Партия как субъект политического процесса и институт общества 141
как проявление враждебной деятельности. Вместо метода убежде
ния и консенсуса применяются судебные и внесудебные расправы.
Население приучается скрывать свои истинные мысли и внешне
соглашаться с официальными властями. При однопартийное™ не
устраняется присущий каждому обществу идейный и политичес
кий плюрализм, а закрываются каналы, по которым могут цирку
лировать различные идеи в обществе. Происходит тесное сращива
ние партии с государственным аппаратом. В результате происхо
дит бюрократизация, ослабление демократического контроля за
властью со стороны избирателей, выборы приобретают формаль
ный характер. В конечном итоге однопартийность исчезает, устра
няя правящую партию. Она имеет объективную основу в виде соци
ально-экономической неоднородности общества. Конкурирующие
экономические интересы различных слоев получают отражение в
деятельности политических партий. .
Многопартийность — это результат длительного развития политических систем. Многопартийность имеет количественные и качественные параметры. Количественный параметр при всей fro значимости все же носит формальный характер, поскольку множество партий не является критерием демократизма, показателем развитости, эффективности политической и партийной систем Общества. Все небольшие партии не в состоянии конкурировать с партиями, традиционно мощными по характеру, возможностям и средствам демократического воздействия на массы (хотя небольшие партии стремятся создать коалиционные формы сотрудничества).
Многопартийность—-необходимое состояние демократического общества. Она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действия.
Двухпартийшкть может в некоторых странах оказаться достаточно устойчивой системой. Такая партийная система существует в США. Относительная однородность политических концепций в США обусловливает неопределенность размежевания американских политических партий и устойчивость политической системы.
Трехпартийность — система, при которой функционируют и имеют заметное влияние в стране три политические партии. Чаще всего, однако, две партии являются основными, а треяъя*выполняет роль вспомогательного союзника для той или другой основной партии. Например, в Германии хриетианско-демократический союз соперничает за власть с социал-демократической партией, попеременно пользуясь поддержкой партии свободных демократов.
Четырехпартийиая система сложилась в странах, где общество расколото на два лагеря— правых и левых. Во Франции коммунисты и социалисты представляют левых, демократы и республиканцы —правых. Такое распределение политических сил соответствует наиболее влиятельным и устойчивым политическим симпатиям
■ ■ 142 .-..■.... ■.-.....
населения. Во Франции не удались попытки внедрить дополнительные партии, а также искусственно уменьшить число партий. Точно также оказались безрезультатными попытки и вообще вытеснить партии иэ общественной жизни.(Матпвееа Р. Ф. Теоретическая и практическаяполитология.М.,1993.С.23).
В последнее время появились утверждения публицистов и по
литиков о ненужности партий, на смену которым якобы приходят
«широкие социальные движения». Но конкретная политическая
практика многих государств свидетельствует, что партия как поли
тический институт себя не изжила. У нее есть реальные возможнос
ти самосовершенствоваться в качестве посредника между интереса
ми различных социальных слоев и политической системой общества
(Политология. Под ред. Миронова 1993. С. 90). •
В отличие отзападных стран, где длительное время существо
вала и укреплялась демократическая традиция многопартийности, в
России политические партии возникают только на рубеже XIX и на
чала XX вв. Это было вызвано рядом обстоятельств: господством
централизованной абсолютной самодержавной власти, не дававшей
возможности для эволюции политических структур вне рамок этой
власти; отсутствием политических свобод и гражданских прав лич
ности, связанных с господством крепостничества *гего социально-
политических последствий; слабостью российской либерально-дег
мократической традиции и др. ..
\11£ообразами партий в России стали кружки 20-30-х годов XIX в., где изучались и пропагандировались передовые общественно-политические взгляды и идеи (тайные общества декабристов, кружки Станкевича, Петрашевского и др.). В период после отмены крепостного права появились кружки и общества «Земля и воля», «Народная воля», другие народнические организации, из которых при благоприятных обстоятельствах могли оформиться реально политические партии. Только на рубеже веков в России появились первые политические партии: в 1898 г. была создана РСДРП, в конце 1&01 г. ■— партия социалистов-революционеров, в 1902 г. в Штутгарте — группа русского общества вокруг журнала «Освобождение», Особенностью формирования политических партий в России в этот период было их развитие в двух потоках— в условиях России это была, как правило, нелегальная деятельность, и в условиях зарубежья — легальная идейно-организационная и издательская деятельность.
