Комплект заданий для контрольной работы (доклада, презентации)

по дисциплине «Международные конфликты»

Тема I. Роль геополитики в развязывании и предотвращении международных конфликтов в мировом политическом процесса.

Вариант 1

Задание 1.Что такое геополитика как научное направление и политическая практика государства?

Задание 2 . Геополитические теории и доктрины, существенным образом повлиявшие на ход мировой истории ХХ и ХХ1 в.в.

Задание 3. Методы и способы реализации геополитических теорий, концепций, доктрин, ведущие к вооруженным конфликтам.

Задание 4. Соотношение «государства» и «цивилизации» как геополитических субъектов мировых процессов.

Задание 5. Конфликтогенная сущность транснациональных структур.

Вариант 2

Задание 1. Причины возникновения геополитики. Факторы, повлиявшие на зарождение и развитие геополитики.

Задание 2. Ведущие геополитические школы, их сущностные отличия.

Задание 3. Общие законы и основные закономерности геополитики.

Задание 4. Роль борьбы за пространства (во всем его многообразии) в мировых исторических процессах.

Задание 5. Какие законы геополитики и доктрины формируют мир ХХ1 века?

Тема II. Россия в геополитическом пространстве ХХ1 века

Вариант 1

Задание 1. Геополитика России: сущность, отличительные особенности от геополитики Запада.

Задание 2. Доктринальная сущность концепций «Москва – Третий Рим» и геополитический центр Евразии, их проявление в конце ХХ начале ХХ1 в.в.

Задание 3. Россия – геополитический центр глобальной справедливости и безопасности.

Вариант 2

Задание 1. Россия как лидер и хранитель православно – славянского мира.

Задание 2. Россия – геополитический центр евразийского пространства и собиратель народов Евразии.

Задание 3. Роль России в сдерживании глобальной дестабилизации.

А (90-100%) Решены все поставленные задачи, даны верные ответы на все вопросы, дан объективный прогноз.
В (82-89%) Даны частично правильные ответы, число ошибок незначительно (не более 30% от общей доли).
С (75-81%) Даны частично правильные ответы, число ошибок не превышает 50% от общей доли.
D (67-74%) Количество неправильных ответов превышает правильные (до 70% процентов)
Е (60-66%) Количество неправильных ответов превышает правильные (до 90%)
F (менее 60%) Даны полностью неправильные ответы или не даны вовсе.

Составитель ________________________ Л.Г. Ивашов

«____»__________________20 16 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный лингвистический университет»

Кафедра теории и истории международных отношений

Темы групповых и/или индивидуальных презентаций

по дисциплине « Международные конфликты»

1. Сущность ведущих геополитических школ, их теоретические и прикладные цели:

- глобальные цели немецкой классической геополитики;

- нацеленность англо – саксонской геополитики на мировое владычество;

- устремленность геополитики Китая;

- удерживающая роль русской геополитики.

2. Теория культурно – исторических типов Н.Я. Данилевского:

- культурно – исторические типы (цивилизации) – главные акторы мировых исторических процессов;

- культурно – цивилизационный код, матрица и система духовно – нравственных ценностей как основа мировых цивилизаций и их геополитических доктрин;

- Европа враждебна России и славянскому миру.

3. Геополитический проект СССР:

- геополитические причины революции 1917 г. в России;

- геополитический выбор Советской власти;

- геополитика СССР как продолжение и развитие концепций славянофилов и евразийцев;

- глобальная геополитическая миссия СССР во второй мировой войне;

- послевоенная модель системы международной безопасности;

- сущность и содержание «холодной войны» в контексте закона фундаментального дуализма.

4. Распад СССР – геополитическая катастрофа мира:

- попытки США реализовать концепцию однополярного миропорядка;

- разрушение системы международной безопасности;

- союз англосаксонской элиты, транснационального капитала и теневых сообществ;

- утрата государствами международной правосубъектности и выход на мировую арену цивилизаций.

5. Мировые процессы начала ХХ1 века:

- возрождение глобального противостояния по оси Запад – Восток;

- столкновение цивилизаций: попытки Запада разрушить православно - славянскую и исламскую цивилизационные матрицы;

- геополитическое противостояние США и Китая;

- отношения США и Европы – союз или противоборство?

- сущность и перспективы «геополитической матрешки»: Евразийский союз – ШОС – БРИКС.

Критерии оценки:

А (90-100%) Студент активно занимался подготовкой презентации, отлично ориентируется в представляемой теме, грамотно использует метод геополитического анализа, делает правильный прогноз. Сама презентация интересна, логична, содержит много глубокой информации.
В (82-89%) Студент активно занимался подготовкой презентации, хорошо ориентируется в представляемой теме. Метод геополитического анализа использует, но увлекается фактическим изложением материала.
С (75-81%) Студент занимался подготовкой презентации, однако слабо использует геополитику при изложении фактологического материала. Нет геополитических выводов, анализа и прогноза.
D (67-74%) Студент был пассивен во время подготовки презентации, с большим трудом ориентируется в представляемой теме. Геополитические знания не применяет. Презентация получилась очень слабая.
Е (60-66%) Студент слабо занимался подготовкой презентации. Плохо ориентируется в представляемой теме. Геополитика отсутствует. Презентация нелогична и неинтересна.
F (менее 60%) Презентация не получилась в силу отсутствия геополитических знаний по теме. Студент не освоил сущности предмета обучения – геополитики. Презентация не отвечала предъявляемым требованиям.

Составитель ________________________ Л.Г. Ивашов

«____»__________________20 16 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный лингвистический университет»

Кафедра теории и истории международных отношений

Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола

1. Как геополитика управляет мировыми процессами? Геополитические идеи, концепции, доктрины, стратегии.

2. Противоборство геополитических идей и доктрин в ХХ столетии.

3. Геополитические причины поражения СССР (России).

4. Попытки построения однополярного миропорядка: отсутствие теории такового, противоборство цивилизаций, тенденция к многополярности.

5. Геополитическое положение РФ в конце ХХ столетия.

6. Миропорядок ХХ1 века (вариант бесконфликтного мира) .

Критерии оценки:

А (90-100%) Студент активен, отлично ориентируется в обсуждаемых на занятиях темах, демонстрируя способность к геополитическому осмыслению и анализу получаемых знаний, способность к самостоятельной подготовке.
В (82-89%) Студент активен, хорошо ориентируется в обсуждаемых на занятиях темах, периодически демонстрируя способность к геополитическому осмыслению и анализу получаемых знаний.
С (75-81%) Студент активен, неплохо ориентируется в обсуждаемых на занятиях темах, но недостает знаний и способности к геополитическому анализу.
D (67-74%) Студент не активен, слабо ориентируется в обсуждаемых на занятиях темах, геополитику освоил недостаточно.
Е (60-66%) Студент пассивен, нестабильно участвует в обсуждениях во время занятий, не знает законов, закономерностей геополитики.
F (менее 60%) Студент либо не посещал занятия, либо не участвовал в работе.

Составитель ______________________ Л.Г. Ивашов

«____»__________________20 16 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный лингвистический университет»

Кафедра теории и истории международных отношений

Наши рекомендации