Понятие государственного управления. Понятие, уровни и виды управления. Взаимосвязь государственного управления и общественной политики.

Государственное управление может быть определено как одна из форм деятельности государства, состоящая в практическом осуществлении его задач и функций в процессе непосредственного повседневного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством на основе и во исполнение законов.

Основными частями, составными элементами государственного управления являются:

1) организационные действия;

2) материально-технические действия;

3) издание правовых актов и совершение иных юридически значимых действий;

4)заключение договоров.

Виды государственного управления

Несмотря на общность признаков государственного управления, оно не однородно, ибо осуществляется на разных уровнях, в которых не одинаков территориальный масштаб, решаются различной значимости вопросы. В связи с этим в государственном управлении можно обнаружить:

1) собственно государственное управление

2) функциональное (надведомственное) управление;

3) внутриорганизационную управленческую деятельность;

4) местное управление;

5) местное самоуправление;

6) хозяйственное управление.

Собственно государственное управление зарождается и исходит из
центра, верхних эшелонов власти. К ним относятся Президент Республики Беларусь, который вправе принимать управленческие правовые акты наиболее высокого ранга, а также совершать иные виды управленческих действий, Совет
Министров Республики Беларусь и республиканские органы государственного управления. Собственно государственное управление предназначено для решения общегосударственных задач, наиболее важных вопросов республиканского значения, вопросов, которые не могут быть решены в процессе осуществления иных видов управления. Например, в соответствии со ст. 1 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь министерство осуществляет управление в сфере образования. [74, с. 66 – 67]

Функциональное (надведомственное) управление приближено к собственно государственному управлению. Оно нередко осуществляется из центра министерствами, государственными комитетами, комитетами при Совете Министров Республики Беларусь, администрацией республиканских государственных организаций и обладает иными его признаками. Отличительная особенность состоит в том, что такое управление профильное, специальное. Предназначение функционального управления – осуществление специального надведомственного, внеотраслевого управления по отношению к неподчинённым организациям. В процессе его осуществления обеспечивается одинаковый подход при решении особых, имеющих общегосударственное значение вопросов. Например, осуществление безопасности дорожного движения производится органами ГАИ Министерства внутренних дел Республики Беларусь. (Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь). [74, с. 69]

Внутриорганизационное управление – это вид государственного управления, которое проявляется внутри организации (учреждения) или системы, реализуется в целях придания ей внутреннего единства, целостности, организованности и способности эффективно осуществлять внешнее управление или другой вид государственной деятельности. Специфика внутреннего управления состоит в налаживании внутренней «жизни» системы, организации работы администрации учреждения, предприятия, суда, прокуратуры. Например, председатель районного (городского) общего суда руководит работой аппарата суда, осуществляет прием и увольнение работников и технического персонала, организует работу по повышению квалификации работников суда, ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб, руководит изучением и обобщением судебной практики, представляет для назначения судебных исполнителей и организует их работу и т. д. (см. ст. 22 Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь») [74, с. 69 – 70]

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории (ст. 1 Закона Республики Беларусь
«О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

В процессе его осуществления решаются преимущественно вопросы местного значения (ст. 120 Конституции Республики Беларусь). Основные из них определены в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Например, образование, реорганизация и ликвидация предприятий, организаций и учреждений, принадлежащих административно-территориальному образованию на праве коммунальной собственности, утверждение режима их работы, а также согласование работы других предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, принятие мер по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства.

Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств (ст. 2 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).
В Республике Беларусь местное самоуправление неоднородно. Оно осуществляется как непосредственно народом, общественностью (прямая демократия), так и государственными органами – Советами депутатов (представительная демократия). По распространённости и количеству решаемых вопросов представительная демократия превалирует над прямой демократией. Последняя реализуется в таких формах, как местные референдумы, сходы граждан, органы территориального общественного самоуправления.

Местные Советы депутатов являются представительными органами и основным звеном местного самоуправления. Они уполномочены руководить в пределах своих полномочий государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на соответствующей территории, обеспечивать соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав и законных интересов граждан.

Хозяйственное управление – это вид деятельности администрации предприятия (организации), учреждения, направленный на организацию производства, на создание наилучших условий для выработки продукции, оказания услуг, подготовки специалистов и т. д. Масштаб деятельности хозяйственного управления – предприятие (организация), учреждение. [74, с. 87]

Политика государства – это выбор наиболее общих направлений национально-государственного развития, определение основных путей такого развития.

Главным, кто разрабатывает политику государства Республики Беларусь, является Президент Республики Беларусь. В её формировании участвуют Национальное Собрание, Правительство, другие государственные органы, общественные объединения. Но при принятии политических решений необходимо руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, другими законами, нормами международного права и договорами с другими государствами, так как политика не должна противоречить этим актам.

Политические решения – это правовые акты о наиболее общих и важных направлениях государственного развития. Нормы таких актов относятся к источникам конституционного права. Административное право, как и его объект – государственное управление, тесно связано с политикой. С помощью норм административного права, а, следовательно, и государственного управления, происходит конкретизация, детализация и претворение в жизнь политических решений. Так, политика государства в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства юридически закреплена в ст. 11 Конституции Республики Беларусь. Конкретизацию она получила в Законе Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» и ряде других правовых актов.

В процессе государственного управления политика не формируется. Она реально воплощается в жизнь. Государственное управление осуществляется в русле государственной политики. Поэтому в определённой части оно политизировано, т. е. между политикой и государственным управлением существует взаимопроникновение. Подчас трудно отличить политические и управленческие действия, так как они выступают как единое явление. Например, деятельность Президента Республики Беларусь носит преимущественно политический характер, но немалое место в ней занимает и управление (администрирование). Примерно такой же характер деятельности и Правительства Республики Беларусь – совмещение политических и исполнительно-распорядительных полномочий. Президент Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь образует, упраздняет и реорганизует органы государственного управления (п. 5 ст. 84), назначает руководителей местных исполнительных и распорядительных органов с утверждением соответствующими местными Советами (ст. 119), отменяет акты Правительства (пп. 25, 84), решения местных исполнительных и распорядительных органов (п. 26 ст. 84). В его непосредственном ведении (подчинении) находится ряд органов государственного управления (ст. 12 Закона о Совете Министров Республики Беларусь»). Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчинённых ему органов государственного управления (стст. 12, 15 Закона). В его непосредственном подчинении находятся комитеты при Совете Министров, республиканские государственные организации.

Политика как деятельность государства не тождественна его управлению. Это разные, но тесно связанные государственные феномены. Политика без государственного управления не всегда осуществима. В то же время и государственное управление без политики не будет столь цельным, не может обладать чёткой программой, что является для него очень важным. В ряде случаев решение может иметь политическую значимость, с юридических же позиций оно ни чем не отличается от обычного управленческого действия.

Наши рекомендации