История политических учений 41


История политических учений 41 - student2.ru стране Ткачев считал сравнительно простым делом: самодержавие, по его представлению, не имеет корней в обществе, его можно сва­лить хорошо организованным действием. Основой преобразований Ткачев также считал крестьянскую общину, трансформированную в коммуну на основе общественной собственности и коллективного труда. После захвата власти, Ткачев предлагал экспроприацию и передачу в пользование всего общества орудий производства, заме­ну конкуренции принципом «братской любви и солидарности», вве­дение всеобщего общественного воспитания, уничтожения семьи, основанной на подчинении женщины» развитие общинного само­управления при ослаблении центральной власти (Ткачев Я. Я. Соч. М., 1976, Т. 2, С. 97.).

Кроме революционной мысли в России конца XIX в. развива­лись либеральные и консервативные политические направления. Среди них—неославянофильство, получившее с 60-х годов название почвенничества, общественно-политические воззрения В. С. Соловь­ева, оказавшие сильное воздействие на последующих мыслителей начала XX века, гуманистическое учение Л. В. Толстого, идеология православной мысли (Юркевгсч, Новицкий и др.).

Наибольшее внимание сегодня привлекает общественно-по­
литическое содержание идей В. С. Соловьева (1853-1900), Не вдава­
ясь в глубины философских взглядов мыслителя, остановимся на
его политических воззрениях, высказанных в трудах «Чтения о бо-
гоч&яовечестве», «История и будущность теократии», «Теокра­
тическая философия». На протяжении многих лёт Соловьев всту­
пал в конфликты с самодержавием, православной церковью, он
осуждал стремление господствующих классов к обогащению, видя в
этом причины многих социальных зол. Соловьев критиковал пороки
буржуазных стран Западной Европы где существует «эксплуата­
ция труда капиталом, производящая пролетариат со всеми его бед­
ствиями...». '

Однако политический либерализм Соловьева ограничивался его социальными теориями, основное место среди которых принад­лежит идее «богочеловечества». Люди, считал ученый, враждебны друг другу по своей природе. В основе этой вражды лежит борьба за существование, за поддержание уровня материальной жизни и она не исчезнет, пока человечество не выйдет из естественного состоя­ния и связанных с ним внешних вещественных интересов. Соловьев утверждал, что нравственность не зависит от материального челове­ческого начала, от экономических отношений, как не зависит от ра­ционального начала, выражающегося в юридических и государст­венных отношениях, В основе нормального общества, писал Соловь­ев, лежит духовный союз, наиболее полно воплощенный в церкви. Все остальные виды общественных отношений служат материаль-ной средой для осуществления божественного начала, представляе­мого церковью.

■"■■.■■ . 42 .■:', . >, .

Соловьев не идеализировал господствующую в России право­славную церковь. Он считал необходимым осуществить ее реформи­рование, которое понимал как создание «вселенской церкви» на основе объединения православия и католицизма. Прообразом «Все­ленской церкви» Соловьеву служил Ватикан. Объединение восточ­ной и западной церквей должно привести к созданию всемирной мо­нархии на основе российского самодержавия. Таков был, по Соловь­еву, путь образования «богочеловеческого союза» или «свободной теократии, способной обеспечить подлинный христианский мир, ис­тинную свободу и всеобщую справедливость.»

Социально-философские и политические взгляды Соловьева породили значительное число последователей и подражаний. Под влиянием Соловьева находились С. Н. и Е. Н, Трубецкие, С. Н. Булга­ков, П. А Флоренский и другие мыслители. Влияние Соловьева испы­тывали «веховцы», многие другие социально-политические течения начала XX века в России и на Западе*

Политические идеи в России в конце XIX в., продолжая ранее сложившиеся традиции, развивались многопланово, в разных тео­ретических направлениях, создав теоретическую почву для эволю­ции общественно-политических взглядов начала XX в.

: Политическая мысль начала XX в. в значительной мере испы­тала влияние идеи примирения и гармонизации враждующих сил, единения русской интеллигенции и народа на благо России. Многие видные представители русской интеллигенции справедливо предо­стерегали об опасности нигилистического отношения к христианским духовно-нравственным идеалам. Правда, долгое время эта идея трактовалась достаточно примитивно— в духе рабского примирения сеамодержавным строем, отказа от революционной борьбы. На самом деле идея смирения означала усмирение своих чувств во имя обрете­ния подлинной внутренней свободы духа, собственного Я и свободы для других, работы над собой и для своего народа. Еще Достоевский пророчески указывал на трагическую опасность для русского народа разведения идей революционного социализма с духовно-нравствен­ными, христианскими нравственно-этическими идеалами. Эти про­блемы получили глубокое отражение в философском и общественно-политическом творчестве видных мыслителей Н. Бердяева, С. Булга-т кова, В. Розанова, С. Франка, П. Флоренского и др.

Идеи ненасилия, всеобщего братства (родства) на основе слия­ния интеллигенции с народом были развиты в трудах видного русского философа и общественного деятеля Н. Ф. Федорова (1828-1903). Условием преобразования общее*венных отношений мысли­тель считал единство знания и действия, теории и практики. Соци­альное устройство Федоров определял как «общее дело», как некое идеальное человеческое объединение, большую семью, тесно свя­занную узами общих предков и единой судьбой. Федоров детально разработал и регламентировал внутреннюю жизнь общины — от

' История политических учений 43

рождения и крещения на «общее дело», воспитания, производимого всей общиной, до брака и погребения. Столь детально описание внут-риобщинной жизни необходимо было для поддержания настроя все­го человеческого существа на решение задач «общего дела».

