Полезная информация не является секретной

Адмирал Захария, шеф разведслужбы американского флота во время второй мировой войны, имел обыкновение говорить: "Большая часть полезной информации - 95 % не является секретом". Эти 95 % так называемой открытой информации, более или менее доступной, не составляют тайны. Но, если возможно одним телефонным звонком узнать курс марганца в Лондоне, то невозможно получить список членов Клуба конного спорта таким же образом. Хотя он и не является секретным. Это обращает внимание на то, что следует различать открытую информацию от информации, являющейся достоянием общественности, к которой доступ имеют все, а также информацию частную, которая и является объектом поисков условий допуска к ней. Информацию, являющуюся достоянием общественности, не следует считать опубликованной! Например, закон дает своим гражданам право доступа к различным административным досье (здравоохранение, налоги, судимости и др.), но запрещает их публикацию. Информация частная, как и частная жизнь, не является секретом, но подпадает под контроль тех, кого она касается. Например, список банковских клиентов и счетов, перечни частных клубов и т.д. Что же такое секрет и чему он служит? СЕКРЕТ - от латинского secretum. Секретом можно назвать то, что держится в стороне, вдали от посторонних глаз. Речь идет о такой информации, которая по политическим или коммерческим соображениям считается ключевым моментом определенной ситуации. Такой случай - "секрет атомной бомбы" в проекте Манхэттена, шелка в Китае, в наше время - Кока-кола. Секреты промышленные в основном относятся к производству, зависящему больше от искусства, чем технологии, что дает решающее преимущество перед конкуренцией. Они должны быть охраняемы, откуда иногда смешение понятий защита информации и сохранение секретности. Упражнение. Вы владеете формулой Кока-колы. Подскажите сценарий, который, оставаясь в рамках закона, позволил бы вам проделать некоторые действия. Напомним, что само по себе владение секретом не является доказательством его подлинности. Напомним также историю одного бестактного служащего крупного предприятия, который собрался предложить несколько "горячих" документов конкуренту и был арестован полицией, поднятой по тревоге последним.

Ключевые положения

95 % информации не является секретной. Информация открыта, если она доступна всем, представляет частный интерес, если ее распространение ограничено определенными условиями.

Пять методов поиска информации:

4К+1 по типу "моросящего дождя": предприятие постоянно получает соответствующую информацию в базы по каналам Текст, Фирма, Консультант, Беседа и Джокер.

4К+1 по типу "грозы". Предприятие мобилизует свои каналы в случае настоятельной необходимости получения информации.

Семейства источников. При непосредственном контакте насчитывается около 10 семейств источников (клиенты, поставщики, банкиры, службы компаний, распределители и агенты, консультанты и эксперты, широкая пресса, специальная пресса и банки данных, администрация, ярмарки и конференции).

Тропинки информации. Позволяют определить сделки и соглашения для того, чтобы непосредственно возвратиться к самому событию.

Методика ЗВ применяется в особых случаях, когда все остальные потерпели неудачу или оказались мало полезными.

ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ОБРАБОТКА

Проповедь Мсье Мартена

Спустя три недели после того памятного дня, в ходе которого на Жана Мартена обрушились катастрофы, он наконец ощутил некоторое удовлетворение. Он сконструировал для собственного пользования небольшой набор баз, который искал, и получил несколько источников: начал собирать информацию, которая дала много полезного. Так, например, открытие Пнематекс. Это стало возможным в равной мере благодаря наблюдениям за международным политическим и экономическим положением, а также исследованием технологии производства, которую ему удалось получить у своего патрона Мишеля Билаля (полный отчет о производстве). Наилучшей находкой было обнаружение завода ПАО в Европе (выпуску способствует компьютерное оборудование).

Все это ему показалось настолько удачным, что он принимается мечтать, что все предприятие последует по этому пути. Вот те главные аргументы с точки зрения большой кампании обращения в новую эру. Но среди ретивых организаций "Trident" не является исключением, и поэтому Мартен готовится к первой атаке на своего друга Брюнне, директора отдела "Спортивной одежды", который не грешит репутацией старомодного.

