История политических учений 39 -


азную частную собственность, организовать планируемое в масшта­бах всей страны крупное промышленное производство, уничтожить разделение труда, свойственное феодализму и капитализму, и на этой основе добиться развития личности и ее способностей. Переоце­нивая социально-экономические возможности сельской общины, Чернышевский считал ее способной устоять против капитализма, а после свержения самодержавно-крепостнического строя воспри­нять достижения техники, науки, культуры, сократив тем самым путь России к социализму.

Надежды Чернышевского на общину основывались на его уверенности в победе народно-крестьянской революции и безвоз­мездной передаче земли крестьянам. В этом заключалась пере­оценка Чернышевским социально-политических возможностей крестьянства России как революционной силы. Будущее общество Чернышевский представлял себе как планомерно организованное крупное производство, состоящее из промышленных и.сельскохо­зяйственных товариществ, взаимно обеспечивающих друг друга продуктами своего труда, способных удовлетворить индивидуаль­ные и общественные потребности.

В центре общественно-политической борьбы пореформенной России стал вопрос о форме государственного устройства. Основной формой революционного движения, стремившегося к разрешению его революционными средствами, было народничество. С народни­чеством — идеологией крестьянского радикализма — связана целая страница политической истории, многие политические и экономиче­ские идеи народнических лидеров оказались живучими и были взя­ты на вооружение большевиками. Так, народники отстаивали тезис об уничтожении частной собственности на землю, передачу её во владение обществу. Формой такой передачи народники считали раз­дел земли поровну между крестьянами, ведение «трудового хозяй­ства» без эксплуатации. Центральной идеей народнического социа­лизма стала идея уравнительности (равенства), а политической ос­новой ее реализации идея социальной революции (народнические идеологи различались в тактических подходах к формам реализа­ции идеи революции — каким путем поднять народ на революцию, в отношении к государству и др.). Народники исходили из общей идеи о возможности российскому обществу миновать капитализм и осу­ществить переход к социализму посредством крестьянской общины. Еще в 1851 г. Герцен так охарактеризовал содержание и основной смысл будущей народнической идеи: «Человек будущего в России— мужик, точно так же, как во Франции—работник» (Герцен А, Иг Рус­ский народ и социализм//Соч; Т. 7: С. 326.).

Общепринято выделять в зависимости от форм реализации социалистической идеи в России три основных направления в народ­ничестве 60-70-х годов. Первое, пропагандистское, главные идеи ко­торого были заложены в «Исторических письмах» (1868) П.Л.Лав-

рова. Лавров исходил из ведущей роли критически мыслящих лич­
ностей, их подготовки, самообразования как условия объединения в
союз борцов для подготовки социальной революции. Только крити­
чески мыслящие личности, по его мнению, постигшие законы обще­
ственного развития и возвысившиеся над толпой, мыслящей пассив­
но, были в состоянии двигать прогресс, возглавить историческое
движение общества. Лавров напоминал интеллигенции, что своим
положением она обязана народу, поэтому находится в долгу перед
ним. Каждая мыслящая личность должна посвятить себя борьбе за
прогресс — борьбе за социализм. Лавров советовал создавать в наро­
де опорные группы из интеллигенции, крестьян, рабочих. В конце 70-
х годов, когда «хождение в народ» исчерпало свои возможности, а в
народническом движении стали преобладать тенденции политичес­
кого террора борьбы, и особенно после убийства народовольцами •
Александра II, Лавров изменил отношение к террору, признав его
целесообразность. "„ '■

Анархистско-бунтарское направление народничества в те­чение длительного времени возглавлял М. А. Бакунин. Идеи баку­низма имели в России богатую социальную почву, особенно среди молодежи, находя отклик среди значительной части общества. Рассуждения Бакунина заключались в следующем: государство, существовавшее в России, несправедливо и требует уничтожения. В ходе его уничтожения социалистически-коллективистские ин­стинкты русского народа получат развитие и воплощение в народ­ной революции. Бакунин и его последователи исходили из готовно­сти народа к революции (таким его делали нищета, рабство, опыт крестьянских войн, выработанный народом идеал общественного устройства), С целью поднятия народа на революцию Бакунин предлагал создавать инициативные группы из революционной мо­лодежи, призывал учащуюся молодежь бросать гимназии и уни­верситеты и идти в народ для революционной работы и подготовки «всесокрушителытого бунта».

Привлекательной стороной учения Бакунина была критика государства. Любая власть, по его мнению, создавая централизацию — бюрократию и репрессивные органы — становится над общест­вом. Поэтому Бакунин отрицает любое государство, даже демокра­тическое, народное, которое по сути остается антиобщественным. На место государства Бакунин предлагает общинное самоуправление, задачей которого было передать землю народу.

В народничестве имелось еще одно направление: которое при­нято характеризовать как заговорщическое. Его лидер Я. Н.Ткачев вошел в историю политического движения русским бланкистом, це­лью которого стала подготовка заговора и захвата власти. Ткачев обращался к русским революционерам «не опоздать» с мятежом, так как развитие капитализма, по его мнению, могло воспрепятство­вать реализации идеи и укрепить силы реакции, Захват власти в

Наши рекомендации