Полезная информация по разделу «AIRPORT DIRECTORY».
Раскодирование информации об аэродроме.
В сборнике «JEPPESEN» в разделе «Airport Directory» аэродромы располагаются по государствам в алфавитном порядке по названию местоположения аэродрома с указанием названия аэродрома (в скобках), в случае его отличия от названия местоположения аэродрома.
Описание аэродрома содержит следующие данные:
1. Location (Airport) - название аэропорта, если имеется надпись «Airport of Entry», значит аэропорт международный;
2. Elevation - превышение аэродрома в футах;
3. Jeppesen NavDate (ICAO) Identifier - четырёхбуквенный позывной аэродрома по ИКАО;
4. IATA Identifier (if applicable) - трёхбуквенный позывной аэродрома по ИАТА (если имеется);
5. Time Zone - временная зона расположения аэродрома по отношению ко времени UTC;
* - обозначает, что аэропорт соблюдает дневное время или летнее время;
6. Coordinates – координаты ARP (airport reference point – контрольная точка аэродрома);
7. Telephone/Telefax Numbers – номера телефонов, телефаксов для связи с аэропортом;
8. Runway Data and runway/approach lights – данные по всем использующимся на аэродроме ВПП, с указанием светосистем ВПП и светооборудования огней систем подхода. Для всех используемых на аэродроме ВПП публикуются следующие данные:
a) Обозначение ВПП.
b) Длина ВПП в футах, исключая концевые полосы безопасности; дополнительные участки ВПП, используемые для разбега; свободные зоны.
c) TORA (Take-off Run Available) и LDA (Landing Distance Available) – если не совпадают с длиной ВПП. TODA (Take-off Distance Available) и ASDA (Accelerate Stop Distance Available), когда больше чем TORA, и предоставляются контролирующими органами.
d) Тип покрытия ВПП:
· Concrete - бетон; Asphalt - асфальт;
· Macadam - щебёнка; Tarmac - смолянистое;
· Bitumen - битум; Sand - песок;
· Gross - трава; Iron - железо;
· Soil - земля;
· Laterite - глинистая почва в виде засохшей на солнце черепицы.
e) Несущая способность ВП, которая выражается значениями:
Load Classification Number (LCN) – классификационное число, выражающее несущую способность ВПП, дополняемое (если известно) следующим:
· ·r (rigid pavement – жесткое покрытие) – пределы соответствующей ВПП грузонапряженности в inches; f (flexible pavement – гибкое покрытие) – толщина покрытия ВПП в inches;
· Load Classification Group (LCG) - классификационная группа, выражающая несущую способность ВПП;
· нагрузкой на колесо шасси и/или весом воздушного судна, в тысячах фунтах:
- SIWL - Single Isolated Wheel Load – число, равное сертифицированной взлётной массе ВС, деленной на общее число колёс основных опор шасси;
- ESWL - Equivalent Single Wheel Load – расчетное число для ВС с несколькими основными опорами шасси, рассчитывается аналогично SIWL;
- S or SW - Single or Single Wheel per Leg Configuration - для шасси с одиночными колёсами (допустимый вес самолёта);
- T or DW – Tandem or Dual Wheel per Leg Configuration - для шасси со сдвоенными колёсами или шасси типа «тандем» (допустимый вес самолёта);
- TT or DDW - Twin Tandem or Double Dual Wheel per Leg Configuration - для шасси с четырьмя колёсами (допустимый вес самолётаm;
- TDT - Twin Delta Tandem Landing Gear - несущая способность (весm ВПП для ВС со спаренной тележкой основного шасси;
- DDT - Double Dual Tandem Type Landing Gear - несущая способность (вес) ВПП для ВС с двойным спаренным тандемом колёс;
- AUW - All Up Weight - максимальная масса ВС (без учёта конфигурации шасси);
- MTOW - Maximum Take-Off Weight - максимальная взлётная масса ВС;
· нагрузкой на каждую главную опору шасси при различной конфигурации колёс в тысячах фунтах:
- S/L (load per leg) - Single Wheel per Leg Configuration – главная опора с одним с одним колесом;
- T/L (load per leg) - Twin or Tandem Wheel per Leg Configuration – главная опора со сдвоенными колёсами или шасси типа «тандем»;
- TT/L (load per leg) - Bogie or Twin Tandem Wheel per Leg Configuration – главная опора в виде тележки (кареткиm или шасси с четырьмя колёсами;
· типом ВС (представлено значением максимальной загрузки);
· системой CAN/PCN – система расчета возможности эксплуатации аэродрома воздушным судном по типу: классификационное число ВС,классификационное число аэродрома. Информация по максимальному давлению в колесах шасси/ выражаемая в значении pounds per square inch (фунты на квадратный инч), представляется в виде «GGG psi». Расчетная информация представлена с префиксом «Е».
f) Огни ВПП и огни подхода:
9. Круг полётов при выполнении визуального захода на посадку, обычно публикуется, если круг полётов правый (если не опубликован, предусматривается левый круг полётов).
10. Часы работы и ограничения – указывается время работы аэропорта с ограничениями для использования для определенных типов ВС. Все времена указываются в формате UTC, если не указано иначе. Сокращения во времени работы аэродрома, и ограничения в использовании аэродрома имеют следующие значения:
· SR - Sunrise - от восхода солнца;
· SS - Sunset - до захода солнца;
· H24 - Continuous operations – круглосуточно;
· HX - Irregular times – нерегулярно;
· O/R - On request - по запросу;
· O/T - Other times - в период времени;
· PNR - Prior notice required - требуется предварительное уведомление;
· PPO - Prior permission only - только по предварительному разрешению;
· PPR - Prior permission required - требуется предварительное разрешение;
· PTO - Part Time Operation - частичное время работы;
· ATND/SKD - Attended Schedule - соответственно расписанию полетов.
