Понятие, правовые источники, принципы права международных договоров.

Понятие, правовые источники, принципы права международных договоров.

Право международных договоров-это отрасль международного права, представляющая совокупность норм ипринципов, регулирующих порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров.
Право международных договоров занимает центральное место среди других отраслей международного права в силу того, что международный договор является основным источником международного права, определяя его содержание. Поэтому любое изменение, происходящее в праве международных договоров, оказывает влияние на другие отрасли международного права.
Определение понятия «международный договор дано в Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Из определения международного договора можно сделать вывод:
1) необходимым элементом договора является явно выраженное согласие сторон;
2) правом заключать договор обладают субъекты международного права;

3) договор может быть сложным по структуре (иметь приложения);
4) нет единого наименования договора (в практике используются различные термины: конвенция, соглашение, пакт, хартия, основы сотрудничества и т.д.).
Международный договор является важнейшим правовым средством для регулирования международного сотрудничества на современном этапе. Источниками права международных договоров до 80-х гг. ХХ в. являлся только международныйобычай, В настоящее время право международных договоров кодифицировано. Процедура заключения и прекращения действия договоров между государствами регулируется Конвенцией 1969 г., с участием международных организаций — Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. Порядок правопреемства государств в отношении международных договоров регламентирован Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. Республика Беларусь является участницей конвенций 1969 и 1986 гг. Хотя право международных договоров кодифицировано, международный обычай продолжает быть источником права международных договоров. Конвенция 1986 г. еще не вступила в силу, поэтому процедура заключения и исполнения международных договоров с участием международных организаций основывается на практике.
Кроме того, ряд вопросов, касающихся процедуры заключения многостороннего и двустороннего договоров, языка договора, его структуры не получили регламентации в конвенциях 1969 и 1986 гг. и освовываются на международном обычае.
Следует отметить важную роль национального законодательства в праве международных договоров. Конвенции 1969 и 1986 гг. содержат общие положения диспозитивного характера, касающиеся порядка заключения и прекращения действия международных договоров.детально регулируются указанные вопросы национальным законодательством. Так, в Конституцию Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.1) включены статьи, касающиеся компетенции Высших органов власти (Президент, Национальное собрание) подписывать и ратифицировать международные договоры (ст. 20, 97 Конституции).
В Законе от 23 июля 2008 г. «о международных договорах Республики Беларусь»2 подробно регламентируется процедура заключения, ратификации и прекращения действия международного договора.




Форма структура, язык и наименование договора. Классификация МД.

Классификация МД:

Количество участников данного МД

- двусторонние – на одной стороне может быть группа государств, если они объединены общей целью (мирные договоры после второй мировой войны; договоры в рамках ЕС, заключаемые с другими государствами-нечленами)

- региональные

- многосторонние

- общие – универсальные, в присоединении к которым заинтересовано каждое государство

Критерии

- закрытые – такие, к которым не может присоединиться ни одно другое иностранное государство

- полузакрытые – присоединиться к такому МД другое государство может только с согласия государств-участников

- открытые МД – договор, к которому может присоединиться любое государство. Все кодифицирующие универсальные МД (ВК 1969, 86, 78)

Объект МД

- политические договоры (об установлении дипломатических отношении, о границах, о дружбе и сотрудничестве)

- экономические (о торговом сотрудничестве, о предоставлении концессий, о расчетах, о кредитах)

- по специальным вопросам (о железнодорожных и других перевозках, о правовой помощи)

Форма МД

Элементы, с помощью которых воплощается МД. Подавляющее большинство МД – письменные договоры. Устные договоры (джентльменские соглашения) – коммюнике, заявления. В настоящее время государства предпочитают, чтобы даже устные договоренности должны иметь письменное подтверждение или фиксирование в СМИ. В 1946 г постоянные члены договорились о непостоянных членах в СБ ООН.

Форма МД – структура МД. Договор по своей структуре сложен, может содержать преамбулу (цели, задачи), основная часть, заключительная часть. Договоры могут быть с несложной структурой (из одной строчки) – об установлении дипломатических отношений «Установить дипломатические отношения…».

