История политических учений 33

3 • Политология

Таким образом, в процессе развития политической мысли про­
исходил процесс накопления теоретических знаний в области пони­
мания политических отношений в период буржуазно^демократиче­
ских революций, но он не привел к созданию системы политических
отношений, хотя и были накоплены определенные элементы для ее
формирования. •

В конце XIX века в развитии политической мысли начинается новый этап, когда происходит процесс выделения политологии в са­мостоятельную науку, на базе которой формируются различные те­чения политической мысли.

- . . . .

Марксистская концепцтля политики

Вторая половина XIX и начало XX века характеризуются утверж­дением капиталистических отношений в странах Европы и на аме­риканском континенте. Вопрос о власти, формах государственного правления приобретает важное значение в политической жизни то­го времени, что и определило необходимость формирования полито­логии как самостоятельной науки о политике.

Основоположниками материалистического учения о политике и власти были Карл Маркс (1318-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Известно, что они жили и создавали свои произведения в усло­виях революционных преобразований в странах Западной Европы. Опираясь на материалистическое понимание истории, они много вни­мания уделяли изучению сущности политики, политической власти, характеру политической деятельности, определили пути, формы и методы прихода к власти трудящихся масс, рабочего класса.

Марксистская теория системы политических отношений включает в себя следующие положения:

1} политические отношения, вытекающие из борьбы за власть и осуществления власти, появляются на основе общественно-эконо­мических отношений, ими обусловлены и представляют собой поли­тическую надстройку, с соответствующими формами общественного сознания;

2) хотя базис первичен, а надстройка вторична, надстроечные
институты тем не менее играют активную роль в социально-экономи­
ческом базисе. Политика выступает не только как отражение эконо­
мических отношений, но и как важный инструмент их формирования;

3) государство есть продукт классовых противоречий и слу-
жит интересам экономически господствующего класса. Это положе­
ние, К. Маркс обосновал в работе «Капитал», подчеркивая особую
роль насилия в возникновении первого классового разделения и по­
явления государства;

4) экономически господствующий класс — он и политически и
идеологически господствующий класс; !

5) на основании такого понимания сущности государства и
классового господства шарксизм создает теоршо политического со*
знания. Исходным пунктом ее является утверждение о том, что об­
щественное бытие людей определяет их сознание;

6) анализ общественного положения классов, слоев и социаль­
ных групп является исходным пунктом для понимания политическо­
го поведения масс, их интересов, отдельных лидеров;

7) политика в марксизме рассматривается лишь в конечном
счете подчиненной экономике, и в то же время она имеет относитель­
ную самостоятельность и влияет на экономические отношения, убы­
стряя или замедляя ход экономических процессов. •'

Марксистские традиции в исследовании политической жизни в конце XIX в. в XX столетий находят свое выражение и развитие в двух основных направлениях: революционном и реформистском. Революционное течение в марксизме нашло свое выражение в лени­низме, в работах выдающихся теоретиков Запада и марксистской политической: мысли. Р. Люксембург, А. Грамши, Д. Лукача и др.

Реформистское направление в Западной Европе возглавили лидеры II Интернационала К. Каутский и Э. Бернштейн, действо­вавшие под лозунгом «движение все — конечная цель ничто». Ре­формистская стратегия рассматривала социализм как процесс ком­плексного преобразования экономических и общественных струк­тур в соответствии с социалистическими требованиями- Партии Социалистического Интернационала, взяв на вооружение идеи по­степенного преобразования капитализма в социализм: разработали и утверждают в своей деятельности концепцию демократического социализма. Основные положение этой концепции изложены в «Декларации принципов» Социалистического Интернационала, принятой в 1989 г. в Стокгольме на XVIII конгрессе Социалистичес­кого Интернационала. В этом документе говорится: «Демократичес­кий социализм представляет собой международное движение за свободу, социальную справедливость и солидарность. Его цель со­стоит в том, чтобы добиться мирного международного устройства, при котором можно укрепить основные ценности, а каждый человек получит возможность развить свои личные качества и таланты, пользуясь гарантиями человеческих и гражданских прав в демо­кратическом обществе».

Демократический социализм как общественная система функционирует на основе смешанной экономики, социальной спра­ведливости, свободы и равенства, социальной защищенности членов общества. Эти принципы находят сегодня широкое воплощение и в программах политических партий в нашей стране.

Наши рекомендации