Политические партии как субъект российского политического процесса: историческая ретроспектива и современное состояние. Основные этапы становления и развития партийно-политической системы в РФ

Российские политические партии и движения в избирательных циклах 1993, 1995-1996, 1999-2000, 2003-2004, 2007-2008 гг. Законодательные новации в регулировании участия политических партий в избирательном процессе

Политические партии

В современных политических системах одним из наиболее эффективных инструментов выражения и реализации политической воли народа в процессе осуществления государственной власти выступают политические партии. В условиях демократии и многопартийности допуск политических партий к государственной власти осуществляется через свободные выборы посредством волеизъявления избирателей. Именно поэтому электоральная функция политических партий является одной из главных, что продиктовано самой сущностью партий как политических объединений, предназначенных для завоевания и осуществления государственной власти. В демократическом обществе эта цель достигается легальным путем посредством участия политических партий в выборах, в процессе которых партии демонстрируют свою реальную политическую силу и вовлекают граждан в политический процесс.

Что же касается России, то здесь зарождение партийной системы началось с большим опозданием - только в начале XX в., что объяснялось неразвитостью, архаичностью общественных отношений. России были присущи свои особенности, связанные со спецификой ее экономического строя, политической культуры государства и общества, с многонациональным составом населения. В России не было глубоких демократических традиций, как в большинстве стран Запада. Поэтому и первые политические партии появились здесь лишь на рубеже XIX – XX веков, т. е. гораздо позже, чем в странах Западной Европы. Да и сами партии в России зарождались иначе, чем на Западе.

Этапы развития политических партий в России:

1. Первый этап:

· Вплоть до 1905 года в России действовали только нелегальные политические партии леворадикального направления, ставившие целью ниспровержение существующего политического строя. Новый этап в создании в России многопартийной системы начался в ходе революции 1905 года. После принятия манифеста 1905 г.в стране стали возникать многочисленные партии. Уже к 1907 году в России насчитывалось около 45 политических партий;

· Впервые в российской истории парламент, пусть и в урезанном виде, получил право участвовать в управлении государством. Так, именно Государственная Дума получила право рассматривать и принимать ежегодный бюджет Российской империи, что во всех государствах считается важнейшим признаком наличия там парламентской системы. При этом право окончательного утверждения бюджета, как, впрочем, и состава правительства, оставалось за императором, который мог распустить и саму Государственную Думу;

· Практически все политические партии, так или иначе, находились в оппозиции к режиму. Они не только критиковали его, но и активно боролись против него. При этом власть не проявляла никакого желания создать собственную правящую партию. Самодержавный режим действительно считал себя общенародным, т.е. надпартийным, что само по себе исключало возможность для него участия в межпартийной борьбе в Государственной Думе

2. Второй этап:

o Октябрьский переворот радикально изменил весь спектр политических партий в России. В сущности можно говорить об исчезновении самого этого политического спектра. Выборы в Учредительное собрание, проходившие на исходе 1917 года, стали последними демократическими выборами в досоветской России. «Советы выше всяких партий, всяких учредительных собраний», - заявил вождь большевиков, разгоняя Учредительное собрание. Формально это решение было принято контролируемым большевиками Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК) 7 января 1918 года. Именно с этого момента можно говорить не только о фактической, но и о формальной ликвидации в России многопартийной системы.

o Разгромив своих политических оппонентов из других партий, руководство большевистской партии покончило затем с плюрализмом мнений и в своих собственных рядах. Была запрещена всякая оппозиционная и фракционная деятельность внутри партии, а все инакомыслящие были исключены из партии и репрессированы. В стране утвердился режим, не признававший никакой оппозиции. Сталинский тезис о КПСС как ядре политической системы советского общества, государственных и общественных организаций был подтвержден и развит в Конституции 1977 года

3. Третий этап:

Ø Во второй половине 80х годов по всей стране возникают неформальные группы, кружки, фонды, комитеты общественного управления и другие самостоятельные объединения. В обществе нарастают требования об отмене 6-й статьи Конституции СССР, узаконившей руководящую и направляющую роль КПСС в обществе и государстве. Под мощным общественным давлением в 1990 г. эта статья была изъята из Конституции, что стало первым шагом к возрождению многопартийности в России;

Ø Сразу после отмены в январе 1990 года Съездом народных депутатов СССР шестой статьи Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС в системе государственного устройства, пошёл активный процесс создания политических партий, характерной чертой которых была принадлежность к либерально-демократическому течению. К числу наиболее заметных политических объединений того периода можно отнести Социал-демократическую партию, Демократическую партию, Республиканскую партию и Народную партию «Свободная Россия».

