История политических учений 33
3 • Политология
Таким образом, в процессе развития политической мысли про
исходил процесс накопления теоретических знаний в области пони
мания политических отношений в период буржуазно^демократиче
ских революций, но он не привел к созданию системы политических
отношений, хотя и были накоплены определенные элементы для ее
формирования. •
В конце XIX века в развитии политической мысли начинается новый этап, когда происходит процесс выделения политологии в самостоятельную науку, на базе которой формируются различные течения политической мысли.
- . . . .
Марксистская концепцтля политики
Вторая половина XIX и начало XX века характеризуются утверждением капиталистических отношений в странах Европы и на американском континенте. Вопрос о власти, формах государственного правления приобретает важное значение в политической жизни того времени, что и определило необходимость формирования политологии как самостоятельной науки о политике.
Основоположниками материалистического учения о политике и власти были Карл Маркс (1318-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Известно, что они жили и создавали свои произведения в условиях революционных преобразований в странах Западной Европы. Опираясь на материалистическое понимание истории, они много внимания уделяли изучению сущности политики, политической власти, характеру политической деятельности, определили пути, формы и методы прихода к власти трудящихся масс, рабочего класса.
Марксистская теория системы политических отношений включает в себя следующие положения:
1} политические отношения, вытекающие из борьбы за власть и осуществления власти, появляются на основе общественно-экономических отношений, ими обусловлены и представляют собой политическую надстройку, с соответствующими формами общественного сознания;
2) хотя базис первичен, а надстройка вторична, надстроечные
институты тем не менее играют активную роль в социально-экономи
ческом базисе. Политика выступает не только как отражение эконо
мических отношений, но и как важный инструмент их формирования;
3) государство есть продукт классовых противоречий и слу-
жит интересам экономически господствующего класса. Это положе
ние, К. Маркс обосновал в работе «Капитал», подчеркивая особую
роль насилия в возникновении первого классового разделения и по
явления государства;
4) экономически господствующий класс — он и политически и
идеологически господствующий класс; !
5) на основании такого понимания сущности государства и
классового господства шарксизм создает теоршо политического со*
знания. Исходным пунктом ее является утверждение о том, что об
щественное бытие людей определяет их сознание;
6) анализ общественного положения классов, слоев и социаль
ных групп является исходным пунктом для понимания политическо
го поведения масс, их интересов, отдельных лидеров;
7) политика в марксизме рассматривается лишь в конечном
счете подчиненной экономике, и в то же время она имеет относитель
ную самостоятельность и влияет на экономические отношения, убы
стряя или замедляя ход экономических процессов. •'
Марксистские традиции в исследовании политической жизни в конце XIX в. в XX столетий находят свое выражение и развитие в двух основных направлениях: революционном и реформистском. Революционное течение в марксизме нашло свое выражение в ленинизме, в работах выдающихся теоретиков Запада и марксистской политической: мысли. Р. Люксембург, А. Грамши, Д. Лукача и др.
Реформистское направление в Западной Европе возглавили лидеры II Интернационала К. Каутский и Э. Бернштейн, действовавшие под лозунгом «движение все — конечная цель ничто». Реформистская стратегия рассматривала социализм как процесс комплексного преобразования экономических и общественных структур в соответствии с социалистическими требованиями- Партии Социалистического Интернационала, взяв на вооружение идеи постепенного преобразования капитализма в социализм: разработали и утверждают в своей деятельности концепцию демократического социализма. Основные положение этой концепции изложены в «Декларации принципов» Социалистического Интернационала, принятой в 1989 г. в Стокгольме на XVIII конгрессе Социалистического Интернационала. В этом документе говорится: «Демократический социализм представляет собой международное движение за свободу, социальную справедливость и солидарность. Его цель состоит в том, чтобы добиться мирного международного устройства, при котором можно укрепить основные ценности, а каждый человек получит возможность развить свои личные качества и таланты, пользуясь гарантиями человеческих и гражданских прав в демократическом обществе».
Демократический социализм как общественная система функционирует на основе смешанной экономики, социальной справедливости, свободы и равенства, социальной защищенности членов общества. Эти принципы находят сегодня широкое воплощение и в программах политических партий в нашей стране.