Обмен письмами – установление дипломатических отношений, например – или параллельные резолюции – практика международных организаций.

Язык МД.Нет положений в ВК 1969 года о языке МД. Действует обычная практика – договор заключается на языках участников МД. Для двустороннего договора это естественно. При возникновении споров о значении терминов обращаются обычно к общеупотребительному языку третьего государства. В многосторонних договорах – если заключение в рамках международных организаций – есть 6 официальных языков, на которых публикуются документы ООН. Правила альтерната – обязательный язык государства-участника договора должен учитываться – может не использоваться (когда это является санкцией за международное преступление) – мирные договоры 1947 года заключались на языках стран-победительниц.

Наименование МД

Нет строгих правил относительно названия МД. Может быть родовым понятием (Международный договор), акта (О нераспространении ядерного оружия), могут использоваться термины «конвенция», «соглашение», «пакт», «хартия».Само название МП-акта зависит от участников, оно может быть основой взаимоотношения. В зависимости от тех лиц, на уровне которых заключается МД, может быть и название МД. Установлено, что если договор заключается на уровне правительства – это межправительственное соглашение.

Процедура заключения МД

Нет специального документа, который бы касался процедуры заключения МД. Венская конвенция по праву МД имеет отдельные статьи по этому вопросу. Пробелы в праве МД объясняются тем, что ВК возлагала основную роль рассмотрения вопросов на государства и международные организации. В самой ВК 1969 г уделяется внимание вопросу представительства на переговорах при разработке текста МД, его одобрения и вопросы обязательности МД + регистрация и хранение МД.

Закон о МД РБ 26.07.2008 годаиграет особую роль. Не первый документ в области процедуры заключения МД в РБ (в 1991 г - первый), но является итоговым. С его принятием – все предшествующие законы о процедуре заключения МД теряют свою юридическую силу.

Процедура заключения МД отличается в зависимости от того, о каком договоре идет речь. СНГ – все МД делятся на межгосударственные договоры, межправительственные договоры (разница – кто подписывает) и межведомственные соглашения (практика, принятая только в рамках СНГ). В ВК такого деления нет. Процедура различна в зависимости от того, многосторонний это договор или двусторонний. Любой договор при своей разработке проходит определенные стадии Стадии выделяются доктриной МП.

Парафирование текста МД

Наиболее распространено в отношении двусторонних МД. Может применяться и в отношении многосторонних. На страницах этого МД ставятся инициалы тех представителей, которые занимаются разработкой текста. Если после парафирования обнаружена какая-то ошибка в договоре, то обычно с согласия сторон происходит изменение страницы или договора в целом. Обычно парафирование предназначено для того, чтобы государства дальше признали юридическую силу такого договора. Но юридической обязанности признать договор у государств нет. В 1988 г 33 государства парафировали соглашение об использовании минеральных ресурсов Антарктики. После этого Франция и Австралия отказались участвовать.

Подписание ад референдум

В многостороннем договоре есть заключительный акт. В приложение к нему дается текст данного МД, который может подписываться как способ установления аутентичности. Представитель государства заявляет, что необходимо согласие соответствующего органа данного государства. «Подписание под условием». Если соответствующий орган одобрил, то считается, что данный документ будет подписан с момента ад референдум.

Подписание документа

Играет двоякую роль. Подписание – установление аутентичности текста. Может играть иную роль. Если другая сторона задерживается с ратификацией, то подписавшая сторона может отказаться от его дальнейшего исполнения. Двусторонний договор может разрабатываться более упрощенными методами (на основе обмена нотами (письмами)) –установление дипломатических отношений… одно государство отправляет ноту с положениями договора. Вторая сторона посылает аналогичную ноту.

