Партия как субъект политического процесса и институт общества 139


членов или представителей всех членов партий, чтобы она регуляр­но обнародовала все основные партийные документы, состав руко­водства, данные об источниках финансирования и расходования де-нежных средств.

Законодательство о партиях, как правило, устанавливает ус­ловия и пределы деятельности политических партий. Во многих странах в качестве политической партии может функционировать лишь такая организация, устав и программа которой не противоре­чит конституционным нормам, партия не осуществляет призывы к насильственному свержению существующего строя, не создает вое­низированные и полувоенные организации, ее деятельность не на­правлена против суверенитета или территориальной целостности страны и единства нации, прав и свобод граждан, не направлена на разжигание расовой, национальной и религиозной вражды и т. д.,

В ряде стран предусмотрена возможность принудительного роспуска партий государством (ФРГ, Франция, Португалия и яр;). В большинстве из них решение выносится соответствующим судеб­ным органом либо судом общей компетенции, или специальным су­дом. В Венгрии действующая партия может быть распущена реше­нием Конституционного суда, а в ФРГ — решением министра внут­ренних дел, в Швеции и Мексике утрата регистрации (вычеркива­ние названия партии из специального реестра) означает и утрату статуса партии. Однако это не влечет обязательного роспуска орга­низации с конфискацией имущества (теряются только права и при­вилегии партии).

Институционализация деятельности политических партий ох­ватывает вопросы финансирования их работы. К ним относятся, в ча­стности, регулирование порядка финансирования политических пар­тий, их расходов на выборах, контроля за финансовой деятельностью.

В государственном финансировании политических партий выделяются несколько форм.

Государственные фонды распределяются в зависимости от числа голосов, поданых за партии на предыдущих выборах. В ФРГ партиям возмещаются предвыборные расходы из расчета 5 марок на каждого избирателя. С 1972 г. в Швеции государство стало финанси­ровать все партии, получившие на выборах не менее 4 % голосов на парламентских выборах, либо 12 % — на выборах в любом избира­тельном округе. В Дании, Финляндии и Италии государственное фи­нансирование партий определяется в соответствии с числом полу­ченных депутатских мандатов.

Следует заметить, что средств, выделяемых государством не­достаточно для покрытия всех предвыборных расходов партий. На­пример, в США кандидат на пост президента, утвержденный пар­тийным съездом, может получить от государства 20 млн. долларов на проведение своей избирательной кампании, тогда как реально по­следняя обходится партиям в сотни млн. долларов.




В странах сохраняется такой источник получения партиями средств как частное финансирование. Например, в период предвы­борной кампании 1987/88 гг. 87 % средств республиканской партии и 68 % средств демократической партии поступило в виде прямых по­жертвований частных лиц.

Как правило, законодательство запрещает политическим пар­тиям получать деньги из-за рубежа. Например, в Швеции согласно нормам уголовного права наказуемы действия, связанные с получе­нием материальной поддержки из-за границы для ведения пропа­ганды с целью влияния на общественное мнение о государственном строе или внешнеполитических и внутриполитических мероприя­тиях компетентных властей.

Финансирование избирательных кампаний политических партий со стороны частного бизнеса связано с коррупцией. Это вы­нуждает принимать меры по контролю за финансами политических партий. В законодательстве отдельных стран содержатся положе­ния, обязывающие политические партии представлять государств венным органам ежегодные финансовые отчеты с указанием источ­ников получаемых ими средств (ФРГ, Греция, Австрия и др.)

Партии в политической системе в свою очередь образуют пар­тийную систему. Партийная система — это совокупная связь пар­тий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть. Будучи важным звено» политической системы общества, партийная система оказывает непосредственное влияние на политический климат общества.

В мире существует большое разнообразие партийных систем.

Политологи выделяют однопартийные и близкие им по сути «квазимногопартийные» системы, как бы прикрывающие многопар­тийными формами однопартийное содержание. Такими были систе­мы в странах Восточной Европы. Существовавшие в некоторых из них партии, по существу, были карманными в руках правивших пар­тий. В результате длительного существования «квазимногопартий­ность» порождает тенденцию к сращиванию партийного и государст­венного аппарата, хотя и не в такой степени, как при абсолютной однопартийности. Являясь специфическим вариантом однопартий­ное™, такая система не предоставляет достаточных возможностей для выражения различных интересов и идей, что приводит к нарас­танию кризисных явлений.

Длительный опыт показал, что однопартийность оказалась неустойчивой. Она не обеспечивает гармонического сочетания пря­мых и обратных связей между гражданами и политическим руко­водством, препятствуют необходимому разделению властей. От­сутствие соперничающих партий чаще всего становится результа­том не конкуренции, а физической расправы правящей партии с инакомыслящими. Единственная партия рассматривает всякую критику и всякое несогласие со своими концепциями и политикой

Наши рекомендации