Понятие государственного и муниципального управления

Понятие государственного и муниципального управления

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти.

В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.

Муниципальное управлениевыступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории.

Муниципальное управление в РФ строится на основе Конституции РФ и нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры муниципальных органов и их компетенции, а также распределение государственных финансовых фондов и иных ресурсов между органами государственной власти и муниципального управления.

Предпосылки изменений и реформирования в ГиМ управлении

Из лекции, 1я тема.

- конкуренция на мировых рынках и необходимость привлечения инвестиций связанных с формированием благоприятного и инвестиционного климата.

- повышение требовательности потребителей государственных услуг качеству государственного управления.

- необходимость общественного признания и аргументации эффективности деятельности.

Повышение эффективности государственного и муниципального управления

Необходимость достижений большей эффективности госрасходрв и пересмотров гос политик и программ.

Переосмысление роли масштабов госрегулир и обЪемовгос сектора.

Необходимость повышения доверия общества гос-ым институтам.

Успешность реформ связанос с наличием определенных условий.

выделяются различные виды эффективности государственного управления:

- экономическую, отражающую эффективность проводимой государством экономической политики, эффективность протекающих процессов и явлений (экономического роста, использование ресурсов, приватизации, инвестиций, государственного сектора экономики и т.д.);

- социальную, позволяющую определить эффективность социальной политики государства, решения социальных проблем жизнедеятельности общества, его различных групп и классов. Главный критерий социальной эффективности государственного управления – повышение качества и уровня жизни человека.

- экологическую, связанную с использованием окружающей среды, реализацией природоохранных мер;

- внешнеэкономическую,отражающую взаимовыгодное экономическое сотрудничество с государствами на международной арене, в международном разделении труда, в области кредитно-денежных отношений, при обмене новейшими технологиями и т.д.

Выделяется также эффективность отраслевого, регионального и местного управления и самоуправления.

Понятие административной реформы, предпосылки её проведения

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА - преобразование связанной системой, структурой, полномочиями, функциями и механизмами деятельности органов исполнительной власти, в том числе и организации, предоставление государственных услуг обществу.

ПРЕДПОСЫЛКИ:

- потребность сокращ.бюджетных расходов.

- рекстуризация структуры государственной власти.

Модель

Из лекции

Модели регулирования.

Основные модели:

На выбор модели оказывает влияние на общие развития, особенности развития страны и тд

• американская модель, или модель капитализма или англосаксонская (это либеральная рыночная модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности рыночно-конкурентного механизма и социальной диференсации)

⁃Рольгосударствавэкономикеснижена.

⁃ 1. Инструментырегулированияосуществлениячерезгосударственный заказ, который выдается на конкурсной основе и касается продукции тех отраслей экономики, в которых гос-во заинтересовано.

2. законодательное ограничение монополий (есть антимонопольное законодательство)

0. Отраслевое регулирование

0. Финансовые стимулы;

0. Субсидии и дотации.

• Шведская или скандинавская модель.

Специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда.

Важной частью здесь является централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области з/п с участием профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц.

Цели которые преследовались: полная занятость и выравнивание доходов.

Принципы:

1 высокий уровень развития политической культуры;

2 кооперационный характер отношений между различными группами и слоями населения.

В экономической сфере- высокая конкурентоспособность в промышленности базирующаяся на особом секторе экономики.

В социальной области- возросло значение человеческого капитала.

Эта модель базируется на получении своеобразной технологической ленты получаемой страной на внутренних и внешних рынках за высокое качество и инновационость продукции.

• центрально-европейская или германская модель.

Это модель социального рыночного хозяйства, расширение конкурентных начал которой ввязывает созданием особой социальной инфраструктуры.

