Политика как общественное явление. Происхождение, структура и функции политики в обществе.

Политология

Политика как общественное явление. Происхождение, структура и функции политики в обществе.

1 подход выражен в работах Античных ученых

Политика в Античности еще не выделилась в самостоятельную сферу жизни, в самостоятельную область человеческой деятельности. Так, все граждане города-полиса в течении своей жизни занимали какой-либо должностной пост и все важные для города вопросы решало общее собрание.

Платон рассматривал политическую науку как науку, которая должна воспитать в правителе лучшие моральные качества: бескорыстие, добродетель, практический ум, организаторские способности.

Таким образом, в Античности понятия «гражданский», «государственный», «общественный» не разделялись и отождествлялись с понятием «политический». Это нашло проявление в однокоренных словах: город-полис - polis, гражданин - polites, конституция - politea.

Под государством Аристотель понимал объединение людей, семей, селений, город.

2 подход (Никколо Макиавелли)

Н. Макиавелли выделил политику в самостоятельную сферу жизни, более того, в работе «Государь» он настаивает на том, что политические и общечеловеческие нормы несовместимы: мораль политика отличается от морали простого человека. Таким образом, Макиавелли разделил понятия «государство» и «общество», и отождествлял политику с понятием «государство», формами правления: «монархией», «республикой». Главное для политика, в отличие от античного понимания - усиление государства.

3 подход (в эпоху Нового времени)

Один из основателей либерализма в Европе Джон Локк, а вслед за ним Шарль Луи Монтескье, в противоположность Макиавелли, главное внимание акцентировал на ограничении власти государства. Отсюда идея разделения властей как гарантия от узурпации власти одним человеком. Таким образом, политика должна гарантировать человеку соблюдение его естественных, прирожденных прав человека: на жизнь, свободу, собственность.

4 подход (функционально-ролевой) рассматривает политику как способ достижения этических целей, справедливости, всеобщего блага. Данной трактовки придерживались Гегель, Руссо, Лассвелл.

С возникновением социальной дифференциации общества, непримиримых политических интересов и конфликтов появилась необходимость заменить старые общественные институты новыми. Ими стали публичная власть, государство, сформировавшийся вместо института самоорганизации слой профессионалов-управленцев. Общество раскололось на тех, кто управляет и на тех, кем управляют. Появляется государство как посредник между непримиримыми группами людей.

Виды политики и функции политики

Итак, политикасегодня рассматривается как область отношений, видов деятельности по осуществлению общих интересов, с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть и государство.

Государство - центральный институт политики, так как его цель - свести индивидуальные, коллективные интересы в единое, всеобщее, целое.

Структура политики: политические отношения; политическая организация; политическая деятельность; политическое сознание.

Уровни: микроуровень: деятельность партий, организаций, движений, профсозов, личностей, лоббистов; макроуровень: сфера государственной власти ее устройства; мегауровень: международные организации (ООН, ОБСЕ, ЕЭС, ЛАГ и др).

Функции: выявление и представление интересов людей; разрешение цивилизованным путем выявленных конфликтов; разработка перспективных целей развития общества; мобилизация масс на выполнение поставленных задач: политическая социализация людей.

Объект политики: любая человеческая проблема, если она становится общезначимой и требует для своего решения коллективных действий людей, обращенных к власти.

Основные понятия демократии: теория и историческая практика, основные принципы и их реализация. Демократия в РФ.

· Демократия(др.-греч. — «власть народа»,) политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью.

1. Выборные государственные должности. Современные демократии являются представительными: согласно основным законам, непосредственный контроль над принятием нормативных актов и политических решений осуществляют избранные гражданами лица.

2. Свободные, честные и регулярно проводимые выборы, в которых имеет право участвовать каждый гражданин (как избиратель и как кандидат), в сочетании с непрерывной открытой политической конкуренцией между гражданами и их объединениями.

3. Отзывчивость правительства. Проводимая политика зависит от результатов выборов и от предпочтений избирателей.

4. Свобода самовыражения. Граждане обладают правом безнаказанно выражать свои мысли, в том числе, критиковать власть, политическую систему, общественно-экономический порядок и преобладающую идеологию.

5. Доступ к альтернативным и независимым источникам информации. Граждане вправе искать и получать информацию от других граждан, из книг, СМИ и т. п. Альтернативные источники информации должны существовать, быть доступны и не подконтрольны какой-либо одной политической группе.

6. Автономия общественных организаций. Граждане вправе учреждать относительно независимые сообщества или организации, в том числе, политические партии.

7.Всеобщий охват гражданства. Каждый постоянно проживающий в стране и подчиняющийся её законам взрослый житель должен обладать всеми правами гражданина.

Демократия в России:

· На территории современной России существовало большое количество древних государств. Государственность многих народов России имеет многовековые корни. Российская Федерация остается одним из самых многонациональных государств мира.

· Носителями прав и свобод являются конкретные люди. Поэтому особенности менталитета и мироощущения каждой социальной и этнической группы неизбежно накладывают свой неповторимый отпечаток на становление и развитие политического устройства той или иной страны.

· Социально-психологический облик народа нашей страны –прежде всего об особенностях понимания свободы.

· Испокон веков для российского жителя существовало понятие "внутренней свободы", которое позволяло оставаться независимой личностью в самой несвободной среде.