- Ты проявляешь большой энтузиазм, Мартен, но не забывай, что страсть и рассудок - плохие супруги. Несколько совпадений не доказывают закономерность. Легко говорить, что необходимо следить за всем окружающим, чтобы бесстрашно встречать будущее. Но пока теряется время на такие пустяки, бесчисленные проблемы остаются неразрешенными. На иждивении остаются клиенты, поставщики, синдикаты, патрон, в конце концов, и ты хотел бы, чтобы все это осело, я даже не знаю, каким грузом. Кого интересует распределение американского населения в 2000 году или коэффициент гибкости последних синтезированных пластических материалов, хранящийся в большом секрете в лаборатории Трюкмуше? Подумай серьезно.

- Как обычно, ты все представляешь в карикатурном виде. Возьмем фабрикантов логарифмических линеек в 70-е годы. Они в совершенстве владели процессом производства и хорошо держали рынок, который достаточно обширен, чтобы им пренебречь. В ту эпоху компьютеры были настоящими монстрами, которые занимали большие площади и стоили очень дорого.

- Несмотря на их мощность расчета, они не представляли угрозу для логарифмических линеек. Однако с того дня, когда американские компании сделали большую серию микрокалькуляторов, электронные калькуляторы наводнили рынок. Фабриканты логарифмических линеек больше не существуют.

- Неужели ты действительно веришь, что если бы они заранее знали об электронном взрыве, это позволило бы им адаптироваться? Я сомневаюсь. Дистанция между этими технологиями столь велика, что переход невозможен. Все, что им остается, - это принять момент своей гибели, и я не уверен, что это приятно сознавать будь то человеку или организации.

- После карикатуры - цинизм! Скажи откровенно. Тебе неважно знать, что происходит на рынке?

- Конечно, важно, если это касается движения конкурентов, и имеет отношение к клиентам. Остальное - не более чем трата времени, игра в чистую софистику, подстрекательство нескольких паразитов и их тщеславия, которые вырядились в помпезные одежды создателей стратегии. Конечно, если нужно проследить эволюцию технологии, но это дело научных исследований и производства. Конечно, когда необходимо знать условия в различных странах и суметь их использовать, но это задача финансистов. Исследования в области информации - деятельность серьезная и заниматься ею должны специальные организации. В противном случае дилетантство означает возврат к лавкам.

- Это именно то, в чем ты ошибаешься; как принять решение без информации?

- С меня хватит!

- Нет! Ты привык принимать решения, имея минимум информации, часто даже псевдоинформации, т. к. ты не способен сделать выбор из той значительной массы информации, которая обрушивается на тебя каждый день.

- А зачем мне нужно это делать?

После нескольких секунд молчания, собравшись с мыслями, Жан Мартен отвечает:

- Имеется по крайней мере две причины, как мне кажется. Первая - мир все больше и больше усложняется и меняется, его все труднее становится понимать, он все более непредсказуем и не поддается контролю. И следовательно для предприятий и вообще для организаций, действующих в этом мире, важные решения принимаются все чаще, но в то же самое время становится труднее их наметить и подготовить. Невозможно жить пописанному, в рутине, рискуя потерять равновесие. Если к этому добавить, что в наше время наблюдается целый потоп информации или точнее шума, то более понятна необходимость ее господства. Возьми историю электронной революции. Десять лет об этом говорили как о будущем. А сегодня она охватила все сферы: обслуживает административные службы, производство (большинство машин контролируется компьютерами), выпуск продукции (фабрикант собирается выпустить спортивную обувь и для этого вооружается микропроцессорами, рассчитывая количество шагов и дистанцию пробега) и телекоммуникации (реально работающие и в Тайване, и в Нью-Йорке).

- Вот здесь я с тобой согласен.

- Наконец, ее ценность усиливается при выпуске продукции и все чаще при оценке нематериальных явлений. Последняя теннисная обувь "Trident", например, хорошо продавалась, несмотря на высокую цену и без сообщения о техническом улучшении! Этот успешный результат менее зависит от реальной ценности, чем от "желтой" упаковки и новых цветов. В данном контексте, информация способствует увеличению выпуска продукции и получению преимуществ перед конкурентами. Знание более тонких вариантов вкуса клиентов важнее лаборатории синтеза новых материалов. Но такое преимущество, к сожалению, лишь временное.
Вот почему, чтобы его сохранить необходимо неустанно балансировать в поисках новых возможностей во избежание угрожающих ситуаций.

- Твои доводы красноречивы, но все основано на способности отделить полезную информацию, не утонув. Ты уверен, что это возможно?