Третья стадия – признание обязательной юридической силы МД. ВК 1969 г дает различные способы признания силы МД:

1. Подписание

2. Ратификация

3. Утверждение и одобрение

4. Другие способы

5. Путем правопреемства (СНГ)

Договор вступает в силу при выполнении внутригосударственных процедур. Распространенным является признание силы МД путем подписания МД. Если договора принимаются на конференции, требуется голосование государств-участников за заключительный акт конференции (2/3), но обычно все соглашения под эгидой требуют ратификации государств. Если конференция не созывается, то это делается так, что ГА ООН принимает резолюции об одобрении данного МД и далее предлагает государствам этот МД подписывать или ратифицировать.

Действие МД во времени

1. С момента сдачи грамот

2. С момента подписания

В многостороннем договоре время вступления договора в силу определяется количеством ратификаций, которое указывается в самом МД. В ВК 1969 г указывается, что она вступает через 30 дней после сдачи последней ратификационной грамоты. В ВК 1961 г – 22 ратификации нужно для вступления МД в силу. Классификация договоров в зависимости от времени действия:

1. Срочные МД

Условно срочные МД – договор действует до тех пор, пока какая-либо сторона не заявит о денонсации МД. МД с автоматическим продлением – пока одна из сторон за 6 месяцев до истечения срока не заявил о денонсации МД

2. С неопределенным сроком действия

Время не указано. Обычно действует до тех пор, пока не будет заявлено, что данный МД денонсируется

3. Бессрочные МД

Действие МД в пространстве

Договор распространяется на территории государств-участников МД. если договор сам касается какой-либо территории (Антарктика), то для таких договоров характерно, что точно указываются границы действия МД.

Ст.34-38 ВК 1969 г посвящены вопросам о действии договоров в отношении третьих государств. Возникает вопрос, кто относится к третьим государствам. Разные виды третьих государств в зависимости от отношения к данному договору.

Третье государство – не участвовавшее в данном МД, могущее присоединиться и ратифицировать данный МД.

Государство может участвовать в МД, но не подписало его в нужный срок. Оно также будет являться третьим государством.

Государство участвовало в разработке, подписало договор, но отказалось от ратификации. Тогда оно также считается третьим (США и Римский устав).

Общее правило, которое установлено в отношении третьих государств, - МД не создает ни прав, ни обязанностей для третьих государств. Поэтому МД не распространяется на третьи государства. В то же время отдельные договоры могут представлять интерес для третьего государства и вызывать реакцию на заключение такого договора (Германия размещает ракеты на территории Польши, СССР протестует).

ВК 1969 г пошла по пути предусмотрения ситуации, когда договор может предусматривать и права, и обязанности для третьих стран:

· Может налагать договор обязанности на третьи государства, если из намерения государств-участников вытекает наложение обязательств

· Нужно официальное согласие такого третьего государства (ст.2 Устава ООН – принципы МП обязательны и для государств-нечленов)

· МД может предоставлять право третьему государству (должно вытекать из намерения государств и подразумевало согласие третьего государства – оно может заявить об ином) – право мирного прохода через проливы для всех государств

Обязанность прекращается в случае, если это вытекает из намерения государства и если есть официальное согласие третьего государства. Участники могут отменить право, если не оговорено, что обязательно требуется согласие третьей страны. Любое государства-неучастник МД может пользоваться по своему усмотрению положениями МД в качестве международного обычая.

Общим принципом действия договора в пространстве является то, что он ке создает ни прав, ни для третьихгосударств. Причем под третьими государствамипринимаются как государства, не являющиеся международного договора, так и государства, принимавшие участие в разработке договора, подписавшие его, но не ратифицировавшие его. Статья 34 Конвенции 1969 г. конкретизирует указанный принцип следующим образом: договор не создает прав, ни обязательств для третьих государств без его согласия.

