Какова главная целевая задача промышленной политики РФ на современном этапе социально-экономического развития страны?

В каких сферах экономики используются машины и оборудование, создаваемые в машиностроительном комплексе?

Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях экономики материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники.

Машиностроение представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей экономики. Основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня

В какие четыре группы объединяют продукцию машиностроительного комплекса в зависимости от рынка, на который ориентирована его продукция?

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их условно объединяют в 4 группы:

• группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энер-гетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;

• группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей, а также частично от спроса населения;

• электротехника, приборостроение, станкостроение – группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности, включая и само машиностроение;

• автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).

Какова главная целевая задача промышленной политики РФ на современном этапе социально-экономического развития страны?

В качестве целевой задачи промышленной политики РФ на современном

этапе социально-экономического развития страны намечена технологическая

модернизация экономики ради повышения конкурентоспособности отечественного производства продукции с высокой долей добавленной стоимости. Важнейшим условием решения этой задачи является способность машиностроительной индустрии обеспечить экономику высокопроизводительными технологиями, мощностями и средствами производства в необходимом качественном, структурном и количественном составе.

Среди основных задач в развитии машиностроения на предстоящие годы

следует выделить обеспечение реализации важнейших программных документов и инновационных проектов, таких так:

• План мероприятий по реализации в среднесрочной перспективе

приоритетных задач, предусмотренных Концепцией развития автомобильной

промышленности России.

• План мероприятий по развитию отечественного сельскохозяйствен-

ного машиностроения.

• План мероприятий по реализации Стратегии развития транспортно-

го машиностроения Российской Федерации на период до 2015 года.

• План первоочередных мероприятий по развитию станкоинструмен-

тальной промышленности на период до 2011 года.

• Обеспечение реализации важнейшего инновационного проекта го-

сударственного значения «Разработка и освоение серийного производства се-

мейства конкурентоспособных дизельных двигателей для автотранспортных

средств различного назначения» (головной исполнитель – ОАО «Заволжский

моторный завод»).

• Обеспечение реализации важнейшего инновационного проекта го-

сударственного значения «Создание семейства двигателей для грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям к выбросам вредных загрязняющих

веществ в Евро-2, Евро-3, Евро-4» (головной исполнитель – ОАО «КАМАЗ»).

• Обеспечение реализации важнейшего инновационного проекта

«Разработка и освоение производства гаммы отечественных универсальных

технологических роботов для массовых автоматизированных производств гражданской машиностроительной продукции».2

Российские предприятия машиностроения и металлообработки остро

нуждаются в техническом перевооружении, что увеличивает спрос на

станкоинструментальную продукцию.

Исходя из расчета накапливающейся неудовлетворенной внутренней потребности и реальных возможностей механизма

стимулирования спроса, должна быть поставлена цель – с учетом собственного производства и импорта достигнуть к 2015 г. годового объема внутреннего потребления на уровне 125-130 млрд. руб., что соответствует примерно 100 тыс.ед. механообрабатывающего оборудования.

Удовлетворение потребностей российского машиностроительного комплекса

в современных технологических средствах, в том числе за счет внутреннего

производства конкурентоспособного механообрабатывающего оборудования и инструмента позволит вывести само машиностроение на качественно новый уровень развития.

Наши рекомендации