Основные положения концепции А. Адлера

Субъективное восприятие действительности.Согласно концепции А. Адлера, мир воспринимается с позиции «системы отсчета», т.е., в сущности, проявляется феноменологическая ориентация. Адлер не отрицал внешнеобъективную обусловленность поведения человека, но считал ее менее значимой, чем влияние на сознание и подсознание ценностей, целей, представлений, системы самооценок и выводов, которыми руководствуется человек в своем реальном поведении. А отсюда ее центральное для психокоррекции Адлера понятие «частная логика», т.е. система представлений и способов рассуждений, свойственных данному клиенту. Любимый афоризм Адлера: «Надо смотреть не в рот человеку, а на его кулаки» (Мартин Лютер).

Целостность и целесообразность.Основной предпосылкой концепции Адлера выступает рассмотрение личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Поэтому основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиента, а не на межличностные. Отсюда следует положение о том, что все человеческое поведение носит целенаправленный характер. В коррекционной работе важен учет сразу трех моментов: 1)прошлого опыта клиента; 2)настоящей ситуации и 3) направления движения.

Комплекс неполноценности и компенсация.Появившаяся в 1907г. идея о неполноценности того или иного органа человека как существенного обстоятельства, оказывающего влияние на поведение, в совокупности с понятием компенсации стали фундаментальными положениями в концепции Адлера. Неполноценность, ее компенсация и социальная среда – это те переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству.

По Адлеру индивидуальность—это неповторимый путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни. Утверждая, что поведение личности целенаправленно, Адлер в своих ранних работах говорил о прототипе как о первичной форме адаптации индивида к жизни. Этот прототип формируется в течение от 3 до 5 лет жизни. Большинство прототипов неосознаваемы. Важно другое – как только прототип (план) адаптации возник, он становится костяком, который обрастает смыслами, почерпнутыми из жизненного опыта, и обладает направляющей силой.

Адлер считал, что цели поведения человека не меняются в течение жизни, изменяется только система отношений, а отсюда одна из основных задач – коррекция этих отношений. Идея Адлера лежит в основе последующей теории когнитивного диссонанса Фестингера.

Телеология вымысла – еще один базисный термин. Адлер предполагал, что люди живут вымыслом и представлениями о должном, и на поведение человека гораздо больше влияют ожидания, связанные с будущим, чем события прошлого. Адлер исходил из того, что люди, определяя с помощью вымысла свои личные цели, тем самым (посредством этих целей) определяют свое поведение и стиль жизни.

Удовлетворенность жизнью исходит от социального интереса как основы человеческого существования. По Адлеру, здоровая личность – это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предполагает социальное личностное чувство, поведение и когнитивное допущение.

Социальное личностное чувство – это принадлежность дому, общности, вера в других, мужество быть несовершенным, человечность, оптимизм. Социально-ориентированное поведение – это помощь, участие, кооперация, эмпатия, ободрение, улучшение, реформация, уважительность.

Когнитивные социально-ориентированные допущения: «Мои права и обязанности равны правам и обязанностям других»; «Мои личные цели могут быть достигнуты во благо общности»; «Выживание общества зависит от желания и способности граждан учиться жить вместе в гармонии»; «Я полагаю, что к другим стоит обращаться так же, как бы я хотел, чтобы другие обращались ко мне»; «Решающая мера моего характера то, какова степень, до которой я продвинут благополучием моего сообщества».

Идея социального интереса Адлера основана на предположении, что человек не самодостаточное существо, и поэтому он должен учиться взаимозависимости.

Цели коррекциивытекают из основных положений концепции. Их можно представить следующим образом:

Ø Снижение чувства неполноценности;

Ø Развитие социального интереса (персональной направленности);

Ø Коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.

Позиция психолога.Психологи, работающие в адлерианском русле, в центр своей деятельности выдвигают когнитивные аспекты психокоррекции, основная предпосылка их работы – найти ошибку «картине мира» клиента, из-за которой возникают психологические проблемы. Возможны четыре вида ошибок.

1. Недоверие.

2. Себялюбие.

3. Нереалистические амбиции.

4. Недостаток уверенности.

Требования и ожидания от клиента.Основное для клиента – занять партнерскую позицию, т.е. позицию «на равных» по отношению к психологу. От клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Главное направление совместного поиска – базисные ошибки в мышлении о мире, поиск возможностей их коррекции. Клиент трактуется как «растерявшийся», «обескураженный», поэтому подбадривание, обращения к его личностным ресурсам – важное условие совместной работы. В начале психокоррекционных воздействий именно клиент формулирует условие контакта: цели, план осуществления, возможные препятствия, пути эффективного преодоления и т.д.

Техники

Техника психокоррекционной работы данного направления включает в себя следующие процедуры: установление правильных отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента, подбадривание, поощрение развития самопонимания (инсайта) и помощь в переориентации. Эти процедуры соответствуют четырём этапам психокоррекции:

1. Установление правильных отношений.Основа этого этапа – формирование соответствующие установок в отношении клиента:уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание. Для этого используются коммуникативные навыки и умения.

2Анализ личностной динамики.Главное на этом этапе – добиться понимания, осознание специфики жизни клиента. Важное место уделяется опросу о целях жизни: «В чем вы видите свое предназначение?»; «Вам нравится то, на что вы расходуете свою жизнь?» и т.д. Для этого существуют специальные техники.

Опросник семейного созвездия содержит вопросы типа: «Как ваш отец относится к детям?»; «Кто был любимым ребенком в семье?»; «В каких отношениях вы были с отцом и матерью?»; «Каким ребенком вы были?» Смысл подобных вопросов – получить картину восприятия и раннего эмоционального опыта клиента, повлиявших на дальнейшее личностное развитие.

