Однако серьезным препятствием на пути ее реализации в РФ является, по-прежнему, бедность (за ее чертой живет более 30 млн. человек), нарастающая пропасть между бедными и богатыми.

2.2 Социальные нормативы и показатели, характеризующие уровень жизни населения

Основную роль в исследовании и анализа уровня жизни населения государства играют социальные нормативы. Они служат ориентирами направленности развития социальной сферы и научно обоснованны. При анализе уровня жизни населения различают следующие социальные нормативы:

-- развития материальной базы социальной сферы;

-- социального обеспечения и обслуживания;

-- доходов и расходов населения;

-- условий и качества жизни населения;

-- потребления населением материальных благ и платных услуг;

-- состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др.

Социальные нормативы делят на уровневые, которые выражают абсолютную и относительную величины нормы в натуральных, стоимостных показателях или процентах, и приростными, которые представлены в виде соотношения приростов двух показателей.

К уровню жизни имеет непосредственное отношение потребительский бюджет, суммирующий нормы потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по гендерным и возрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т.д. Также различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. К социальным нормативам относятся также и минимальный размер заработанной платы, и пособие по временной нетрудоспособности или по безработице для трудоспособных лиц, пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, размер стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

Рассмотрим основные индикаторы уровня жизни населения РФ.

Прожиточный минимум -- это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и взносы.

Начиная с 1 квартала 2000г. величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен. (Ст.1,4 Федерального закона № 134-ФЗ от 24.10.1997г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

Величина прожиточного минимума в субъектах РФ определяется каждый квартал в ценах отчетного периода по средним ценам продажи товаров -- представителей, предприятиями торговли всех форм собственности и устанавливается в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации -- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Величины прожиточного минимума устанавливаются отдельно на душу населения, для трудоспособного населения, для пенсионеров, для детей.

По данным Росстата, величина прожиточного минимума трудоспособного населения во втором квартале 2011 года составляла 7023 руб.

Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Определяется в соответствии с Федеральным законом № 134-ФЗ от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». До 1 января 2005 г. действовала потребительская корзина, установленная Федеральным законом № 201-ФЗ от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В связи с истечением срока действия данного Федерального закона принят новый Федеральный закон № 44-ФЗ от 31 марта 2006 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, в расчете на одного человека в год, выраженный в натуральных показателях, и устанавливается для трех основных социально-демографических групп населения - трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

По закону потребительская корзина должна пересматриваться раз в пять лет. То есть её состав мог измениться уже в 2011 году. Однако в конце прошлого года Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 годах», согласно которому все показатели потребкорзины остались на прежнем уровне. Правительство объяснило это тем, что с 2013 года потребительская корзина будет определяться по другой методике. Так, продукты питания будут включаться по нормам в натуральных объёмах, а непродовольственные товары -- по их доле в расходах малоимущих семей. Впрочем, до этого ещё далеко, а по нынешним нормам среднестатистическому россиянину вполне должно хватить 18 кв м. жилья и пол-яйца в день.

Минимальный потребительский бюджет - расчетная величина, характеризующая стоимостную оценку минимальных благ и услуг потребительского бюджета более высокого уровня по сравнению с прожиточным минимумом, обеспечивающая нормальное воспроизводство рабочей силы для работающих и жизнедеятельность для нетрудоспособных.

Стоимостная величина МПБ определяется в расчете на месяц с учетом индекса потребительских цен: МПБ = МПБбаз. х ИПЦ.

Базовый показатель минимального потребительского бюджета определяется по формуле:

МПБбаз.= ПП+НТ+У+С+ОП;


Наши рекомендации