История политических учений 39 -
азную частную собственность, организовать планируемое в масштабах всей страны крупное промышленное производство, уничтожить разделение труда, свойственное феодализму и капитализму, и на этой основе добиться развития личности и ее способностей. Переоценивая социально-экономические возможности сельской общины, Чернышевский считал ее способной устоять против капитализма, а после свержения самодержавно-крепостнического строя воспринять достижения техники, науки, культуры, сократив тем самым путь России к социализму.
Надежды Чернышевского на общину основывались на его уверенности в победе народно-крестьянской революции и безвозмездной передаче земли крестьянам. В этом заключалась переоценка Чернышевским социально-политических возможностей крестьянства России как революционной силы. Будущее общество Чернышевский представлял себе как планомерно организованное крупное производство, состоящее из промышленных и.сельскохозяйственных товариществ, взаимно обеспечивающих друг друга продуктами своего труда, способных удовлетворить индивидуальные и общественные потребности.
В центре общественно-политической борьбы пореформенной России стал вопрос о форме государственного устройства. Основной формой революционного движения, стремившегося к разрешению его революционными средствами, было народничество. С народничеством — идеологией крестьянского радикализма — связана целая страница политической истории, многие политические и экономические идеи народнических лидеров оказались живучими и были взяты на вооружение большевиками. Так, народники отстаивали тезис об уничтожении частной собственности на землю, передачу её во владение обществу. Формой такой передачи народники считали раздел земли поровну между крестьянами, ведение «трудового хозяйства» без эксплуатации. Центральной идеей народнического социализма стала идея уравнительности (равенства), а политической основой ее реализации идея социальной революции (народнические идеологи различались в тактических подходах к формам реализации идеи революции — каким путем поднять народ на революцию, в отношении к государству и др.). Народники исходили из общей идеи о возможности российскому обществу миновать капитализм и осуществить переход к социализму посредством крестьянской общины. Еще в 1851 г. Герцен так охарактеризовал содержание и основной смысл будущей народнической идеи: «Человек будущего в России— мужик, точно так же, как во Франции—работник» (Герцен А, Иг Русский народ и социализм//Соч; Т. 7: С. 326.).
Общепринято выделять в зависимости от форм реализации социалистической идеи в России три основных направления в народничестве 60-70-х годов. Первое, пропагандистское, главные идеи которого были заложены в «Исторических письмах» (1868) П.Л.Лав-
рова. Лавров исходил из ведущей роли критически мыслящих лич
ностей, их подготовки, самообразования как условия объединения в
союз борцов для подготовки социальной революции. Только крити
чески мыслящие личности, по его мнению, постигшие законы обще
ственного развития и возвысившиеся над толпой, мыслящей пассив
но, были в состоянии двигать прогресс, возглавить историческое
движение общества. Лавров напоминал интеллигенции, что своим
положением она обязана народу, поэтому находится в долгу перед
ним. Каждая мыслящая личность должна посвятить себя борьбе за
прогресс — борьбе за социализм. Лавров советовал создавать в наро
де опорные группы из интеллигенции, крестьян, рабочих. В конце 70-
х годов, когда «хождение в народ» исчерпало свои возможности, а в
народническом движении стали преобладать тенденции политичес
кого террора борьбы, и особенно после убийства народовольцами •
Александра II, Лавров изменил отношение к террору, признав его
целесообразность. "„ '■
Анархистско-бунтарское направление народничества в течение длительного времени возглавлял М. А. Бакунин. Идеи бакунизма имели в России богатую социальную почву, особенно среди молодежи, находя отклик среди значительной части общества. Рассуждения Бакунина заключались в следующем: государство, существовавшее в России, несправедливо и требует уничтожения. В ходе его уничтожения социалистически-коллективистские инстинкты русского народа получат развитие и воплощение в народной революции. Бакунин и его последователи исходили из готовности народа к революции (таким его делали нищета, рабство, опыт крестьянских войн, выработанный народом идеал общественного устройства), С целью поднятия народа на революцию Бакунин предлагал создавать инициативные группы из революционной молодежи, призывал учащуюся молодежь бросать гимназии и университеты и идти в народ для революционной работы и подготовки «всесокрушителытого бунта».
Привлекательной стороной учения Бакунина была критика государства. Любая власть, по его мнению, создавая централизацию — бюрократию и репрессивные органы — становится над обществом. Поэтому Бакунин отрицает любое государство, даже демократическое, народное, которое по сути остается антиобщественным. На место государства Бакунин предлагает общинное самоуправление, задачей которого было передать землю народу.
В народничестве имелось еще одно направление: которое принято характеризовать как заговорщическое. Его лидер Я. Н.Ткачев вошел в историю политического движения русским бланкистом, целью которого стала подготовка заговора и захвата власти. Ткачев обращался к русским революционерам «не опоздать» с мятежом, так как развитие капитализма, по его мнению, могло воспрепятствовать реализации идеи и укрепить силы реакции, Захват власти в