Комплект заданий для контрольной работы (доклада, презентации)
по дисциплине «Международные конфликты»
Тема I. Роль геополитики в развязывании и предотвращении международных конфликтов в мировом политическом процесса.
Вариант 1
Задание 1.Что такое геополитика как научное направление и политическая практика государства?
Задание 2 . Геополитические теории и доктрины, существенным образом повлиявшие на ход мировой истории ХХ и ХХ1 в.в.
Задание 3. Методы и способы реализации геополитических теорий, концепций, доктрин, ведущие к вооруженным конфликтам.
Задание 4. Соотношение «государства» и «цивилизации» как геополитических субъектов мировых процессов.
Задание 5. Конфликтогенная сущность транснациональных структур.
Вариант 2
Задание 1. Причины возникновения геополитики. Факторы, повлиявшие на зарождение и развитие геополитики.
Задание 2. Ведущие геополитические школы, их сущностные отличия.
Задание 3. Общие законы и основные закономерности геополитики.
Задание 4. Роль борьбы за пространства (во всем его многообразии) в мировых исторических процессах.
Задание 5. Какие законы геополитики и доктрины формируют мир ХХ1 века?
Тема II. Россия в геополитическом пространстве ХХ1 века
Вариант 1
Задание 1. Геополитика России: сущность, отличительные особенности от геополитики Запада.
Задание 2. Доктринальная сущность концепций «Москва – Третий Рим» и геополитический центр Евразии, их проявление в конце ХХ начале ХХ1 в.в.
Задание 3. Россия – геополитический центр глобальной справедливости и безопасности.
Вариант 2
Задание 1. Россия как лидер и хранитель православно – славянского мира.
Задание 2. Россия – геополитический центр евразийского пространства и собиратель народов Евразии.
Задание 3. Роль России в сдерживании глобальной дестабилизации.
А (90-100%) | Решены все поставленные задачи, даны верные ответы на все вопросы, дан объективный прогноз. |
В (82-89%) | Даны частично правильные ответы, число ошибок незначительно (не более 30% от общей доли). |
С (75-81%) | Даны частично правильные ответы, число ошибок не превышает 50% от общей доли. |
D (67-74%) | Количество неправильных ответов превышает правильные (до 70% процентов) |
Е (60-66%) | Количество неправильных ответов превышает правильные (до 90%) |
F (менее 60%) | Даны полностью неправильные ответы или не даны вовсе. |
Составитель ________________________ Л.Г. Ивашов
«____»__________________20 16 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Кафедра теории и истории международных отношений
Темы групповых и/или индивидуальных презентаций
по дисциплине « Международные конфликты»
1. Сущность ведущих геополитических школ, их теоретические и прикладные цели:
- глобальные цели немецкой классической геополитики;
- нацеленность англо – саксонской геополитики на мировое владычество;
- устремленность геополитики Китая;
- удерживающая роль русской геополитики.
2. Теория культурно – исторических типов Н.Я. Данилевского:
- культурно – исторические типы (цивилизации) – главные акторы мировых исторических процессов;
- культурно – цивилизационный код, матрица и система духовно – нравственных ценностей как основа мировых цивилизаций и их геополитических доктрин;
- Европа враждебна России и славянскому миру.
3. Геополитический проект СССР:
- геополитические причины революции 1917 г. в России;
- геополитический выбор Советской власти;
- геополитика СССР как продолжение и развитие концепций славянофилов и евразийцев;
- глобальная геополитическая миссия СССР во второй мировой войне;
- послевоенная модель системы международной безопасности;
- сущность и содержание «холодной войны» в контексте закона фундаментального дуализма.
4. Распад СССР – геополитическая катастрофа мира:
- попытки США реализовать концепцию однополярного миропорядка;
- разрушение системы международной безопасности;
- союз англосаксонской элиты, транснационального капитала и теневых сообществ;
- утрата государствами международной правосубъектности и выход на мировую арену цивилизаций.
5. Мировые процессы начала ХХ1 века:
- возрождение глобального противостояния по оси Запад – Восток;
- столкновение цивилизаций: попытки Запада разрушить православно - славянскую и исламскую цивилизационные матрицы;
- геополитическое противостояние США и Китая;
- отношения США и Европы – союз или противоборство?
- сущность и перспективы «геополитической матрешки»: Евразийский союз – ШОС – БРИКС.
Критерии оценки:
А (90-100%) | Студент активно занимался подготовкой презентации, отлично ориентируется в представляемой теме, грамотно использует метод геополитического анализа, делает правильный прогноз. Сама презентация интересна, логична, содержит много глубокой информации. |
В (82-89%) | Студент активно занимался подготовкой презентации, хорошо ориентируется в представляемой теме. Метод геополитического анализа использует, но увлекается фактическим изложением материала. |
С (75-81%) | Студент занимался подготовкой презентации, однако слабо использует геополитику при изложении фактологического материала. Нет геополитических выводов, анализа и прогноза. |
D (67-74%) | Студент был пассивен во время подготовки презентации, с большим трудом ориентируется в представляемой теме. Геополитические знания не применяет. Презентация получилась очень слабая. |
Е (60-66%) | Студент слабо занимался подготовкой презентации. Плохо ориентируется в представляемой теме. Геополитика отсутствует. Презентация нелогична и неинтересна. |
F (менее 60%) | Презентация не получилась в силу отсутствия геополитических знаний по теме. Студент не освоил сущности предмета обучения – геополитики. Презентация не отвечала предъявляемым требованиям. |
Составитель ________________________ Л.Г. Ивашов
«____»__________________20 16 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Кафедра теории и истории международных отношений
Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола
1. Как геополитика управляет мировыми процессами? Геополитические идеи, концепции, доктрины, стратегии.
2. Противоборство геополитических идей и доктрин в ХХ столетии.
3. Геополитические причины поражения СССР (России).
4. Попытки построения однополярного миропорядка: отсутствие теории такового, противоборство цивилизаций, тенденция к многополярности.
5. Геополитическое положение РФ в конце ХХ столетия.
6. Миропорядок ХХ1 века (вариант бесконфликтного мира) .
Критерии оценки:
А (90-100%) | Студент активен, отлично ориентируется в обсуждаемых на занятиях темах, демонстрируя способность к геополитическому осмыслению и анализу получаемых знаний, способность к самостоятельной подготовке. |
В (82-89%) | Студент активен, хорошо ориентируется в обсуждаемых на занятиях темах, периодически демонстрируя способность к геополитическому осмыслению и анализу получаемых знаний. |
С (75-81%) | Студент активен, неплохо ориентируется в обсуждаемых на занятиях темах, но недостает знаний и способности к геополитическому анализу. |
D (67-74%) | Студент не активен, слабо ориентируется в обсуждаемых на занятиях темах, геополитику освоил недостаточно. |
Е (60-66%) | Студент пассивен, нестабильно участвует в обсуждениях во время занятий, не знает законов, закономерностей геополитики. |
F (менее 60%) | Студент либо не посещал занятия, либо не участвовал в работе. |
Составитель ______________________ Л.Г. Ивашов
«____»__________________20 16 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Кафедра теории и истории международных отношений