Партия как субъект политического процесса и институт общества 135


Интенсивной партийной борьбой отличалась политическая жизнь Франции конца XVHI в., в которой активно участвовали монархи­сты, жирондисты, якобинцы, эберисты, положившие начало политичес­кой терминологии нового времени— левые, правые, центр. Часть поли­тических организаций Франции конца XVIII в. выходила за райки бур­жуазной идеологии и отстаивала утопические коммунистические идеи.

В США первые политические партии появились как фракции Конгресса (федералисты и республиканцы) в конце XVIII — нач. XIX вв. К 30-м годам XIX в., в США формируется двухпартийная си­стема, составившая впоследствии основу буржуазной демократии, механизма политического регулирования — перераспределения власти а пользу то одной, то другой группировки господствующего класса. Тем самым с самого возникновения ведущих политических партий США были заложены высокий уровень партийной конкурен­ции и ориентация партий на массового избирателя. Правящие najj-тли США представляют собой партии традиционной буржуазной демократии, имеющие богатый опыт политической борьбы.

Существует много критериев классификации политических
партий. ,

С точки зрения социального характера партии различаются по тому, интересы каких социальных групп они выражают. Это могут быть: рабочие, буржуазные, крестьянские, национальные партии и др.

В зависимости от идеологического облика партии делят на: идейно-политические (их деятельность базируется на более или ме­нее четко оформленной идеологии); прагматические, или другими словами, избирательные, которые используют те или иные идеи, ло­зунги, которые наиболее привлекательны и актуальны в период вы­боров; харизматическо-вождистские, объединяющие своих членов не столько вокруг какой-то определенной идеи, сколько вокруг очень популярной личности вождя.

Существует также типология, разделяющая партии на:

представительные,которые выражают взгляды своих после­дователей, с изменением которых меняется и политика партии;

мобилизующие,которые нацелены на изменение сознания на­селения, особый упор делают на пропаганде, препятствуя контрпро­паганде.

По месту, которое партии занимают в системе власти, они де-
лятсяна: ,

легальные, деятельность которых узаконена государством. Среди них можно выделить организации, которые играют сущест­венную роль в политической системе, а также те, которые имеют не­значительное влияние;

нелегальные,деятельность которых запрещена законом,

По типу организационной структуры выделяются:

массовые партии,они включаютв свои ряды большое число чле­нов, основным источником финансирования являются уплачиваемые

ими взносы, между членами партии существует тесная и постоянная связь. Большую роль в них играет идеологическая деятельность. Руко­водство в них принадлежит профессиональным политикам;

кадровые партии, в них существует строго определенное и по­стоянное членство, в них не уплачиваются членские взносы, эти пар­тии немногочисленные по составу, основную свою деятельность они осуществляют в период проведения выборов, руководство ими осу­ществляется небольшим числом профессиональных политиков, и соответственна власть находится в руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве.

По таким признакам, как характер внутрипартийных отноше­
ний, отношение партии к обществу, тем или иным элементам поли­
тической жизни, принято выделять партии демократические и тота­
литарные. ,..-..,.

Демократическими считаются партии, конкурирующие с другими партиями, представительные, стремящиеся учитывать различные взгляды с тем, чтобы завоевать на свою сторону широ­кий круг последователей. Демократические партии подчиняют с вою, деятельность конституционным нормам. Во внутрипартий­ной жизни для них характерен широкий плюрализм, наличие фракций и т. д.

Тоталитарные партии именуются еще монополистическими, поскольку они ставят цель устранить с политической арены другие партии. Находясь у власти, они стремятся подчинить своим интере­сам все классы и слои общества, поставить законы на службу пар­тийным целям. Во внутрипартийных отношениях для тоталитарных партий характерны жесткий централизм, строгая дисциплина, от­сутствие фракций. Перечисленные типы партий не исключают друг друга, наоборот, они часто совмещают различные характеристики.

Типология партий представляет собой не более чем абстракт­ную схему, служащую для упорядочения крайнего разнообразия партийных организаций. В конкретной политической действитель­ности партия может иметь характерные черты различных типов ор­ганизации. Она может быть одновременно массовой, харизматичес­кой и идеологической, либо кадровой, прагматической и т. д.). (Введе­ние в политологию, Саранск. 1989. С. 24-25).

3.

Институционализация политических партий. Партийные системы. Зарождение и развитие многопартийной

системы в России

Процесс институционализации партий способствовал повышению их роли и значения в политической системе общества. Институцио­нализация политических партий определяется как «процесс, с помо­щью которого эти организации и происходящие в них процессы при­обретают ценность и стабильность». В качестве основных средств

Партия как субъект потгтичвсжого процесса и институт общества 137

ГзЬЧ ЗУ

институционализации деятельности политических партий высту­пают прежде всего нормативно-правовые акты, начиная от конст»-туций развитых стран и кончая решениями местных администра­тивных органов. В большинстве государств институционализация политических партий проходила is различных формах, например, в рамках конституционного законодательства (ФРГ, Италия, Фран­ция, Греция, Португалия, Испания, Никарагуа, Бразилия и др.), за­конов о финансировании деятельности партий (Австрия, Швеция, Финляндия, Япония и др.), избирательного законодательства (США, Мексика и др.), судебного решения (в США обретение партиями сво­его статуса произошло с помощью решении Верховного суда) и др.

