Основные положения концепции Хэлфорда Макиндера
(1861-1947)- Теория континентального пространства. британский ученый и политический деятель.
Географические факторы оказывают непосредственное воздействие на ход исторического процесса;
Географическое положение во многом определяет потенциальную силу или, наоборот, слабость государства;
Технический прогресс изменяет географическую “среду обитания” государств и отражается ‑ позитивно или негативно ‑ на их потенциальном могуществе;
Евразия является центром глобальных политических процессов.
Heartland - "сердце мира", "сердцевинная земля", хартленд.=Pivotarea - Географическая ось истории, или осевой ареал; обозначает внутриконтинентальные евразийские территории, вокруг которых происходит пространственная динамика исторического развития. (В Новое время совпадает с территорией России).
Геополитическая карта мира состоит из трех основных частей:1)“осевая зона” (PivotArea) - бассейны рек Северного Ледовитого океана и двух внутренних морей: Каспийского и Аральского;2)“внешний полумесяц” (OuterCrescent) - территория Англии, США и Японии;3)“внутренний полумесяц” (InnerCrescent) - Индия, Китай, ЮВА.
«Тот, кто контролирует Восточную Европу, тот контролирует и “центральный материк”; тот, кто доминирует на “центральном материке”, тот доминирует на “мировом острове”; тот, кто правит “мировым островом”, тот правит миром».
“Внешний полумесяц” ‑ либеральная демократия. “Географическая ось” ‑ недемократический авторитаризм.
Цивилизации, проистекающие из “географической оси истории”, из самых внутренних пространств хартленда, имеют, по мнению Маккиндера, “авторитарный”, “иерархический”, “недемократический” и “неторговый характер”. В древнем мире он воплощен в обществе, подобном дорийской Спарте или Древнему Риму.
Извне, из регионов “островного полумесяца”, на Мировой Остров осуществляется давление так называемых “разбойников моря” или “островных жителей”. Для цивилизации “внешнего полумесяца” характерны “торговый” характер и “демократические формы” политики.
Зона “внутреннего полумесяца”, которая, будучи двойственной и постоянно испытывая на себе противоположные культурные явления, была наиболее подвижной и стала благодаря этому местом приоритетного развития цивилизации.
Любая континентальная держава (будь то Россия, Германия или даже Китай), захватившая господствующее положение в осевом регионе, может обойти с флангов морской мир, к которому принадлежала в первую голову Великобритания. Т.е. основная задача политики - препятствовать союзу России и Германии.
Для государства самым выгодным географическим положением было бы срединное, центральное положение. Признавал ведущую роль России в стратегическом смысле.
“Географическая инерция”: исходным пунктом в судьбе народов и государств является географическое положение занимаемых ими территорий; это географическое положение является “извечным”.
Повтор (ответы Вадима)
Вопрос 48 Макиндер
Особое место в истории геополитических исследований занимают идеи английского ученого Хальфорда Маккиндера. Х. Маккиндер исходил из предположения, что страны, контролирующие определенные участки континентального пространства, обладают преимуществом перед другими. В 1904 году в статье «Географическая ось истории» Х. Маккиндер назвал главным, «осевым» регионом мировой истории и политики внутреннее пространство Евразии. Государство, обеспечившее себе господство в этом регионе, могло бы, по его мнению, претендовать и на мировое господство. В последующем геостратег ввел понятие Мировой остров, под которым он понимал сплошной континентальный пространственный пояс, состоящий из Европы, Азии и Африки. Осевой регион получил название Хартленда, то есть Сердцевинной земли. В 1919 году в книге «Демократические идеалы и реальность» Х. Маккиндер сформулировал свой знаменитый постулат: тот, кто контролирует Восточную Европу, господствует в Хартленде; тот, кто господствует в Хартленде, господствует над Мировым островом; тот, кто правит Мировым островом, господствует над миром. Позиция Х. Маккиндера отражала интересы Великобритании того периода, опасавшейся чрезмерного усиления двух континентальных держав - Германии и России и особенно возможного союза между ними.
До первой мировой войны Х. Маккиндер считал Германию большим злом по сравнению с Россией. После окончания войны и победы русской революции он стал автором идеи «санитарного кордона», суть которого состояла в необходимости образования в Восточной Европе группы буферных государств, разделяющих Россию и Германию. Санитарный кордон должен был, с одной стороны, изолировать большевистскую Россию, а, с другой стороны, препятствовать господству в ключевом регионе как России, так и побежденной в войне Германии.
В конце своей жизни Х. Маккиндер достаточно точно спрогнозировал некоторые тенденции мирового политического развития второй половины XX века, одновременно пересмотрев свою прежнюю геополитическую концепцию. Он обозначил Северную Атлантику как Средиземный океан, являющийся опорной точкой всей Земли. И далее предположил, что прибрежные страны этого океана смогут сбалансировать могущество державы, доминирующей в Хартленде.