· Особая приверженность коллективизму остается особенностью менталитета населения, или по крайней мере его большинства.

· В России эмоциональная составляющая в отношениях власти, общества и личности всегда играла огромную роль. Трепет и преклонение перед властью легко переходят в отчуждение от власти, страх перед нею, в крайние формы протеста, ненависть к конкретным носителям и представителям власти. И это тоже реальность.

Виды монархий

· Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман).

Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

· Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

· Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России[3],Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа[4]. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

· Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

· Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

· Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принциперазделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

Виды республик

· Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

· Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

· Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны[5] (Украина, Португалия, Франция).

Мажоритарная система

При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента. Мажоритарная система имеет две разновидности — абсолютного большинства(избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, то есть 50 % + 1 голос) и относительного большинства(победителем считается кандидат, набравший простое большинство голосов; для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 %)

Пропорциональная система

При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов.

Смешанная система

Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе.

Гибридная система

Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения — присущий пропорциональной системе.

Избирательный ценз

Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:

· возрастной

· наличие гражданства

· имущественный

· сословный

Избирательная система Российской Федерации

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

· Выборы Президента назначает Совет Федерации

· Люди за рубежом прикреплены к гос-ву и могут голосовать

· Порог явки более 50% от имеющих право голоса

· Совет Федерации не избирается, а формируется из представителей законодательной и исполнительной властей

· Выборы в Госдуму назначает Президент

· В госдуме 450 депутатов

35.Политическая идеология. Понятие, содержание. Место идеологии в политической жизни общества.

Политическая идеология — система концептуально оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы, настроения людей, а также наций, политических партий и других субъектов политики. Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание властных отношений.

В отличие от науки, идеология содержит не только знания о политической жизни, но и оценку политических процессов с позиций носителя данной идеологии, то есть содержит также и различные предубеждения.

Политическая идеология создается деятельностью определенных слоев или даже отдельных личностей. Идеология является питательной почвой для формирования общественно-политических движений.

Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач. С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной ( национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения.

Политология

Политика как общественное явление. Происхождение, структура и функции политики в обществе.

1 подход выражен в работах Античных ученых

Политика в Античности еще не выделилась в самостоятельную сферу жизни, в самостоятельную область человеческой деятельности. Так, все граждане города-полиса в течении своей жизни занимали какой-либо должностной пост и все важные для города вопросы решало общее собрание.

Платон рассматривал политическую науку как науку, которая должна воспитать в правителе лучшие моральные качества: бескорыстие, добродетель, практический ум, организаторские способности.

Таким образом, в Античности понятия «гражданский», «государственный», «общественный» не разделялись и отождествлялись с понятием «политический». Это нашло проявление в однокоренных словах: город-полис - polis, гражданин - polites, конституция - politea.

Под государством Аристотель понимал объединение людей, семей, селений, город.

2 подход (Никколо Макиавелли)

Н. Макиавелли выделил политику в самостоятельную сферу жизни, более того, в работе «Государь» он настаивает на том, что политические и общечеловеческие нормы несовместимы: мораль политика отличается от морали простого человека. Таким образом, Макиавелли разделил понятия «государство» и «общество», и отождествлял политику с понятием «государство», формами правления: «монархией», «республикой». Главное для политика, в отличие от античного понимания - усиление государства.

3 подход (в эпоху Нового времени)

Один из основателей либерализма в Европе Джон Локк, а вслед за ним Шарль Луи Монтескье, в противоположность Макиавелли, главное внимание акцентировал на ограничении власти государства. Отсюда идея разделения властей как гарантия от узурпации власти одним человеком. Таким образом, политика должна гарантировать человеку соблюдение его естественных, прирожденных прав человека: на жизнь, свободу, собственность.

4 подход (функционально-ролевой) рассматривает политику как способ достижения этических целей, справедливости, всеобщего блага. Данной трактовки придерживались Гегель, Руссо, Лассвелл.

С возникновением социальной дифференциации общества, непримиримых политических интересов и конфликтов появилась необходимость заменить старые общественные институты новыми. Ими стали публичная власть, государство, сформировавшийся вместо института самоорганизации слой профессионалов-управленцев. Общество раскололось на тех, кто управляет и на тех, кем управляют. Появляется государство как посредник между непримиримыми группами людей.

Виды политики и функции политики

Итак, политикасегодня рассматривается как область отношений, видов деятельности по осуществлению общих интересов, с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть и государство.

Государство - центральный институт политики, так как его цель - свести индивидуальные, коллективные интересы в единое, всеобщее, целое.

Структура политики: политические отношения; политическая организация; политическая деятельность; политическое сознание.

Уровни: микроуровень: деятельность партий, организаций, движений, профсозов, личностей, лоббистов; макроуровень: сфера государственной власти ее устройства; мегауровень: международные организации (ООН, ОБСЕ, ЕЭС, ЛАГ и др).

Функции: выявление и представление интересов людей; разрешение цивилизованным путем выявленных конфликтов; разработка перспективных целей развития общества; мобилизация масс на выполнение поставленных задач: политическая социализация людей.

Объект политики: любая человеческая проблема, если она становится общезначимой и требует для своего решения коллективных действий людей, обращенных к власти.

Наши рекомендации