Стратегия социальной политики -- это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.
При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:
§ обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
§ создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
§ обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
Обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.
К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.
Выделяют следующие принципы социальной политики:
§ социальной справедливости;
§ социальной ответственности;
§ социального партнерства;
§ социальных гарантий;
Преемственности.
К задачам социальной политики относятся:
§ стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления;
§ усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости;
§ обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения;
Сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.
Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.
Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.
Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:
§ Конституция Российской Федерации;
§ Семейный кодекс Российской Федерации;
§ Гражданский кодекс Российской Федерации;
§ ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 г. № 195;
§ ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178;
ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181 и др.
В соответствии со ст. 7 Конституции России: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Положение о социальном государстве ввиду его общественной важности отнесено к основам конституционного строя страны и находит свое развитие в других конституционных нормах.
К ним следует отнести целый ряд социальных прав, гарантированных в следующих статьях Основного закона. Это право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на труд и его оплату (п. 1-4 ст. 37), на отдых (п. 5 ст. 37), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на экологическую безопасность (ст. 42), на образование (ст. 43), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44) и другие. При этом «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка … места жительства» (п. 2 ст. 19 Конституции РФ), т.е. вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации проживает человек.
В федеративном государстве государственная социальная политика имеет свои особенности в силу того, что само государство является многосубъектным. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации.
Способами распределения являются: конституционное распределение пределов (предметов) ведения Федерации, субъектов Федерации и их совместного ведения (ст. 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации); договорное распределение функций и фактически сложившееся, но до времени не урегулированное нормативными актами и законами выполнение функций и взаимодействие при их выполнении.
Так, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, выполнение международных договоров находятся (согласно ст. 72 Конституции РФ) в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Например, установление общефедеральной политики, федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального и национального развития Российской Федерации, федеральные фонды регионального развития, наряду с такими важнейшими вопросами, как принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, в т.ч. в социальной сфере, контроль за соблюдением федерального законодательства и территорией Российской Федерации, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, вопросов войны и мира, судоустройства, определение статуса и защиты государственной границы и т.д. отнесено (ст. 71 Конституции РФ) к исключительному ведению Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), в т. ч. и по реализации социальной политики в регионе.
Практика социальных государств опирается на целый ряд принципов:
-- экономическая свобода человека и признание права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;
-- доверие к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно и ответственность государства за «игру рыночных сил» и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;
-- социальная справедливость и солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и загрузки трудоспособных, чтобы помочь еще или уже нетрудоспособным;
-- участие работников в управлении производством и распределении, в общественной и государственной жизни, развитие при этом различных форм экономической демократии.
В некоторых субъектах РФ - как на региональном, так и межрегиональном уровнях, уже начинают проявляться элементы социальной и экономической политики, построенные с опорой на некоторые из названных выше принципов.
Так, например, раздел 7 Стратегии социально-экономического развития Северо-Запада России до 2015 года включает такие подразделы как: «Социальное развитие и повышение качества населения» (включая миграционную политику; сохранение и укрепление здоровья населения Северо-Западного федерального округа; формирование и реализацию единой ювенальной политики в отношении семьи, детей, молодежи; социальной адаптации военнослужащих; сохранение и развитие трудового потенциала; социальную адаптацию и оптимизацию жизнедеятельности пожилых людей и т.д.), «Сбалансированное и устойчивое развитие экономики» (включая развитие транспорта, ТЭК, АПК, судостроения, оборонного комплекса, науки и инвестиционной деятельности, формирование рынка доступного жилья, инвестиционной политики и т.д.), «Совершенствование природопользования, экологической политики и безопасности».
Следует также отметить, что на современном этапе российских реформ несколько возрастает роль политических партий (особенно имеющих своих представителей в парламенте страны - «Единой России», «Коммунистической партии РФ», «ЛДПР», «Родины», «Народной воли») в разработке и осуществлении социальной политики, а также предлагаемых Правительством России федеральных целевых программ на среднесрочную перспективу.
Так, например, в области здравоохранения в программе «Единой России» указывается: «Соединение высокого качества и доступности медицины возможно при создании бездефицитной системы обязательного медицинского страхования. Застрахованными в такой системе могут быть только лица, за которых уплачен страховой взнос. При этом взнос платится за всех: страховку работающих граждан в обязательном порядке обеспечивают работодатели, а за неработающих граждан платят власти субъекта Федерации, в котором проживает гражданин».
В программе КПРФ ставится задача «восстановления разрушенной сети детских дошкольных и молодежных культурных, оздоровительных и спортивных учреждений». Программа партии «Яблоко» предлагает «Сформировать национальную модель государственного медицинского страхования: исключить страховые медицинские организации из системы ОМС как бесполезное звено в системе оплаты расходов за оказанные медицинские услуги; преобразовать фонды ОМС в государственные больничные кассы, обязав их отчитываться перед органами представительной власти и попечительскими (общественными) советами; перейти от системы оплаты счетов за оказанные услуги на сметное финансирование лечебных учреждений за счет средств территориальных больничных касс - оплачивать реальные затраты ЛПУ, обновив бюджетные методики, применяемые тарифными комиссиями при региональных управлениях здравоохранения для определения тарифов на медицинские услуги».
Российская партия жизни считает: «Приоритет государства в оказании квалифицированной медицинской помощи, в регулировании цен на лекарства. В качестве оптимального соотношения между государственной, страховой и частной медициной предлагается пропорция 60%:30%:10%, характерная для развитых стран... Предлагается законодательная инициатива, устанавливающая обязанность Президента отчитываться перед Федеральным собранием о состоянии здоровья нации. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения планируется выделение на медицину не менее 6-8% валового национального продукта».
Изучение партийных программ позволяет сделать вывод о том, что в своем большинстве они носят социальный характер. Часть предлагаемых рецептов социального оздоровления может быть взята государством на вооружение.
Что касается федеральных целевых программ (а вслед за ними подобные программы часто разрабатываются и в российских регионах), то в последнее время Правительство РФ активизировало их разработку и законодательное оформление. Это, видимо, связано как со значительным ростом в последние годы бюджетных поступлений за счет высокой цены на нефть (и благоприятным прогнозам на ближайшие 3-5 лет), так и заметно возросшей требовательностью Президента страны по вопросам разработки национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилья, развития сельской местности и др.
В целом, можно сделать вывод о том, что предпринятые еще с 2000 года усилия по стабилизации ситуации в стране, преодолению кризисных явлений 90-х годов (рост безработицы, массовые невыплаты заработной платы и т.д.) и принесли определенные положительные результаты. В значительной мере легализованы доходы, реформированы трудовые отношения, появились ростки социального партнерства, осуществлялась социальная защита населения и выплачивались пенсии, т.е. государством предпринимались определенные усилия по реализации ст. 7 Конституции Российской Федерации о социально ориентированной политике, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.