Идея свободы как основного тезиса либерального движения является основополагающей в творчестве Я. А. Бердяева (1874 -1948). Согласно Бердяеву, смысл жизни человека — творить новое в мире, а творчество есть порыв к свободе, разрушение социальной необхо­димости. Бердяев видел в марксизме гуманистическое начало, ста­вившее целью освобождение человечества. Но в итоге реализации идеи коммунизма социальный коллектив, в котором человек должен был получить свободу от насилия и эксплуатации, стал поработите­лем человеческой личности.

Бердяев призывал «убить зверя политики» перейти к неполи­тическим формам человеческих отношений. «Неправедно политику признавать центром жизни, ничем не одухотворять плоть человече­скую, ей подчинять все богатства бытия, — писал ученый. — Непра­веден путь борьбы политических партий, оторванных от центра жизни, от смысла ее... Довести политику, как таковую, до крайнего минимума, до окончания политики, до растворения ее в культуре и в религии—вот что должно быть нашим регулятором, вот хотенье на­ше, вот истинное освобождение. Политическое освобождение от по­литики. Нельзя убить зверя политики, зло старой государственной одной «отвлеченной» политики, новой государственностью. Нужно государственности, насилию власти, отвлеченной политике проти­вопоставить иное начало, внегосударственное, иную, ненасильст­венную общественность, не новое политическое насилие, а свободу иных путей» (Бердяев Я. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 171.). Бердяев не видел в революционном движении воз­можности для перехода к высшей духовности, а лишь отражение су­ществующего зла.

Бердяев в качестве основополагающей социально-политичес­
кой идеи своего творчества избирает оценку марксистского социа­
лизма как особой религии (лже-религии). Марксистский социализм,
по его мнению, содержит в себе всё основные элементы религиозной
веры и религиозного энтузиазма: в ней существуют свои святыни
(«народ», «пролетариат»), свое учение о грехопадении (возникнове­
ние частной собственности), культ жертвенности («во имя счастья
будущих поколений»), мысль-мечта об установлении «земного рая»
(коммунизма). Однако Бердяев отмечает духовную бедность социа­
лизма как религии. Все богатство человеческой жизни она сводит к
материальному довольству, где нет места счастью и свободе творче­
ского духа. ' ■ .

Многие социально-политические пророчества Бердяева стали воплощением советской действительности, частью бытия русского народа, историю и традиции которого философ изучал пристально и

глубока Бердяев с возмущением писал о существовавшей в СССР в 30-е годы политической системе, царившей в стране обстановке крайней бесчеловечности. Главную слабость коммунизма Бердяев видел в невозможности преодолеть ненависть, а охваченный нена­вистью человек не может быть обращен к будущему. Русская интел­лигенция начала XX а (К Бердяев, С. Булгаков, П. Струве и др.) до­статочно убедительно раскрыла теоретические просчеты Маркса, особенно относительно теории классовой борьбы.

Видным представителем русской либеральной мысли начала XX века был известный историк и общественный деятель П. Я. Ми­люков (1859-1943) — один из лидеров кадетской партии и родона­чальник российского белого движения (им была написана Деклара­ция Добровольческой армии). Для Милюкова характерно стремле­ние объективно оценить происшедшие события российской-истории: Октябрь 1917 г. породил, по его мнению, четыре «роковые политиче­ские ошибки» — попытка решить аграрный вопрос в интересах по­местного класса; возвращение старого состава и старых злоупотреб­лений военно-чиновной бюрократии; узконационалистические тен­денции в решении национальных вопросов; преобладание военных и частных интересов.

Перебравшись за границу в 1920 г. Милюков уточнил свои оценки политических процессов в России: он стремится преодолеть остатки идеологии белого движения, вел пропаганду против новых попыток интервенции в Советскую Россию. «Отойдя на известное расстояние от событий, — отмечал Милюков, — мы только теперь начинаем разбирать..., что в этом поведении масс, инертных, неве­жественных, забитых, сказалась коллективная народная мудрость. Пусть Россия разорена, отброшена из двадцатого столетия в сем­надцатое, пусть разрушена промышленность, торговля, городская жизнь, высшая и средняя культура. Когда мы будем проводить ак­тив и пассив громадного переворота, через который мы проходим, мы вероятно, увидим то же, что показало изучение Великой Фран­цузской революции. Разрушились целые классы, оборвалась тра­диция культурного слоя, но народ перешел в новую жизнь, обога­щенный запасом нового опыта ».»{Мш,юков Л. Я. Воспоминания. М,, 1991. С. 13).

Подобная эволюция социально-политических взглядов — яв­ление, характерное для многих представителей русского зарубе­жья, захватившего события послевоенной и военной Европы.

, Разнообразными политическими течениями была представ­лена социально-политическая мысль на левом фланге российской демократии; здесь возникали неонароднические партии и течения (эсеры), продолжались и эволюционизировали традиции российско­го анархизма в различных идейно-политических проявлениях, про­бивала свой политический путь социалистическая идея в формах большевизма и меньшевизма.

Наши рекомендации