Из такой трактовки вытекает возможность в исключительных случаях: при наличии согласия третьих государств распространять на них действие международного договора. Конвенция 1969 г. (ст. 35) устанавливает различные правовые режимы относительно распространения на третьи государства обязательств, установленных договором, и предоставления им прав. Так, Конвенция предусматривает, что обязательства для третьего государства, вытекающие из международных договоров, возникают, если, во-первых, у участников международного договора есть такое намерение и, во-вторых, если третьи государства в письменной форме выражают согласие принять такие обязательства. Кроме того, Конвенция (ст. 38) закрепляет возможность соблюдать обязательства, вытекающие из договора в своей практике, то есть применять их как обычные нормы международного права.
Относительно прав Конвенция 1969 г. (ст. 36) устанавливает, что:
1) они должны вытекать для третьего государства из договора;
2) участники договора имеют намерение предоставить права либо третьему государству, либо группе государств, к которой оно принадлежит, либо всем государствам;
3) третье государство соглашается с этим;
4) согласие третьего государства предполагается до тех пор, пока не будет доказательств противного, если договором не будет предусмотрено иное.
Согласно Конвенции 1969 г. отмена или изменение обязательств для третьего государства возможно только при согласии государств — участников договора и третьего государства, если договором не установлено иное.
Отмена или изменение прав для третьего государства участниками договора невозможны без согласия третьего государства, если договор закрепляет необходимость такого согласия (ст. 37 Конвенции 1969 г.).

Виды членства в МО.

Первоначальные члены. Те гос-ва кот участв в разраб УА и ратиф ее устав на тех условиях кот были в ней зафикс. Обычно в самих уставах говорится кто может быть членом. Устав ООН – ст 4. Миролюбивое, выполн устав, кот может и будет выполн устав. Вопрос о том кто гос-во – ГА обрат в МС ООН. Ответ – если миролюбиво, выполн устав, но вне зависимости от размера. Присоед члены. – вступ после создания. Должна отвеч критериям из устава. Для ООН надо не только подать заявление генсеку но и иметь рекоменд Совбеза и 2/3 участв в голосов – должны проголосов. Но может быть и упрощ процедра. Исп только в отнош ООН сее специализ учрежд. Если член ООН – то достаточно подать заявку на имя генсека МОТ, и оно без голосов становится членом (тоже самое между МВФ и МБРР). Ассоциированные члены. Исторически возникло в связи с тем, что в ЮНЕСКО членами стан не сами гос-ва но и подопечные терр. Их членство были асс. В ЕС сейчас, в СНГ, СЕ. Особенности: может участв в сессиях высш органа, исполн органа, приним участие в обсужд, но не может голосов. Особый хар-р в ЕС. 1991 – с эст, чех, венгр. В соглаш указ какие должны быть выполн условия. Частичные члены. Когда гос-во не стан членом, но входят в сост какого либо органа ООН. В частности швейцария долго не была члено ООН, но вход в комисс ЭКОСОС для стран европы. Имеет право голоса, платит огранич взносы.

Совет Европы.

Связь с ООН в том, что его Устав не должен противоречить Уставу ООН.

Старейшая региональная МО. Создана в 1949 году. 10-тью европ. гос-вами. В наст время – 47 членов. Построена на принципе смежности границ. Осн. цель – обеспечение демокр режима, верх-во закона и создание гарантий для соблюдения прав человека всех слоев населения, которые проживают на территории гос-в-членов СЕ. Также – достижениесоциального и эконом. Прогресса,сохранение и развитие культурных ценностей.

Компетенция СЕ. Вопросы соц-эконом развития, защита окруж среды, унификация законодательства стран-членов СЕ. Основные направл.деят-стиосуществляются на междгосуд, межпарлам и межрегион уровне. Каждому из этих направлений соответствуют свои органы. По межгосуд – комитет министров СЕ (министры ин дел гос-в – членов). Заседания – 2 раза в год. Но пост встречи - ежемесячно, на .уровне представителей. Является и высшим и исполнит.органом одновременно.

Компетенция: включение, исключение, выработка единой стратегии, разработка конвенций в рамках СБ (если какое-либо гос-во не выполн решения СЕ – оно выступает наблюдателем).Комитет явл. координирующим органом, который по всем вопросам принимает рекомендации и декларации. Но некот деклар. подлежат ратификации и в этом случае они будут обязательны для гос-в.