Период наибольшей интенсивности в образовании российских партий совпадает с подъемом революционного движения в 1905 г. Начало этому процессу открыл царский манифест 17 октября, даровавший политические свободы, в том числе свободу создания организаций и политических партий, В политической жизни России в первой четверти XX в. в разные периоды функционировало 87 партий (в ряде научных исследований можно встретить и другие данные
Партия как субъект политического процесса и институт общества 143
— все зависит от того, каковы критерии выделения тех или иных признаков политической партии). (Лютых А. А., Тонких В. А. Политология. Курс лекций. Воронеж, 1992. С. 124)
В середине 20-х годов XX века в результате Великой Октябрьской социалистической революции в стране начинает складываться тоталитарная система, которая ликвидировала все политические организации, кроме большевистских. В результате этого процесса большевистская партия — КПСС постепенно перестала быть в собственном смысле партией, все более вбирая» себя функции государства, других общественных организаций, приобретая монопольное право на решение общественных задач. В результате на долгие годы в стране установился режим партогосударственной системы.
Решения руководящего аппарата партии не контролировались снизу со стороны рядовых коммунистов. Партийное руководство сосредоточило в своем ведении социально-экономические, духовно-нравственные, даже семейно-бытовые, т. е. практически все общественные вопросы. Высшее и местное партийное руководство присвоило себе монопольное право не только на принятие решений, политическое (и любое иное) действие, но и на истину в последней инстанции. Все, что не совпадало с точкой зрения небольшой группы партийных вождей (или вождя партии), не имело права на существование, запрещалось и изгонялось из жизни.
Задуманная и созданная как политический авангард рабочего класса, трудового народа, коммунистическая партия со второй половины 20-х годов превратилась в политическую организацию, обслуживавшую социально-экономические и политические карьеристские устремления ее функционеров. В основу теоретической и практической деятельности компартии была положена идеология, в которой вульгаризированный марксизм сочетался с мелкобуржуазными доктринами уравнительности, троцкистскими тезисами о необходимости всеобщих внеэкономических и административно-командных мер решения экономических и иных задач, с утопическими настроениями относительно скорого по срокам достижения высот коммунистического общества.
В августе 1991 года КПСС как часть административно-командной системы оказалась неспособной к внутреннему реформированию и сошла с политической сцены как единое политическое целое образование, расколовшись на несколько мелких политических групп, не имеющих массовой поддержки в народе (о некоторых из них речь пойдет ниже);
Демократические процессы, набиравшие силу после 1985 г., привели к демонополизации политического руководства КПСС, к возникновению в конце 80-х годов многопартийной политической структуры как одного из ведущих признаков обновления общественно-политической жизни. К концу 80-х началу 90-х годов стране сложился сложный, противоречивый спектр политических партий и
движений. Многопартийная система в обществе еще не приобрела достаточно организационных идейно очерченных форм, многие партии находятся в стадии становления, оформления: идет разработка и уточнение программно-уставных документов, формирование организационных структур.
Первоначальный процесс движения к многопартийности начался с образования неформальных (в противовес формально-официальным политическим структурам) организаций (См. подробнее: Неформальная Россия: О неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР. — М., 1990; Громов А. В., Кузин О. С. Неформалы: ктоесть кто? — М., 1990; Неформалы: кто они? Куда зовут? —М.,1990; Ольшанский Д. В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. — М., 1990). Неформальные организации включали различные народные фронты, клубы и т. л. В них проходили острые политические дискуссии, формировались идейные Платформы в противовес официальной (формальной) идеологической доктрине.
В 199 0 году на базе неформальных объединений начали формироваться политические партии: Демократическая партия (ДП CGGP), Союз конституционных демократов (СКД), Социалистическая партия, Христианско-демократический Союз России (ХДСР), Социалистическая партия, Социал-демократическая партия Российской Федерации, Конституционно-демократическая партия. (Партия народной свободы), Демократический союз. В настоящее время насчитывается около 600 политических объединений и организаций и этот процесс продолжается. Конкретный анализ программных документов и деятельности политических партий России заслуживает самостоятельного анализа.