Стоит особенно подробно рассмотреть процесс партийного строительства 1990х -2000х годов:

ü В октябре 1990 все демократические партии объединились в единую коалицию на базе движения "Демократическая Россия", чьи отделения были созданы более чем в 300 населенных пунктах страны. Период после августовских событий 1991 года характеризовался стремительным падением интереса населения к политической жизни, а также началом процесса «профессионализации» возникших партий;

ü Фактическим началом формирования партийной системы Российской Федерации стали выборы в декабре 1993 года. До того момента политические партии, хотя уже и существовали и вели политическую деятельность, реального участия в выборах не принимали. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, провозгласила принципы многопартийности, идеологического и политического многообразия основами конституционного строя, тем самым, признав политические партии одним из важнейших субъектов политических отношений;

ü В период с 1994 по 2003 год, включивший в себя три избирательных кампании в Государственную Думу (1993, 1995 и 1999 г.г.), в Государственной Думе и политическом пространстве страны в той или иной конфигурации присутствовали: КПРФ и Аграрная партия; политические партии (депутатские фракции) проправительственной ориентации («Демократический Выбор России» в I Думе, «Наш дом – Россия» во II Думе, «Единство и Отечество» в III Думе); «демократы» - («Демократический Выбор России» и «Яблоко» - в I Думе, «Яблоко» во II Думе, СПС и «Яблоко» в III Думе); своеобразную протестно - патриотическую нишу занимала ЛДПР;

ü 7 декабря 2003 года завершился 15-летний («нулевой») цикл российской политики, начало которому положили горбачевская перестройка и первые более или менее свободные выборы в советский парламент в марте 1989 года». В избирательной кампании приняли участие 23 политические партии и избирательных блока. По результатам голосования набрали более 5% и прошли в парламент только четыре избирательных объединения: партия «Единая Россия», набравшая 37,57% голосов избирателей, Коммунистическая партия Российской Федерации, которую поддержали 12,61% избирателей, Либерально-демократическая партия России, сумевшая аккумулировать 11,45% голосов избирателей и блок «Родина», набравший 9,02% голосов;

ü Выборы 2007 года продолжили тенденции, наметившиеся ранее. После обработки 100% протоколов «Единая Россия» набрала 64,3% голосов, КПРФ - 11,57% (57), ЛДПР - 8,14% и «Справедливая Россия» - 7,74% голосов. Результаты свидетельствуют об установлении так называемой «управляемой демократии». Такие меры, как отмена избирательных блоков, установление предельной планки заградительного барьера на уровне 7% и ужесточение процедуры регистрации списков и кандидатов также способствовали ограничению числа электоральных игроков и сокращению числа партий,

Касательно законодательные новации в регулировании участия политических партий в избирательном процессе способных пройти в Государственную Думу:

1. Особое значение в становлении и развитии партийно-политической системы в России имело принятие Федерального Закона «О политических партиях», Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ряда поправок к ним. Принятие Федерального Закона "О политических партиях" 2001 года, которое затянулось более чем на 10 лет, было обусловлено необходимостью более четкого определения роли и места политических партий среди институтов гражданского общества. В соответствии с этим законом, политические партии наделялись эксклюзивным правом участвовать в выборах по партийным спискам и существенными преимуществами при выдвижении кандидатов в одномандатные округа. То есть за партиями закреплялась роль почти монопольных участников федерального избирательного процесса, что, как пишет Б. И. Макаренко, свидетельствовало о взятии курса на укрепление «вертикали власти»;

2. Фактически закон «О политических партиях» был направлен на создание трех-четырех партийной системы как основы партийно-политической “вертикали власти”, а также на преодоление административно-управленческой и законодательно-правовой фрагментированности страны. Первоначально предполагалось, что минимальная численность партии будет составлять 10 тысяч человек, но с 1 января 2006 года планка была поднята до 50 тысяч. При этом в половине регионов партийные отделения должны насчитывать не менее 500 человек, а в остальных – не менее 250;

3. О других новациях можно почитать в вопросе про российский парламентаризм

!!!! В целом можно сказать, что российская партийно-политическая система проходит сложный путь становления. По мнению Г. Кертмана, восприятие населением политических партий и института многопартийности варьируется между полюсом безоговорочного признания этого института как компонента отечественной политической системы, необходимого для реализации принципов народного суверенитета и политического плюрализма, и полюсом его безоговорочного неприятия как чужеродного и вредного для страны. Преодолению политического отчуждения и отстраненно-критического отношения граждан ко всем действующим партиям содействует становление гражданского общества, освоение принципов народного суверенитета и политического плюрализма, а также последовательная политика политических лидеров страны.

Наши рекомендации