Комитет Министров СЕ – тот орган, кот представляет на ратификацию гос-вам проекты конвенций. Кодификационная деятельность – основная прерогатива КМ СЕ (170 конв).

Парламентская ассамблея СЕ – формирс учетом состава парламентов и полит партий, кот в нем представлены. Парламент каждого госва формир делегацию на сессию СЕ. Число делегатов зависит от кол-ва населения. 18 (18 заместителей) – это наибольшее число – франция, испания, россия, герм, италия. Люксембург – 2. В ней обяз должны присуств представители от ведущих партий данного парламента.

Голосование происходит независимо от государства, а в завис-ти от партии. Срок действия делегации ограничивается сроком сессии Парлм Ассамблеи.

ПА явл вспомог органом для Комитета министров: выносят рекоменд по приему и исключению гос-в, помогает в разработке той или иной конвенции, по различным вопросам выносит рекомендации и заключения. Для ПА характерно наличие различных комиссий.

Парламентская ассамблея СЕ осуществл контроль за соблюд прав человека в том или ином гос-веи происходит это в ходе парлам дебатов. Эти дебаты могут завершиться исключением гос-ва из СЕ, но без окончательного решения Ком-та Министров этот вопрос не разрешается.

Кроме парл ассамблеи внеуставным органом явл Конгресс региональных властей (1993). В него входят предст-ли регионов и общин, занимающиеся вопросами местного самоупр, т.е. в рамках региона. КРВ может выносить рекоменд Комитету Министров по вопросам развития.

Секретариат. Секретариат во главе с ген секретарем выбирается на 5 лет. Он доводит все решения до гос-в-членов.

Членство в СЕ налагает обязанности на гос-в членов:

1) Все должны приводить свое нац зак-во в соотв с зак-вом СЕ.

2) Ратиф европ конв и предотст право своим гражданам подавать жалобу на свое гос-во вЕвроп Суд по правам человека. Возражения гос-ва не имеют значения.

3) Решения Суда явл обязательными для гос-в членов

4) Комитет против пыток (в рамках европ конв против пыток) может без разрешения гос-ва посещать любое исправительное учреждение гос-в членов.

5) Мораторий на смертную казнь

6) Уст демокр полит режима. Здесь создана венецианская комиссия, кот следит за конституциями.

Ответственность МО

Так как МО – это субъект МП, она имеет как прав, так и несет ответственность.

Как и в отношении гос-в, в отношении к МО также нет конвенции об ответственности. (Сейчас комиссия ООН заканчивает разработку Проекта статей по данному вопросу). Следует обращаться к отдельным соглашениям: космическое право – конвенция за ущерб, причиненный космическим объектом 1972; Венская конвенция об ответственности за ядерный ущерб; соглашение между ООН и Кипром 1964 относит-но пребывания вооруженных сил ООН на территории Кипра как миротворческая деятельность (решался аопрос об ответственности за ущерб, который был причинен физ и юр лицам на Кипре).

Основания ответственности

МО несет отв-сть за действия своих органов или должностных лиц, если они превышают свои полномочия (выходят за рамки компетенции).

В доктрине выделяют несколько точек зрения по данному вопросу.

Американская доктрина исходит из того, что МО не может нести отв-сть, отв-сть несет гос-во, так как имеет свою территории.

Сейерстед считает, что МО обладает таким же объемом отв-сти, что игос-во, т.е. прямая отв-сть МО.

Проект статей об отв-сти исходит из того, что МО может нести прямую отв-сть за действия своих органов. Такая ответственность возникает, когда МО нарушает нормы международного права.

По большей части ответственность наступает, когда органы или должностные лица нарушают Устав МО или международное соглашение, либо международная организация своими действиями наносит ущерб.

Формы ответственности

Нематериальная: сатисфакция (официальные выражения сожаления или сочувствия, принесение извинений, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь места в будущем и т.д.)

Материальная: реституция (форма материального возмещения ущерба в результате неправомерного международного акта путём восстановления состояния, существовавшего до его совершения) и компенсация.