- Да, при условии, что информация не считается панацеей. Предприятие без точной цели относительно информации не получит полезного дохода. Следует также различать, что желательно знать и что необходимо и сообразно с необходимостью выявлять существующую и доступную информацию. Например, может быть желательно знать, осилит ли Горбачев свою перестройку; будет ли этой зимой в Альпах снег: овладеет ли "Trident" сведениями для производства комбинезонов. Горбачев? Его злоключения не имеют прямого отношения к "Trident". Что касается снега этой зимой? Важно это знать заранее, но такой информации не существует. Комбинезоны? Вот полезная справка, которую "Trident" может и должен себе добыть. Короче, возвращаемся к старой доброй методике: уточнить цели, определить потребности в информации для определения базы наблюдений.

- Согласен, но предположим, что какой-то химик изобрел новый пластический материал. Априори он не знает, перевернет ли это вверх дном производство подметок для обуви, и это несомненно не его проблема. Возможно, он работает над улучшением прочности шин, и тогда именно ты должен заметить сигнал, посылаемый из окружающей среды и соотнести его с потребностями предприятия. Так как множество новых изделий выпускается каждый год, ты должен быть начеку!

Еще представь, что ты узнаешь о жалобе одного поставщика, которому не заплатил наш конкурент. Как ты поймешь, какой смысл в этой информации? Может быть его волнение и распускание сплетен связано с желанием отомстить за неполученный заказ? И даже, если это, каково применение такой информации? Не кажется ли тебе, что ты зря усложняешь жизнь.

Не находя ответа, Жан Мартен начинает торопиться под предлогом, что уже поздно и его ждет жена. Этой ночью уснуть никак не удается, его рассудок ищет выход из тупика, в который его загнал Брюнне. Он все ворочается в своей кровати, пока не просыпается жена, которая вежливым тоном советует ему пойти принять пилюлю. Что он и делает. Рассматривая, как растворяется в стакане воды таблетка, Жан Мартен говорит себе, как жаль, что столько работы так быстро исчезает. Химики изобретают новую молекулу, инженеры находят средства ее производить, рабочие обеспечивают надлежащие условия производства, фармацевты ее распределяют... и теперь она кажется исчезнувшей в воде. Впрочем, то же самое, что происходит с информацией: ломают себе голову, чтобы уточнить необходимости, знают что нужно наблюдать, находят источники, все знают заранее, что готовится нечто важное и когда событие происходит, не остается от работы ничего, кроме пузырька воздуха.

В действительности информация - такая же продукция, как и прочие и процессы поиска, обработки сравнимы с промышленными или скорее с добычей железной руды.

Жан Мартен с удовлетворением констатирует, что имеется возможность ответить на возражения Брюнне. Но работа еще не закончена. Этот первый этап (ЗВ) гарантирует только обзорную информацию, так называемую адекватность потребностям организации. В конце концов ее необходимо проанализировать, чтобы удостовериться в надежности информации, сделать синтез (это как собрать головоломку) для получения полного образа, начиная с разрозненных остатков до полной уверенности в ее всеобъемлемости. Таков полный цикл информации.

Обработка информации

Представим, что конкурент сообщает о внезапном увеличении мощности выпуска продукции. Прежде, чем это исследовать, необходимо узнать точную ценность этой информации. Возможно, она правдива, и в этом случае требуется определенная линия поведения. Может быть она ложна, тогда это несколько иначе характеризует конкурента и требуется совершенно отличная от прежней линия поведения.

Без хорошей оценки есть риск принять пузыри за фонари и оказаться в конечном счете газовой горелкой в воде. Иначе говоря, необходимы разнообразные операции между получением и распределением информации с целью гарантировать пользователям безупречную продукцию: они должны получить все, что им необходимо и все, что они получают, должно быть незамедлительно использовано.

Первой и самой важной операцией является анализ, который служит дополнительным фильтром, отбрасывающим ненужное и являющимся защитой от шума без основания.

Эта операция состоит прежде всего в определении важности, точности и значимости информации.

Важность информации

Построение баз наблюдения согласно с процедурой ЗВ гарантирует связь с наблюдаемой информацией. Но информация, связанная тематически, может не иметь особого значения. Для производителя автомобильных деталей информация, согласно которой Рено собирается закрыть завод в Вийанкур, связанная, поскольку все, что касается автомобилей, имеет к нему отношение. Но она не важная, т.к. глобальная мощность Рено не меняется, это решение не производит на изготовителя запасных частей особого впечатления. И наоборот; для этого же производителя сообщение о компании Рено-Вольво может оказаться очень важным, если предполагается проведение некой стандартизации.