Или

В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации разработан и внедрен целый комплекс законодательных мер: принят пакет федеральных законов антикоррупционной направленности, в том числе, закон «О противодействии коррупции» [1], в котором установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. На основе принятия данного закона были внесены изменения в федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» [2], «О лицензировании отдельных видов деятельности» [З], также, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях [4], предусматривающие поэтапную отмену лицензирования 40% установленных видов деятельности. Помимо федеральных законов, к профилактическим мерам противодействия коррупции можно отнести принятие указов Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» [5] и «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» [6] Наряду с нормативно-правовым закреплением механизмов противодействия коррупции в России принят ряд планово-программных документов, регламентирующих порядок деятельности органов государственного управления и иных субъектов хозяйствования по реализации антикоррупционной политики. Основой для этого стал «Национальный план противодействия коррупции» [7], который закрепил основы государственной антикоррупционной политики, в том числе необходимость принятия закона о противодействии коррупции, и задачи по ее совершенствованию. В плане предусмотрены основные механизмы, обеспечивающие антикоррупционную политику государства, такие как: конфискацию имущества, нажитого незаконным путем; обязательное декларирование государственными служащими и их близкими родственниками своих доходов и имущества; возврат из-за границы имущества, скрытого от государственного контроля; строгое нормирование порядка поступления на работу в коммерческие структуры после увольнения из государственных органов; усиление ответственности за взятки сотрудникам коммерческих фирм и «коммерческий подкуп»; штрафы за передачу акций и иного имущества лицам, выполняющим государственно-управленческие функции; усиление социальных и правовых гарантий для ответственных работников государственных структур.

ИЛИ

Имеются различные признаки классификации планирования по видам, срокам, формам и другим признакам. С точки зрения обязательности принятия и выполнения плановых заданий оно подразделяется на директивное и индикативное планирование. Директивное планирование характеризуется обязательным принятием и выполнением плановых заданий, установленных вышестоящей организацией для подчиненных ей предприятий. Директивное планирование пронизывало все уровни системы социалистического централизованного планирования (предприятия, отрасли, регионы, экономику в целом), сковывало инициативу предприятий. В рыночной экономике директивное планирование используется на уровне предприятий при разработке их текущих планов.

Индикативное планирование - это форма государственного регулирования производства через регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других показателей. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы — это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления. В составе индикативного плана могут быть и обязательные задания, но их число весьма ограничено. Поэтому в целом план носит направляющий, рекомендательный характер. Применительно к предприятиям (организациям) индикативное планирование чаще применяется при разработке перспективных планов.

Необходимо различать перспективное планирование, прогнозирование, стратегическое планирование, тактическое планирование и бизнес-планирование, которые взаимосвязаны, образуют единую систему и в то же время выполняют различные функции и могут применяться самостоятельно. Как уже отмечалось выше, перспективное планирование основано на прогнозировании. Прогнозирование является базисом, фундаментом перспективного планирования и в отличие от него основано на предвидении, построенном на экономико-математическом, вероятностном и в то же время научно обоснованном анализе перспектив развития предприятия в обозримом будущем.

Стратегическое планирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, определяет основные направления развития предприятия (организации) и, что особенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию его общей цели. Миссия детализирует статус предприятия (организации) и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Тактическое планирование в отличие от перспективного и стратегического планирования охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и направлено на реализацию выполнения этих планов, которые конкретизируются в комплексных планов социально-экономического развития предприятия.

14. Система плановых и прогнозных макроэкономических показателей.

Суть макроэкономического планирования заключается не в разработке и доведении многочисленных показателей для выполнения, а в научной постановке целей будущего развития и выработке действенных средств и возможностей для их реального достижения. Общегосударственное индикативное планирование направлено на сочетание всех факторов производства и поддержания сбалансированности натурально-вещественных и финансово-ценовых потоков, обеспечения рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответствующих плановых документах.

ИЛИ

Основой разработки плановых, программных и прогнозных документов являются показатели, позволяющие всесторонне описать социальные и экономические процессы и явления, сформировать, представить и обосновать задания плана, программы, прогноза на проектируемый период.

Показатель — это качественно-количественное представление объекта: социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная — придает объекту количественную определенность.

Показатели, выступающие в качестве основного мерила состояния объекта, называются критериями. Например, критерий эффективности производительности труда отражает меруэкономического эффекта, полученного при затратах живого труда. В качестве критерия эффективности могут выступать максимум прибыли, минимум трудовых затрат и др. Критерий оптимальности — это показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернативных вариантов) и выбора наилучшего из них.