ПОЛНОМОЧИЯ

1. определяет существование угрозы миру, наличие нарушения мира или акта агрессии

2. делает рекомендации и выносит решения о мерах, необходимых для поддержания мира и безоп-ти.

3. может решать, какие меры применять для осущ-я его решений, и требовать от членов ООН проведения этих мер (Наприм.: разрыв эконом-х, дипломат.отношений; ж/д, воздушных связей).

4. Если вышеуказ. меры, по мнению СБ, недостаточны, он может предпринять принудительные действия с применением вооруж. силы.

· СБ имеет право формировать и применять вооруж. силы ООН для поддержания мира и безоп-ти.

· все члены ООН обязаны предоставлять по требованию СБ на установленный срок необходимые вооруж-е силы в его распоряжение+иную необходимую помощь. (Пример:Конго,Ливан).

Принцип единогласия великих держав в СБ – решения СБ по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них проголосовали 9 его членов. По другим вопросам тож самое, НО если хотя б 1 из пост.членов голосует против (право вето), решения НЕ приним-ся.

СБсобирается на заседания по мере необходимости. Созывает его председательСБ по своей инициативе, по просьбе членов ООН или по предложению Ген.сек-ря ООН. В заседаниях СБ могут уч-ть не только его члены, но и др.гос-ва (как члены ООН, так и нет):

· без права голосаСБ приглашает не членов СБ, если их интересы специально затронуты обсуждаемым в Совете вопросом или они являются стороной в споре, рассматриваемом в Совете.

· с правом голоса СБ может приглашать гос-во (если оно того пожелает), когда обсуждается вопрос об использовании военного контингента этого гос-ва, предоставленного им в распоряжение СБ.

СБ тесно взамодействуетс Ген.Ассамблеей, ЭКОСОС, Межд.судом, др. органами ООН. Ряд ф-ций СБ выполняет совместно с Ген Ассамбл.:прием новых членов, приостановление осущ-я прав и привилегий членов ООН, исключение из членов ООН, выборы судей Межд.суда, назначение Ген сек-ря.

Ст.29 Устава – СБ может учреждать также вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих ф-ций. Такие органы подразделяются на постоянные (Комитет по приему новых членов ООН, Военно-штабной комитет) и временные, создаваемые для изучения опр-ых сложных ситуаций, кот-е рассматриваются на заседаниях Совета (наприм.: Комиссия для рассмотрения положения, связанного с поселениями на оккупированной Израилем арабских территориях).

34.Эконом. и Соц. Совет (ЭКОСОС) ООН: формирование, деят-ть, ф-ции, полномочия, внутриорганизац-е особенности.

ЭКОСОС выполняет роль центра междунар. сотрудничества в эконом.и соц. областях

Задачи ЭКОСОС (их выполнение возложено на него совместно с Ген.ассамбл.):

1. Пов-е уровня жизни, полная занятость населения, эконом.и соц. прогресс

2. разрешение междунар.проблем в эконом, соц.области, в сфере здравоохранения, культуры, образования

3. всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка.

ПОЛНОМОЧИЯ ЭКОСОС

· предпринимает исследования и сост-ет доклады по вопросам эк-го, соц., культурного, образоват-го, здравоохр-го, правоохранительного положения в мире+ дает по этим вопросам рекомендации Ген.ассамблее, гос-членам и орг-м, вход-им в систему ООН.

· подготавливает проекты конвенций по этим вопросам для рассмотрения и одобрения ГА ООН.

· рассматривает доклады организаций.входящих в систему ООН, делает по ним рекомендации и заключает с этими орг-ми соглашения о тесном сотрудничестве и взаимодействии.

!!!ЭКОСОС проводит свою деят-ть в полном взаимодействии с ГА ООН и обязан снабжатьнеобходимой инфой СБ ООН, помогать ему в работе.

ЭКОСОС осущ-ет деят-ть СЕССИОННО. В начале года в Нью-Йорке – организационная сессия, летом – основная (обычно в Женеве).