ЛИТЕРАТУРА
Евдокимов Е. Б. Партии в политической системе буржуазного общества.
Свердловск, 1990. '
Перегудов С Ж, Холодковский К. Г. Политическая партия: мировой опыт и тенденция развития //Коммунист. 1991. № 2.
Тимошенко В. И. Доктрины российских политических партий // Социально-полити
ческий журнал 199S,№3. ■
Холодковский К. Российские партии и проблема политического структурирования общества //Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 10. Шкачкова Т. В- Мир политических исследований. 1992. № 1-2.
Политология
ft |
тема 10 ;
руппы интересов
как субъекты политического процесса
1. Сущность, функции и типология групп интересов
2. Массовые демократические и международные организации
и их влияпш на политические процессы мира
■ ■ ■ ■ 1. '.■. ,, ■ ' ■ .
Сущность, функции и типология групп интересов ...
Близкими политическими партиями по функциям и средствам воз
действия субъектами политического процесса являются грутцл ин
тересов. Эти группы формируются на основе осознания людьми не
обходимости совместной деятельности для реализации своих инте
ресов. В современной политологии группы интересов определяются
как добровольные объединения,формирующиеся с целью выраже
ния и отстаивания политически значимых интересов входящих в
них людей во взаимоотношениях с государством и другими поли
тическими институтами. '■■■.-■■
В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей. Основанием группирования интересов могут быть экономические, социальные, культурные, этнические, религиозные, идеологические потребности. В качестве примера таких групп можно назвать профсоюзные объединения, объединения предпринимателей, общества потребителей, экологические движения, женские, молодежные и иные ассоциации, внегосударственные культурно-просветительские организации, благотворительные общества и т. д.
Основное предназначение групп интересов, также как и политических партий, состоит в агрегации и артикуляции интересов. В этих группах происходит согласование множества частных требований граждан и социальных групп, оформления этих первоначально расплывчатых взглядов и мнений в конкретные требования, выработка на их основе общепризнанных целей деятельности организаций, i
Существуют множества средств и способов доведения группами интересов своих требований до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, в том числе и такую популярную в современной России форму как забастовка. Другие действуют менее заметно — в коридорах власти. Наиболее распространенной формой воздействия групп интересов на органы власти является лоббирование. В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить органы власти к при-
нятию решения в пользу той группы, интересы которой они представляют. Лоббисты добиваются финансовых выгод или иных льгот для своих клиентов. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны.
Отсюда следует, что наряду с агрегированием и артикуляци
ей интересов важной социальной функции групп интересов являет
ся информирование органов, принимающих политические и адми
нистративные решения. И хотя предоставляемая ими информация
чаще всего бывает односторонней, ориентированной в соответствии
с интересами данных групп, деятельность множества таких групп
позволяет влаетным структурам познакомиться со всем спектром
общественного мнения на ту или иную проблему* И э|о, без сомне
ния, способствуют повышению эффективности деятельности влас
ти, которая познакомившись с общественным мнением, может про
водите политический курс, отвечающий реальным потребностям
граждан. ■ ■ ■■ -у■■.■;■ ■■■ ■ < . ■- ■■ ,■ <■■. / . . '■..„-.■
Артикулирование, агрегирование и информирование властных структур о многообразных интересах граждан и социальных групп свидетельствует об общности социальной роли групп интерет сов и партий в политической системе общества. Но наряду с общим между этими, субъектами политического процесса имеются два существенных отличия. Первое — политические партии в качестве важнейшего средства отстаивания интересов считают завоевание власти в государстве. Группы интересов не ставят перед собой такой цели. Они отстаивают интересы своих членов, оказывав влияние на властные структуры.
Второе — политические партии, как правило стремятся к расширению, своей социальной базы и объединяют в своих рядах людей с разнообразными интересами и ориентациями. Специализированные же группы интересов организуются для того, чтобы защитить частные (особенные) интересы своих членов,
В политологии сложилась разветвленная типология групп интересов, учитывающая разнообразные, формы их строения и виды деятельности, ...-,- .
Характер происхождения и степень организованности позволяет разделить группы интересов на анемические и институциональные.
Аномические группы возникают стихийно и стихийно распадаются. Они чаще всего недолговечны, слабо организованы и отношение их с органами власти носят нерегулярный характер. Примером анемических групп являются стихийно возникшие группы участников митингов, демонстраций, других акций протеста. Нередко их действия принимают форму насильственных действий.