Набор вопросов «Раннее воспоминание». Спрашивается примерно следующее: «Я бы хотел услышать о ваших самых первых детских воспоминаниях»; «Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых ваших впечатлений»; либо «Хотелось бы услышать ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым шести годам жизни». Как правило, число таких просьб ограничивается четырьмя. В ответах клиента фиксируют: доминирующую тему; повторяющуюся реакцию; позицию (участник или наблюдатель); одиночество или включенность в группу; центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.

Анализ сновидения. В отличие от классического психоанализа в адлерианском подходе отсутствует фиксированная символика. Большое значение уделяется детским снам. Кроме того, сновидения рассматриваются как репетиция будущих действий.

Приоритеты. Выделяют четыре приоритетные ценности, важные для осмысления жизни: 1) превосходство; 2) контроль; 3) комфорт и 4) желание быть приятным. С целью установления свойственных клиенту приоритетов его просят рассказать о своем обычном дне: что он делает, как себя чувствует, что думает, чего избегает под любым предлогом и какие чувства вызывает у других. При этом в задачу консультанта не входит изменение приоритета, а только приложение усилий по осознанию его.

Подведение итогов. По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает текст резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры – нахождение главных ошибок в суждении о мире: гиперобобщения типа: «Нет в жизни счастья»; неверие и неосуществимые цели, например: «Я хочу нравиться всем»; ошибочное восприятие жизненных требований, например: «все несправедливы ко мне»; отрицание собственной основополагающей ценности типа: «Я – конченый человек»; мнимые ценности, например: «Главное – добиться своего, неважно, какой ценой».

От консультанта требуется ориентировка в системе осознаваемых допущений клиента по отношению к резюме.

3.Подбадривание.На этом этапе работы основная функция – признание личного мужества клиента, его духовных сил и главное – наличие свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.

4.Поощрение инсайта.Задача психолога – создание условий для инсайта (озарения) путем сочетания психологической поддержки и конфронтации, а также соответствующих интерпретаций с тем, чтобы высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни. В интерпретациях полезны намеки, подсказки и предложения, с помощью которой снижается уровень психологической защиты клиента. Реальное самопонимание – вот смысл третьего этапа.

5.Помощь в переориентации.Эта заключительная стадия работы известна также под названием «Воплощение инсайта в действие». Существуют социальные приемы, способствующие изменению прежних целей и принятию новых решений.

Антисуггестия (парадоксальная интенция) – смысл этой техники состоит в многократном увеличении пропорций нежелательной активности, благодаря чему обеспечивается помощь клиенту в осознавании неадекватности и неуместности нежелательных действий. Смысл техники не только в том, что она идет в ногу с защитными механизмами благодаря отлаженному механизму действия, но и в том, что принудительное, многократно усиленное осуществление действия, с которым следовало бы бороться, обесценивает это действие для клиента.

А.Ф. Бондаренко приводит следующий пример из собственной практики:

«Один из молодых руководителей жаловался на то, что когда он волнуется, начинает перекладывать вещи из кармана в карман. Наблюдения на работе и в группе показали, что при любом обострении ситуации клиент начал рассовывать по карманам предметы, снова выкладывать их на стол и т.д.

В один из острых моментов в группе тренинга ему предложили, как только он сосредоточился и стал перекладывать вещи, продолжать это делать и не обращать внимание больше ни на что. Через 10 мин вся группа как завороженная следила за клиентом. Через 15 мин клиент сказал, что ему уже надоело, но руководитель настоял на продолжении действий. Еще через 5 мин вся группа покатывалась со смеху, и клиент, вняв нашей нижайшей просьбе, сосредоточенно перекладывал вещи.

Через пол часа после начала процедуры потный и злой клиент выбежал из комнаты. После этого привычка практически не появлялась».

Действие «Если бы…». Данная психотехника основана на типичной жалобе: «Ах, если бы». Клиенту предлагается действовать так, словно пожелание «если бы» осуществилось. По сути, данная техника есть ролевая игра, в которой клиент изыскивает возможности компенсации неадекватных или неполноценных чувств, установок, действий, причем не только в ситуации общения с психологом с глазу на глаз, но и на протяжении определенного временного периода, например в промежутке между двумя коррекционными встречами.

Постановка целей и принятие обязательств. Правила использования этой техники просты: цель должна быть достижима, реалистична, а время – ограничено. «Делай только то, что приятно» — так сформулировал Адлер смысл этого приема. Если все же цель не осуществляется, ее можно пересмотреть. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желаемом для него направлении.

Поймай себя. Клиенту предлагается отслеживать свое деструктивное поведение, не падая в самообвинение, скорее с теплым юмором в отношении себя. Прием продуктивен, если клиент уже осознал свои цели и мотивирован к переориентации. В пользовании приема важна временная отсылка к прошлому: «Как прежде».

«Нажмите кнопки». Прием эффективен с клиентами, чувствующими себя жертвами противоположных эмоций. Клиенту предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие – приятные. После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние «нажатием кнопки», т.е. принимая решение о том, на каких образах или мыслях стоит сосредоточиться.

«Избегание плакунчика». Смысл этой техники – не попасть в ловушку той психологической позиции, с которой приходит клиент, в частности привычной поведенческой позиции типа: «Меня никто не любит, никому я не нужен». Психолог ни в коем случае не должен подкреплять эту позицию, наоборот, его задача – непрестанно поощрять поведение, соответствующее психологической зрелости, когда выбор самой позиции зависит от человека, от его свободного решения.

Наши рекомендации