А презентация лутше будет.\
Теория континентального пространства
•
Географические факторы оказывают непосредственное воздействие на ход исторического процесса;
• Географическое положение во многом определяет потенциальную силу или, наоборот, слабость государства;
• Технический прогресс изменяет географическую “среду обитания” государств и отражается ‑ позитивно или негативно ‑ на их потенциальном могуществе;
• Евразия является центром глобальных политических процессов.
Геополитическая карта мира состоит из трех основных частей:
• “осевая зона” (Pivot Area) - бассейны рек Северного Ледовитого океана и двух внутренних морей: Каспийского и Аральского;
• “внешний полумесяц” (Outer Crescent) - территория Англии, США и Японии;
• “внутренний полумесяц” (Inner Crescent) - Индия, Китай, ЮВА.
Вопрос 49 хаусхофер
Германская геополитика, также как и английская, пыталась дать теоретическое обоснование внешнеполитического курса своей страны. Поскольку цели внешней политики кайзеровской, а затем гитлеровской Германии, носили откровенно агрессивный, захватнический характер, такой же характер имели и германские геополитические концепции. Уже Ф. Ратцель, исходя из принципов социал-дарвинизма, считал жизнеспособными только те государства, которые расширяют свои территории. Эти идеи развил Карл Хаусхофер, ставший центральной фигурой германской геополитики после первой мировой войны.
К. Хаусхофер ввел понятие «жизненного пространства» и рассматривал его расширение как условие существования всякого динамичного государства, претендующего на положение великой державы. Он воспринял идею противостояния континентальных и морских государств и сделал из нее вывод о том, что главным врагом Германии как континентальной страны является Великобритания. И хотя К. Хаусхофер видел возможность расширения жизненного пространства Германии на Востоке, он был сторонником союза России и Германии в рамках направленного против океанских держав евразийского блока. Несмотря на то, что многие концепции этого геополитика оказали влияние на внешнеполитическую деятельность национал-социалистов, их пути, в конце концов, разошлись. В конце второй мировой войны К. Хаусхофер был заключен в концлагерь, после освобождения из которого закончил жизнь самоубийством.
В 1913 г. опубликовал первый научный труд «Великая Япония». Участник Первой мировой войны, вышел в отставку в звании генерал-майора. Докторская диссертация, защищенная в Мюнхенском университете, была просвещена Японской империи. В ней впервые были сформулированы идеи «континентального блока» (своеобразного «евразийства»), предусматривающего необходимость создания германо-японского союза. Многие годы был профессором Мюнхенского университета, основал Институт геополитики и «Журнал геополитики». Развивая взгляды Ратцеля, Челлена, Маккиндера и идею Бисмарка о русско-германском союзе, Хаусхофер разработал теорию «континентального блока» или «жизненного пространства», ставшей официальной доктриной «третьего» рейха. В 1924 г. Хаусхофер опубликовал работу «Геополитика Тихого океана», в которой анализировалась роль местоположений на тихоокеанских побережьях в связи с возможными военными конфликтами. Среди его трудов необходимо также упомянуть «Границы в их географическом и политическом значении» (1927), «Геополитику панидей»(1931) и «Континентальный блок»(1941)
(Континентальный блок Берлин - Москва - Токио), особый вариант евразийства, предложенныйКарлом Хаусхофером, германским геополитиком в своей публикации Континентальный блок: Берлин - Москва - Токио. Эта геостратегическая концепция подразумевала союз в Евразии следующих стран: Испания, Италия, Франция, Германия, Россияи Япония, которые должны были являться противовесом талласократическому англосаксонскому союзу Британии и США[1].
Центром евразийского блока Карл Хаусхофер считал Россию и Германию, Япония же скорее фигурирует как необходимое дополнение[1].
...Евразию невозможно задушить, пока два самых крупных её народа — немцы и русские — всячески стремятся избежать междоусобного конфликта, подобного Крымской войне или 1914 году: это аксиома европейской политики...[1]
К вопросу по элитам.
*Однако, если для европейских стран характерен симбиоз либеральной модели демократии с активной ролью государства в качестве «социального арбитра» (так называемая германская модель), то в Соединенных Штатах как бы «законсервирована» классическая либеральная модель, правда претерпевшая определенные мутации во времена «нового курса» президента Ф.Д.Рузвельта и в годы построения «общества всеобщего благоденствия» (так называемая «атлантическая» модель).
* В свою очередь, немецкий политолог В.Меркель выделяет следующие пять критериев демократии: 1) честная система выборов; 2) политические свободы (мнения, информации, союзов); 3) соблюдение интересов государства во взаимоотношениях с негосударственными группами; 4) функционирующее разделение властей; 5) правовое государство, которое гарантировало бы всем гражданам равные права. В зависимости от того, какой из этих аспектов и насколько будет реализован, определяются различные типы режимов.
* Еще К.П.Победоносцев писал: «Инстинкты национализма служат для нее (демократии) разъединяющим элементом: каждое племя из своей местности высылает представителей – не государственной и народной идеи, но представителей племенных инстинктов, племенного раздражения, племенной ненависти – и к господствующему племени, и к другим племенам, и к связующему все части государства учреждению».