Группы интересов как субъекты политического процесса 147 10*
В противоположность им существуют многочисленные институциональные группы -<— формальные объединения с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т. д.) Относительная жесткость организационных структур позволяет этим группам оказывать существенное влияние на органы власти. Такие группы называют еще группами давления.
Близкой по принципу является классификация групп интересов на неассоциативные и ассоциативные группы:
Неассоциативные. Это неформальные группы часто не имеющие четкой организационной структуры. Примером такого типа групп интересов могут служить многочисленные общественные движения. Они не имеют ни уставов, ни структуры, ни формального членства, ни четких численных границ; в них участвуют сотни, тысячи и больше людей, поэтому затруднительно бывает с точностью до единицы установить число участников. Связь, существующая между участниками движения носит по преимуществу идейный характер, но в отличие от ассоциативных организаций она не дополняется постоянной организационной связью. Организационные формы его проявления носят эпизодический характер. Это—митинги, демонстрации, обращения. И хотя массовые движения создают, как правило, свои руководящие органы, эти органы избираются не «членами» движения (таких формальных членов не существует), а представителями общественности—представителями различных общественных организаций, выражающих политические настроения индивидов и их готовность участвовать в проведении в жизнь определенной конкретной цели (например, идеи мира).
Движения могут быть длительными и кратковременными. Чаще всего они самоликвидируются, свертываются после достижения цели, ради которой возникли.
Ассоциативные группы интересов обладают высоким уровнем специализации и организации (добровольные организации, специализирующиеся в выражении интересов, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, этнические ассоциации и др.). Ассоциативным объединениям свойственны следующие признаки:
а) формальное организационное единство (официальный ха
рактер создания группы), обязательная добровольность объедине
ния. Организация как формальная группа определяется системой
предписаний, позиций и ролей, нормативно зафиксированных и оп
ределяющих разделение труда и координацию действий организа
ция в целом и ее членов. Общественная организация руководствует*
ся в своей работе совместно разработанными их членами особыми
документами—уставами;
б) преднамеренность их создания (сформированы с опреде
ленной» заранее установленной целью);
в) устойчивость состава и структуры, связей между членами.
Из множества существующих можно выделить следующую классификацию ассоциативных организаций:
1) организации, опирающиеся на принцип добровольного
членства лиц, заинтересованных в реализации определенных целей
(профессиональные, молодежные и т. д.); :
2) организации, создаваемые с целью поддержки, определен
ных программ или даже лиц.
Функционирование ассоциативных организаций предполагает их подзаконность, выражающуюся в регистрации их и в возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль за их деятельностью. Известно несколько порядков образования добровольных организаций: разрешительный, регистрационный, заявительный.
При разрешительном порядке для создания объединения необходимо предварительное согласие на то государственного органаи акт, разрешающий создание объединения, имеет учредительный характер.
. При регистрационном порядке созданная организация в установленном правовой нормой порядке подлежит регистрации в государственных органах, где проверяется законность ее целей. Акт регистрации считается актом учреждаемого значения. ~
При заявительном порядке граждане, желающие создать объ-, единение, ставят в известность об этом государственный орган. Бели орган сочтет, что условия создания объединения, установленные заранее общей правовой нормой, соблюдены, то он не принимает никакого решения и по истечении определенного срока объединение считается созданным. Если предписанные нормой условия объединения не выполнены, то принимается решение, запрещающее объединение.
Основой еще одной типологии является различие в общественных сферах деятельности. Выделяется пять типов групп интересов:
1) организованные группы в экономической сфере и в сфере
трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы по
требителей, профсоюзы);
2) организованные группы в социальной сфере (объединения
ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);
3) организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортив
ные союзы, союзы филателистов и т. д.);
4) организационные группы в сфере религии, науки и культу
ры (секты, церкви, научные ассоциации, союзы художников, писате
лей, артистов и т. д.);
5) организованные группы в политической сфере (экологичес
кие движения, движения за мир, за права женщин, национальных
меньшинств и т. д.).
Важнейшую роль в государствах с функционирующей рыночной экономикой выполняют такие группы интересов, как предпринимательские союзы и объединения. В различных странах выщеуказан-