э. в Древней Греции с появлением государства.
Политика по Платону – общественные и государственные дела.
Политика - из греч. «полис» - город-государство в античности, «политике» - государственные и общественные дела, «политикес» - государственный деятель.
Политика – искусство государственного управления (по Платону).
Политика – деятельность по управлению людьми и обществом через государство, а также управление самим государством (Аристотель).
Политика – искусство достижения государственных целей (борьба за власть, способы ее удержания и использования) (Николо Макиавелли).
Критерии политики – используемые властью средства принуждения (Маркс Вебер).
Политика – все то, что включает в себя отношения власти, управления и авторитета (Р. Даль).
Политика – деятельность социальных слоев, групп и индивидов по осознанию и представлению своих противоречивых коллективных интересов, по выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государства.
Политика – сфера взаимоотношения между людьми по поводу власти.
Политика – наука и искусство возможного (Бисмарк) и невозможного (добавлено современными политологами).
Политика – концентрированное выражение экономики (Ленин).

Социальная политика – это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на улучшение жизни населения.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1. Защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведения индексации;

2. Обеспечение помощи самым бедным семьям;
3. Выдача помощи на случай безработицы;
4. Обеспечение политики социального страхования, установления минимальной заработной платы для работающих;
5. Развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6. Проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Наши рекомендации