История политических учений 29


(добродетель-демократия, умеренность-аристократия» честь-мо­нархия, страх-деспотия), свойственные определенному историчес­кому периоду.: .

Свободу и равенство Монтескье рассматривал как фундамен­тальные свойства человеческой природы и источники права, а сле­довательно, и «государство разума». Он считал, что общественный интерес удовлетворяется лишь путем следования правильно поня­тому частному интересу. Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свобо­ды, а потому «свобода есть право делать все, что дозволено законом», отсюда — «разрешено все, что не запрещено законом».

Теория разделения властей —второе достижение Монтескье.
Эта теория происходит из старой идеи «смешанного правления», ко­
торую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон. ■ ■ *

Впервые идея разделения властей нашла свое практическое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя это и про­изошло стихийно. Анализируя британскую политическую систему, Монтескье теоретически осмыслил ее. По его мнению, политической властью всегда злоупотребляют, злоупотребление же вытекает из природы человека. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Этот принцип возводится в конституционный принцип государства, в котором выражается не только рациональное разде­ление властно-управленческого труда, но и соотношение сил в обще-стве (Баскин М, И. Монтескье. М., 1975. С. 52*112).

В радикально-демократическом направлении политической мысли особое место занимает французский философ и писатель Жак-Жак Руссо (1712-1778) него произведение «Обобщественном договоре., или принципы политического права*. С Руссо на смену гражданской концепции политики приходит социальная. В социаль­ной концепции политики смещаются акценты. Отправной точкой яв­ляется не отдельный человек, а группы, т. е. классы, нации и т. д., и индивидуум рассматривается как продукт общества. Государство же исследуется с точки зрения его развития.

Создание «морального и совокупного тела» государства явля­ется одновременно трансформацией «естественных индивидуумов» в «моральных» граждан, обладающих реальными понятиями и чув­ствами. Таким образом, в одном смысле, люди создают государство, а в другом —^сами являются продуктами государства": их мораль и че­ловеческое достоинство сопредельны с гражданством. По мнению Руссо, тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно за­ставить подчиняться ей. Для эффективного действия общей воли, Руссо считал необходимым также три внешних условия. Первое —




это социальное равенство. Не отрицая частную собственность, Руссо протестовал против неравного распределения собственности среди членов общества. Во-вторых - он настаивал на фундаментальном по­литическом единстве. И, в-третьих, так как воля неотчуждаема, то она не может быть представлена, ибо представительная власть - это рабство. Руссо, таким образом, поддерживал прямую форму демо­кратии. В противоположность либеральной идеи компромисса инте­ресов Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как осново­полагающий принцип республиканского строя.

Как известно из истории, идеи Руссо и других мыслителей
эпохи Просвещения воплотились в Великой Французской 1789 г. и
последующих буржуазных революциях, а также в теоретической
подготовке политических деятелей и мыслителей последующих по­
колений. ,

Продолжая разработку концепции либерализма, немецкий философ Иммануил Кант (1727-1804) отстаивает принцип авто­номности личности. Он являлся сторонником договорных теорий государства, развивал идеи правового ограничения государствен­ной власти. В работах «К вечному миру» и «Метафизические нача­ла учения о праве» Кант дает обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ про­извола; Человек, по Канту, — это цель, а не средство. Способность человека «давать себе закон» и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществление этого закона выражает его моральную автономию. Политику рассматривал Кант как гармонию цели и средства.

Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает право­порядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс ин­дивидуального самовоспитания. Каждый в состоянии быть хозяином самому себе. Смысл принуждения, по Канту, состоит в эквивалент­ном возмещении ущерба, который понес потерпевший от преступле­ния. Право обладает принудительной силой, носителем которой вы­ступает государство (Нарекай И. С. КйНт-, М., 1976. Сг 163-176).

Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именем Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). В работе «Философия права» он излагает идеалистическую теорию государ­ства и права как ступеней развития духа в его объективной форме.

Гегель разрабатывает учение о свободной воле, которая соот­носится с правом и представлена в виде трех ступеней развития: аб­страктное право, моральность и нравственность. Абстрактное право относится к проблемам собственности и договора; учение о морали касается проблем умысла и вины, намерения и блага, добран совес­ти; учение о нравственности включает проблематику семьи, граж­данского общества и государства.

История политических учений 31

Свобода личности и ее права, по Гегелю, реализуются прежде всего через право на собственность. Абстрактное право и мораль рас­сматриваются двумя сторонами права и приобретают свою действи­тельность и конкретность в нравственности, то есть в семье, граж­данском обществе и государстве.

Важное место в развитии теории политики занимает учение Гегеля о гражданском обществе и правовом государстве, которое рассматривается во взаимной связи с социально-экономической сферой и политикой. Он создал основы теории групповых интересов, которые рассматривал в качестве основы гражданского общества. Единство общества может быть достигнуто путем согласования раз­личных интересов, а следовательно, с помощью группового предста­вительства в верховных органах власти. Идеалом своим Гегель счи­тает конституционную монархию, выражающую завершение абсо­лютной идеи права.

Таким образом, основные доктрины политической мысли эпо­хи Возрождения и периода буржуазных революций следующие:

1) теория народногосуверенитета возникла и развивалась в
XVII — ХГХ вв. на базе теории происхождения общественного дого­
вора: согласно теории общественного договора народ — источник го­
сударственной власти и ее носитель, суверен;

2) теория правового государства:

а) учение о естественных правах личности, которые не зависят
от государственного признания;

б) необходимость гарантий прав личности;

в) связь государства и его органов с законами, правом, стоя­
щим над государством; .

г) связь с доктриной разделения властей. .

3) теория разделения властей:

а) три власти — законодательная, исполнительная, судебная
— должны осуществляться разными специфическими органами
власти;

б) все сферы государственной деятельности только в рамках
закона; :

в) общедемократические принципы: закон принимается толь­
ко представительной властью, исполнительная власть не может из­
менить законы; суд—независимый.

Значительный вклад & развитие политической мысли внесли представители утопического социализма XVI-XDC столетий, родона­чальником которого был английский мыслитель Томас Мор (1478' 1535). В своей книге «Утопия» (место, которого нет) он впервые под­вергает критике существующий строй в Англии и представляет кар­тину нового общества. В этом обществе господствует общественная собственность на основе коллективной организации труда и распре­деления, демократическое управление, равенство и справедливость, созданы условия для разностороннего развития личности:


Наши рекомендации