При разработке плановых и прогнозных документов на всех уровнях управленческой иерархии используется, как правило, не отдельно взятый показатель, а система взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга показателей. При формировании системы показателей необходимо соблюдать следующие требования:

показатели должны раскрывать сущность и содержание объекта (процесса, явления); комплексно отражать особенности объекта соответствующего уровня иерархии с позиции его вещественного и стоимостного состояния; соответствовать целям и задачам социально-экономического развития, социальной ориентации национальной экономики; ориентировать на более полное и эффективное использование ресурсов, повышение качества работы во всех звеньях и сферах общественного производства; иметь методологическое единство и сопоставимость с показателями учета и статистики, системы национальных счетов; обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться; быть гибкими и адаптивными, что обеспечивает возможность формирования, во-первых, системы показателей, во-вторых, возможность вхождения в систему более высокого или низкого порядка.

В зависимости от содержания и направления использования всю совокупность показателей, применяемых в планировании и прогнозировании, можно сгруппировать следующим образом:

натуральные и стоимостные;

количественные и качественные;

абсолютные и относительные;

утверждаемые и расчетные;

индикативные и справочные;

синтетические и индивидуальные.

Натуральные показатели характеризуют материально-вещественную сторону производства, потребительские свойства продукции (услуги), ее качество. Они позволяют установить соответствие между объемом производства продукции (услуги) в ее материально-вещественной форме и потребностью в ней, внутриотраслевые и межотраслевые связи, направления движения товарных потоков. Натуральные показатели измеряются в натуральных единицах (тонны, метры, километры, штуки и т.д.).

Ввиду многообразия типов и видов выпускаемой продукции (услуг), имеющей одинаковое назначение, используются условно-натуральные показатели. Они устанавливаются путем приведения этого многообразия к единому измерителю через переводные коэффициенты. Например, все виды топлива можно представить в условном исчислении на основе теплотворной способности каждого вида.

Стоимостные показатели выражают совокупные результаты воспроизводственного процесса в денежном исчислении: производство валового внутреннего продукта, доходы и расходы предприятий, объемы реализованной продукции, амортизация основных средств и т.д. Именно стоимостные показатели обеспечивают взаимную увязку всех разделов прогнозов, планов, программ, позволяют определить масштабы и структуру национальной экономики, ее отдельных отраслей и регионов, установить важнейшие общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции и т.д.

Количественные показатели характеризуют непосредственно количественные результаты производства или развития отраслей социальной инфраструктуры. Они могут быть объемными и сетевыми. Объемные показатели отражают процессы производства: объем производимой продукции, капитальных работ и т.д.

Сетевые— развитие социальной инфраструктуры, например, сети дошкольных учреждений, учебных заведений, больниц, аптек и т.д.

Качественные показатели характеризуют качественную сторону экономического явления, процесса, эффективность производства, качество работы или полезность продукции. Они разделяются на две группы: технико-экономические и экономические показатели. Первые применяются для выражения степени эффективности использования отдельных видов средств ипредметов труда, рабочего времени (показатели расходования сырья, материалов, топлива на единицу продукции, производительности оборудования, использования производственных мощностей и т.д.). Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов: уровень затрат общественного труда, степень эффективности производства (показатели производительности труда, издержек производства и обращения, рентабельность и др.).

Планы развития основных народно-хозяйственных комплексов и систем: промышленное развитие, технологический прогресс, демография, развитие транспорта, инновационная политика, внешняя торговля, инвестиционная политика и т.д.

21. Демография: Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек исредней продолжительности жизни до 75 лет.

Понятие государственного и муниципального управления

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти.

В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.

Муниципальное управлениевыступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории.

Муниципальное управление в РФ строится на основе Конституции РФ и нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры муниципальных органов и их компетенции, а также распределение государственных финансовых фондов и иных ресурсов между органами государственной власти и муниципального управления.

Наши рекомендации