Примечание: гражданским ВС требуется предварительное разрешение на использование военных аэродромов.
11. CUSTOMS - наличие таможни и часы работы. Если указывается «Customs» без дальнейшей информации это указывает на время работы таможни в течение всего времени работы аэропорта. Другая информация о времени работы таможенной службы будет указываться дополнительно.
12. FUEL - сорта топлива для винтовых и реактивных двигателей, наличие кислорода и JASU (jet aircraft starting units – установка воздушного запуска для реактивных ВС). Для определения пригодности сорта топлива, наличия противообледенительных присадок и допустимой температуры эксплуатации см. JAM «AIRPORT DIRECTORY».
Предупреждение:
- часы работы службы обслуживания ВС и службы ГСМ могут не совпадать с часами работы аэропорта;
- сорта топлива и кислорода для ВВС могут быть не приемлемыми для гражданских ВС.
13. BEACON - наличие аэродромного опознавательного маяка:
* ABN - Airdrome Beacon - аэродромный опознавательный световой маяк - устанавливается на каждом аэродроме или вблизи него, предназначенном для использования в ночное время, и производит либо цветные, чередующиеся с белыми, вспышки, либо только белые вспышки (на практике чаще встречаются маяки с белыми вспышками). Частота вспышек составляет 12-30 в минуту, чаще не менее 20 вспышек в минуту. Если на сухопутном аэродроме установлен маяк, производящий цветные вспышки, то эти вспышки имеют зеленый цвет. Цветовые вспышки, производимые маяком гидроаэродрома, имеют желтый цвет.
* IBN - Identification Beacon - аэродромный опознавательный маяк - устанавливается на аэродроме, который предназначен для использования в ночное время и который трудно опознать с воздуха по другим визуальным средствам. Опознавательный маяк сухопутного аэродрома излучает зеленый свет, гидроаэродрома - желтый свет. Опознавательные сигналы передаются кодом азбукой Морзе. Скорость передачи составляет от 6 до 8 слов в минуту при соответствующей длительности одной точки азбуки Морзе от 0,15 до 0,2сек.
14. Declared Runway Distances as Specified by ICAO – заявленные дистанции ВПП, согласно определениям ICAO:
· Take-off Run Available (TORA - располагаемая длина ВПП,РДР – располагаемая дистанция разбега) – длина ВПП, которая заявлена используемой и пригодной для разбега ВС при выполнении взлёта;
· Accelerate Stop Distance Available (ASDA – располагаемая дистанция остановки ускорения,РДПВ - располагаемая дистанция прерванного взлета) - располагаемая длина ВПП (TORA/РДР) плюс длина участка остановки (stopway)/КПБ – концевой полосы безопасности, если имеется;
· Take-off Distance Available (TODA – располагаемая взлетная дистанция,РДВ – располагаемая дистанция взлета) располагаемая длина ВПП (TORA/РДР) плюс длина свободной зоны (clearwaym)СЗ – свободная зона, если имеется;
· Landing Distance Available (LDA/РПД – располагаемая посадочная дистанция) - располагаемая длина ВПП заявленная используемой и пригодной для посадки ВС.
Используемая для посадки длина ВПП начинается от торца ВПП и простирается на всю длину ВПП от посадочного торца ВПП. Тем не менее, торец ВПП может смещаться от края ВПП, когда это считается необходимым, по причине наличия препятствий на конечном участке захода на посадку.
15. FIRE (Rescue and Fire Fighting Syste – системы спасания и пожаротушения) – категория аэродрома по признаку аварийного спасания и ликвидации пожара на воздушном судне.
Категория аэродрома (определяется цифрой по классификации ICAO или буквой по классификации FAA) определяется по Table 1-1 (см. JAM AIRPORT DIRECTORY) и зависит от длины и ширины фюзеляжа ВС; а также Table 1-2 и зависит от минимального количества, пожарогасящих средств, имеющихся на аэродроме. В разделе «Airport Directory» и обозначается, например, как: Fire 7. Если категория аэродрома не определена, то обозначается как: Fire U, при частичной работе может указываться как: Fire 6 PTO, Fire 8 PPR и т.д.
16. Классификационный код аэродрома (ИКАО) – простой метод классификации аэродромов по номеру (букве), с целью объединения аэродромов в группы в зависимости от их характеристик, для удобства пользования эксплуатантами ВС.
В Разделе «TERMINAL» содержится следующая информация:
1. Содержание раздела TERMINAL.
2. Справочная таблица угла вертикального профиля снижения.
3. Таблицы градиентов снижения.
4. Таблицы барического эквивалента превышению аэродрома.
5. Карты аэродромов – в зависимости от аэродрома могут публиковаться различные виды карт.
· AREA CHART – карта зоны аэроузла (карта-вставка)
· Карта AIRPORT BRIFFING
· RADAR MINIMUM ALTITUDE CHART
· Карта STAR
· Карта STAR RNAV TRANSITION
· Карта SID
· Карта RNAV SID
· NOISE CHARTS – карта процедур по снижению шума
· AIRPORT CHART – карт аэродрома (ВПП)
· TAXI CHART – карта руления
· PARKING CHART – карта координат мест стоянок
· PARKING CHART – карта системы визуальной постановки на стоянку
· APRON CHART and PARKING CHART – карта перрона и карта мест стоянок
· APPROACH CHARTS – карты различных типов инструментального захода на посадку