У ЭКОСОС есть 3 комитета: по эконом-им??, по соц-ым??, по программе и координации. ЭКОСОС проводит встречи глав делегаций на уровне министров с целью обсуждения кардинальных вопросов деятельности ЭКОСОС.

ЭКОСОС состоит из 54 членов, избираемых ГА ООН на 3 года и обновляемых на 1/3 ежегодно. Выбывающий член ЭКОСОС может быть вновь избран в его состав.

В своей работе ЭКОСОС опирается на деятельность:

☺ организаций системы ООН, действующих вэконом и соц. областях (специализированные учреждения ООН, МАГАТЭ)

☺ вспомогательных органов :5 региональных комиссий (Эконом комиссия для Африки, эконом.комиссия для Европы и т.д.), 9 функциональных комиссий ( статистическая комиссия, Комиссия соц. развития, Комиссия по правам человека…), 4 постоянные вспомогательные комиссии (по программе и координации, по неправительственным организациям…).

В рамках ЭКОСОС работает ряд экспертных органов (по планированию развития; эконом., соц правам…).

35.Миротворческие операции (мир.оп.)ООН.

Миротворческие операции начиная с 1948 года – это внеуставная деят ООН, в то же время – большая роль. ОТЛИЧИЕ от прим колл сил по уставу ООН (7 глава):

*Колл силы – на осн резолюции совбеза – это санкция против гос-ва.

*Цельмир.операций имеет поддержание мира там, где раньше была война. Для проведения миротв операции нужна инициатива гос-ва. Либо нужно согласие гос-ва что на его терр будет провод миротв операция.

Мироп разл по хар-ру и структуре. Первая – 1956. Есть 3 типа мир.оп.:

1) Традиционные (Первые мир.оп.) →Между воюющими гос-ми есть соглашение о перемирии и вооруж силы гос-в вводятся на терр гос-в для соблюдения перемирия в демилит зону.

Цель – стабилизировать ситуацию в районе бывшего военного конфликта (т.е. КОНТРОЛЬ).

Участники–военный контингент.

2) С конца 80х годов. (1989 – 1990 в Намибии).

Намибия была оккупирована силами ЮАР. Неоднократно высказывались требования к юар. Началась освоб борьба. В 1989 году ЮАР решила вывести свои силы. →надо было осущ.контроль за этим. →По решению совбеза и по согласию намибии была проведена миротв операция.

Цели – контроль за выводом войск +построение гос органов, принятие конституции.

Уч-ки – впервые в состав вошли и гражд лица(полиц, эксперты).

После того как приняли конст в 1990 году миротв операция была завершена.

!!!Сейчас мир.оп этого типа являются постоянными. Характер и цели изменились т.к. измен хар-р вооруж конфликтов. Теперь большую роль имеют внутригос-е конфликты. В ходе них полит сист приходит в упадок →перед миротворцами другие задачи. →сейчас их сопровожд врем адм органы ООН. Они надел полномочиями, кот ранее принадл властным структурам.

Такая мир.оп. ООН в 1992 в Кампучии (камбодже). Все фин ср-ва, внешн политика были в руках органа (обучал население правам человека, создавал судебные органы). В 1993 году была разраб и принята новая конст и данная миротв операция была закончена.

3) Мир.оп., в ходе кот-х нельзя применять военн силу. Но они уполномочены на ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР. ПРИМЕРЫ:

1 – Впервые было применено в Конго в 1960 году. Чтобы заставить Бельгию вывести вооруж. силы из Конго началось провед миротв операции. Бельгия покинула терр Конго, но началась гражд война против официального Правит-ва. Чтобы прекратить это, совбез принял решение, что МИРОТВОРЧЕСКИЕ силы ООН должны участв-ть на стороне правит. Это называется «принуждение к миру».

2 – Сомали 1992 году. Вследствие засухи начался голод. Начала поставл-ся гуманит помощь, но была полная полит нестабильность. Транспорт не доходил.Без разрешения и согласия правит (3 тип) были введены миротв силы.Оппозиция стала нападать на миротворцев. Им разрешили применять оружие. План наладить ситуацию не удался→миротворцы начали выводить свой контингент.