Среди основных направлений процесса институционализации функционирования партий можно выделить следующие: регламен­тацию их структуры и внутриоргаяизационной деятельности, за­крепление функций политических партий, фиксацию их основных целей и задач, регулирование процесса отбора и прохождения пар­тийных кандидатов, установление порядка (процедуры) участия партий в избирательных кампаниях, регулирование финансовых ас­пектов деятельности политических партий и др.

С точки зрения регулирования процесса создания партий,
страны можно разделить на три группы. ~

К первой относятся те страны, в которых порядок образования партий вообще не урегулирован правом. Их организация трактуется как частное дело граждан и осуществляется на основесвободы объе­динений. Партия считается существующей уже в силу провозгла-шеяия самой себя в качестве таковой. В современных условиях госу­дарств, следующих либеральным традициям прошлого века, стано­вится все меньше. Сегодня к ним можно отнести лишь такие страны, как Великобритания и Новая Зеландия.

Во вторую группу входят страны, законодательство которых не требует формальной регистрации партий в каком-либо государ­ственном органе. Организация приобретает статус партии лишь по­сле предоставления в компетентные органы строго определенных документов (программы, устава, сведений о правлении). К таким го­сударствам можно отнести ФРГ, Австрию и др.

Третью группу составляют страны, в правовых актах которых предусмотрена обязательная регистрация политических партий. Пол­номочиями регистрации политических партий здесь наделяются раз­личные государственные органы—Министерство внутренних дел (Ис­пания, Италия, Франция), Министерство юстиции (Бельгия, Нидерлан­ды), государственные секретари штатов (штат Миссури в США).

Во многих странахпартиирегистрируются органами, создава­емыми для проведения выборов (Индия, Мексика, Швеция). В ряде стран регистрация партий возложена на судебные органы —г на представителя Верховного Суда (Португалия), на Высший избира­тельный суд (Бразилия).

В большинстве стран (за исключением Никарагуа)предвари­тельного разрешения со стороны государства на создание партии не требуется, вместе с тем, для официальной легализации они должны отвечать четко зафиксированным фориальным и материальным требованиям.

Формальные требования включают наличие собственного на­именования, эмблемы. Законодательство практически всех госу­дарств предписывает, чтобы наименование новой партии отлича­лось от уже существующих, чтобы в названиях, а также в эмблемах не было сходных с государственными и религиозными символами.

; В некоторых государствах для регистрации партии требуется поддержка определенного числа граждан, В Швеции при регистра­ции для выборов в риксдаг необходимо набрать не менее 1,5 тыс. под­писей избирателей, в Португалии партия обязана предоставить под­писи 5 тыс. избирателей. В США законодательство £0 штатов уста­навливает абсолютное число подписей, которое необходимо собрать, чтобы получить статус партии: в Иллинойсе — 25 тыс. подписей, в Алабаме.-т 5 тыс. Законодательство других штатов требует со­брать определенное количество подписей, выраженное в процентах к общему числу избирателей: в Южной Дакоте —10 %, в Миннесоте — 5 % к числу голосов, поданых за всех кандидатов или только за по- ■ бедивших на последних выборах кандидатов на ту или иную долж­ность на уровне штата (Мичиган и Монтана).

В ряде стран, для того, чтобы организация могла иметь офици­
альный статус партии, она должна насчитывать определенное коли­
чество членов (1000 членов-учредителей в Венгрии, в Мексике— 65
тыс.). В Индии регистрации подлежит партия, занимающаяся поли­
тической деятельностью не менее пяти лет и собравшая 4 % голосов
на общенациональных выборах (получив статус всеиндийской) или
на выборах в штате (статус региональный). Партия, зарегистриро­
ванная как региональная в четырех штатах, автоматически получа­
ет статус всеиндийской партии. :

В некоторых странах заинтересованные в регистрации органи­зации должны представить ряд Документов и материалов, например, устав и программу (ФРГ, Португалия, Бразилия и др.). Исключение составляет Швеция, закон о выборах которой вообще не требует ка­ких-либо документов, кроме письменного заявления с просьбой заре­гистрировать партию.

К требованиям, предъявляемым к партиям при регистрации и в ходе их последующей деятельности, относятся также принципы их организационного построения и функционирования.

Как правило, законодательство обязывает, чтобы партия строилась на демократических принципах, не допускающих, в част­ности, отказа в принятии в нее или исключения из нее лиц в силу на­циональной принадлежности, пола и расы. Необходимо также, чтобы основные вопросы партийной жизни решались на собраниях всех

Наши рекомендации