Информация является важной, если она связана, т.е. имеет связь с элементами базы, и если она способна внести вклад в организацию. Когда вклад значителен и непосредственен, информация требует срочных действий. Информация, не имеющая значения, должна быть исключена во избежание потери времени и энергии.

Точность информации

Не всегда легко установить, является информация достоверной или ложной, особенно, если она содержит сведения о событиях, которые еще не произошли. Допускается два критерия, по которым можно судить о точности информации: надежность источника и самой информации.

Главным критерием правдоподобия является поиск подтверждения по другим источникам, если возможно, независимым. В случае получения информации от стороннего наблюдателя, клиента или поставщика, о том, что конкурент готовится наладить выпуск новой продукции, можно считать ее достоверность установленной. К сожалению, обычно располагают лишь одним источником, когда речь идет об очень светских новостях. Решение состоит в поиске связанных событий в различных сообщениях. Вы узнаете, например, в вашем рекламном агентстве, что конкурент возможно собирается сменить агентство. Короткий шум, в другом месте, а ведь это он готовит выпуск новой продукции.

Две информации стыкуются. За неимением таких связок вы должны полагаться на свой опыт или на опыт экспертов, чтобы составить правильное суждение об информации.

Судить о кредите по одному источнику не проще. Только опыт позволяет быть уверенным: чем дольше источник поставлял ценные сведения, тем менее весомы основания для сомнений в точности сведений.

Если такового опыта нет или источник новый, вы должны прежде всего задаться вопросом, позволяет ли положение лица, передающего сведения, иметь доступ к сообщаемым фактам.

Наконец, вы должны задаться вопросом мотивации. Кандидата на работу, который вдруг спонтанно дает информацию о своем предыдущем работодателе, не следует подозревать в лукавстве: он пытается хорошо выглядеть для получения должности. Напротив, подозревайте того, кто дает информацию без всяких видимых причин. Наконец, продумывайте условия, при которых информация была вам преподнесена. Трудно, например, доверять признанию, сделанному в баре между двумя рюмками виски в три часа утра.

При отсутствии надежности источника или информации, не следует ее отбрасывать, особенно, если она производит впечатление важной. Вы должны просто отложить ее про запас в ожидании новых элементов, позволяющих вам подтвердить ее или отвергнуть.

Значимость информации

Информация может быть важной и точной и в то же время бесполезной, поскольку она недостаточна для понимания и действия. То, что конкурент меняет рекламное агентство - информация важная, но в изолированном виде она сообщает немного. Ее следует не отбрасывать, а соотнести с другой информацией, что может принести явную пользу.

Два понятия, проведенные раздельно или параллельно, позволяют судить о значимости информации. Первое называется "циркуляция". Оно состоит в быстрой циркуляции информации среди лиц, имеющих к ней отношение, в надежде на возможность установления связи с иной информацией. Ваш коммерческий директор определенно установит связь между изменением рекламного агентства и слухом о готовящемся выпуске новой продукции.

Второе понятие называется "синтез". Оно состоит в соединении всех обрывков информации, что похоже на сбор головоломки, для воссоздания полного образа. Это не всегда легко, потому что часто не достает частей или они неподходящей формы. Иногда наоборот, части идеально подходят, давая ясное представление о ситуации: закрытие завода, изменение линии продукции и анализ баланса позволили предприятию понять что у конкурента были трудности с государственной казной. Чаще приходится проделывать определенный путь при формировании гипотезы: попытку синтеза, циркуляцию, связав это с исследованием вспомогательной информации для того, чтобы добиться ясного и полного образа.

Эта формулировка подходит для самых тонких гипотез. Причиной многих катастроф является не пренебрежение информацией, а ошибочное ее понимание. История насыщена множеством примеров, особенно военных, где последствия серьезны и наглядны.

Израильская разведка, которую часто совершенно справедливо и заслуженно превозносят, тоже допустила несколько промахов: не предвидела ни войны Йома Кипура в октябре 1873 г., ни резкого поворота Садата в 1977 г., ни Интифада 1987 г. Но, что касается поставки точной информации, относительно тактических операций, израильская разведка не имеет себе равных.

