Сущность политической культуры и ее функции.

( в учебнике есть такая глава, но ТЕКСТА нет... Так что ответ по презентации Дуки + еще что-нибудь из другого учебника)

Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности (Конфуций, Платон, Аристотель), сам термин появился впервые много позже — в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в конце 50 — начале 60-х гг. нынешнего столетия в русле западной политологической традиции. Большой вклад в ее разработку внесли американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж. Шварценберг, голландец И. Инглхарт и другие.

Прелюдия к вопросу о культуре («проблема объяснения» в оригинале у Дуки)

Почему политические системы различаются? Почему одни страны авторитарные, а другие – демократические? Есть различие между странами, имеющим одинаковую политическую систему или политический режим. 1)Франция и США: в обоих странах существует президентская республика, но политическая практика разная. 2)Япония и Великобритания – эти страны имеют конституционную монархию и демократический режим, политическая жизнь в них достаточно различна. 3) Украина и Россия: долгая общая история, длительное время одна страна, но разная политическая жизнь после распада СССР.

Габриель Алмонд (1956 г.) проанализировал политические системы (пс):

- ПС = система деятельности: 1)ПС = система, т.е. «изменяющееся равновесие». 2)Базовый элемент ПС - социальная роль. 3)Каждая ПС основывается на совокупности смыслов и целей (ориентаций).

- Есть три компонента ориентации политической системы на деятельность и в отношении политики: 1) Когнитивная ориентация (Познание ) 2) Аффективная ориентация (Предпочтение) 3) Оценочная ориентация

- Объекты ориентации: а) Специфические роли или структуры. б) Обладатели ролей в) Различные виды публичной политики

Внимание!переход к самому действу (прелюдия завершилась): Политическая культура не совпадает с политической системой, она (за)дает ей внутреннее основание функционирования на индивидуальном уровне.

Два основных подхода к трактовке политической культуры. 1) субъективное содержание политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер).

2) видят в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.

Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения и проч. в политическом языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората.

Представления граждан о своей роли в политической системе: Участники, Подданные, Прихожане.

«Гражданская культура – это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль подданных. Еще более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены».

Даниель Элазар(1934-1999) «Культурная геология»: «Политические культуры и субкультуры являются результатом очень конкретных социо-культурных различий между народами (этнических, расовых, лингвистических и религиозных), действующих многие годы и возникших в самом начале цивилизации. Такие различия могут быть обнаружены внутри того, что обычно считается единой национальной группой, также часто, как и между разными группами».

Политическая культура – этосистема исторически сложившихся, относительно устойчивых репрезентативных («образцовых») убеждений, представлений, установок сознания и моделей («образцов») поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов и образуемой ими системы, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, определяющих ее основные направления и формы и тем самым обеспечивающих воспроизводство и дальнейшую эволюцию политической жизни на основе преемственности.

Функции политической культуры:

Идентификация - раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

Ориентация - характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

Предписание (программирование)

Адаптация— адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

Социализация - характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

Интеграция (дезинтеграция) (обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом)

Коммуникация. - обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

42. Структура политической культуры и ее типологизация. (пересекается с предыдущим вопросом, так что и его сюда можно)

Политическая культура — явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого (т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т.д.

Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском(где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.

+ у Дуки так: Базовые ориентации политической культуры. В отношении : а)политической организации. б)гражданского общества. в)государственного устройства. г)политической деятельности. д) политической экономии.

Три уровня (ракурса анализа) политической культуры:

1)Система (представления о ценностях и организациях системы) . примеры: Национальная гордость, Национальная идентичность, Легитимность правительства

2)Процесс (как должна действовать политика). примеры: Принципы построения правительства, Роль граждан, Понимание политических прав

3)Политический курс (ожидания). примеры: Роль правительства, Приоритеты политического курса правительства

Виды политических культур:Прошлое - Нормативная политическая культура / Настоящее - Реальная политическая культура /Будущее - Идеальная политическая культура.

Типы политических культур.

В основании типологии политических культур могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентаций граждан в политической игре (в частности моралистских, индивидуальных или традиционных — Д. Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр и др.)

Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге “Гражданская культура” - три “чистых” типа политической культуры: патриархальный, подданический, активистский.

Другое возможное деление: рыночной политической культуре (где политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида — Э. Баталов).

Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока и Запада

Наши рекомендации