3–1992 год Югославия. Соглашение о перемирии не соблюдалось. И миротворцам дали право участвовать в бомбардировках.

До 1992 года считалось что пост члены Сов.без не могут посылать свои миротворч. силы. Сейчас могут.

Функции миротворчества:

1) превентивная деятельность (недопущ перераст спора в конфликт)

2) миростроительство (не допускается развитие вооруж.конфликта)

3) миротворчество (проведение операций направленных на стабилизацию обстановки)

4) принуждение к миру

5) постконфл миростроительство (помощь в выходе изэконом, соц. кризиса)

ЗНАЧЕНИЕ МИР.оп.:

•Большей частью мир.оп. добивались своих целей. 1988 год – нобель дали ООН за проведение миротв операций.

•Заканч неудачно из-за отсутств законной власти.

Финансирование мир.оп.

1)гос-ва члены ООН уплач опред долю в фонд провед миротв операций,

2)иногда (на Кипре с 1964 года по наши дни) –гос-ва сами оплач.

3)Иногда гос-во приглашающее миротворцев – оплачивает.

ВЫВОД:

1 – По главе 7 примен коллектив.вооруж сил не получило практического закрепления.

2– У ООН так и не были созданы коллектив.вооруж силы, а есть нац контингент, кот-й действует под флагом ООН.

3–Военно-штабной комитет оказался невостребованным органом.

4– Совбез не может предотвратить вооруж. конфликты.его деят-ть критикуется

Понятие, правовые источники, принципы права международных договоров. - student2.ru Понятие, правовые источники, принципы права международных договоров. - student2.ru Понятие, правовые источники, принципы права международных договоров. - student2.ru


37. Понятие, история развития и возникновения, структура права внешних сношений

Право внешних сношений (ПВС) – совокупность МП-норм, регламентир-щих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юр. статус органов гос-ва, обеспеч-щих его представительство в сфере межгосуд. общения.

В основе ПВС лежат нормы диплом.и консул. права + нормы о представительстве гос-в при междунар. организациях и деятельность спец. миссий +нормы о торговых представительствах + нормы о статусе и деят-сти междунар. конференций.

Объект ПВС – те межвластные отношения политич. Х-ра, в к-х взаимодействуют участники, обладающие свойствами субъектов междунар. Права и представленные их офиц., специально созданными для осуществления этих отношений органами.

2-й признак ПВС – осуществление их спец. созданным аппаратом: органами внеш.сношений гос-ва и иных субъектов МП.

Сущность ПВС – право на внешние сношения, вытек-щие из суверенитета гос-ва, право на участие в жизни междунар. сообщества на основе суверенного =.

Понятие, правовые источники, принципы права международных договоров.

Право международных договоров-это отрасль международного права, представляющая совокупность норм ипринципов, регулирующих порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров.
Право международных договоров занимает центральное место среди других отраслей международного права в силу того, что международный договор является основным источником международного права, определяя его содержание. Поэтому любое изменение, происходящее в праве международных договоров, оказывает влияние на другие отрасли международного права.
Определение понятия «международный договор дано в Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Из определения международного договора можно сделать вывод:
1) необходимым элементом договора является явно выраженное согласие сторон;
2) правом заключать договор обладают субъекты международного права;

3) договор может быть сложным по структуре (иметь приложения);
4) нет единого наименования договора (в практике используются различные термины: конвенция, соглашение, пакт, хартия, основы сотрудничества и т.д.).
Международный договор является важнейшим правовым средством для регулирования международного сотрудничества на современном этапе. Источниками права международных договоров до 80-х гг. ХХ в. являлся только международныйобычай, В настоящее время право международных договоров кодифицировано. Процедура заключения и прекращения действия договоров между государствами регулируется Конвенцией 1969 г., с участием международных организаций — Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. Порядок правопреемства государств в отношении международных договоров регламентирован Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. Р

Наши рекомендации