Напомним разрушение центрального иракского ядра в 1981 г., шестидневную войну (1967 г.) или налет на Антио (1978 г.). И наоборот, когда требуется опередить стратегические движения противника, она так же неповоротлива, как и другие, потому что пренебрегают широким обзором и методикой.

Как же следует действовать, чтобы восстановить гипотезы и также придать смысл фактам, на первый взгляд кажущимся смешанными? Прежде всего нужно уметь пренебрегать предубеждениями. Если недооценивается противник, он будет пытаться исключить априори определенные гипотезы, и 9 к 10, что он поймается: американцы недооценили дух независимости вьетнамцев, израильтяне недооценили способность палестинцев к бунту на оккупированных территориях, западные предприниматели недооценили японское наступление в 70-е годы. Если легко выразить принцип пренебрежения своими предубеждениями, то трудно его применить, поскольку не часто совершаются одни и те же ошибки. Главное и несомненно единственное решение: чтобы избежать ловушки, необходимо запросить мнение совершенно различных лиц, насколько это возможно. Это позволит не только сличить мнения, но и получить сведения по определенным предположениям и даже больше.

Два вспомогательных подхода позволяют получить свидетельство набора информации. Первый называется "расширение" и второй называется "намерение".

Подход по методу расширения состоит в том, что для данных, имеющихся в распоряжении, подыскивается наиболее соответствующее объяснение. Часто при завершении различных гипотез обнаруживаются противоречия. Например, фотографии со спутников указывают, что войска противника пришли в движение, и взрыв транспорта с радиоактивным топливом разоблачает крупное перемещение в стане противника. Эти два факта могут сигнализировать о больших маневрах, либо о подготовке к войне. В такой ситуации благоразумно придерживаться худшей гипотезы. Важно найти всю информацию, способную подтвердить такую гипотезу (имеется в виду война) и отбросить другую, но не наоборот.

Подход "намерение" состоит в обнаружении того действующего лица, в намерения которого входят последние факты, Внимание! Не начинайте думать за кого-то. Просто поставьте себя на его место, чтобы понять, какую игру он ведет, чтобы сделать вывод о его возможных действиях. Исходя из этого строится множество гипотез относительно его намерений и исследуется, как они должны были бы объяснить факты. Наконец, сравнив предполагаемые факты с имеющимися в наличии данными, выбирается гипотеза (или гипотезы), которая охватывает самый большой диапазон наблюдений.
Представьте, например: Япония, небольшой остров (примерно половина Франции), сильно индустриализована, но практически лишена каких бы то ни было запасов сырья и от того не очень любит еще с войны всю Азию, особенно своих самых близких соседей - корейцев и китайцев. При таких условиях один из самых решающих вопросов, который задается японцам - это снабжение продовольствием. Рассматривая карту, вы обнаруживаете, что Сибирь со своими огромными ресурсами находится относительно недалеко и имеет прямой доступ.

Вы, впрочем, знаете, что для улучшения этого сурового края Советы пренебрегают капиталом и технологией, а именно этого японцам не занимать. Вы скажете, что такое сопоставление Японии и Советского Союза требует пристального рассмотрения. К сожалению, отношения между двумя державами уже давно натянуты из-за Курильских островов (архипелага, который Советы отняли у Японии). И вот в марте 1990 г. член японского парламента предложил откупить два острова. Эта идея кажется нелепой, но соберитесь с мыслями, когда вы принимаетесь за рассмотрение точки зрения японцев и Советов.

Это именно тот случай, когда вы можете пробовать истинно проникать в мышление другого и получать в итоге четкий свой проект.

Большинство революционеров и иных политических деятелей берут на себя труд формулировать теории и пытаются их применить на практике (собрания сочинений Ленина, Гитлера, Хадафи, Хомейни и др.). Иногда это относится и к случаям, когда некоторые президенты не могут устоять перед соблазном броситься перед журналистами в большой доктринный полет и явить себя.

Анализ, синтез, циркуляция составляют основные операции обработки информации. Конечно, можно рафинировать, снимать кожуру в соответствии с гораздо большим количеством критериев, или пробовать организовывать информацию в соответствии с более сложными образами. Но опыт лишний раз доказывает, что лучшее - враг хорошего. Схема, показанная на рис. 2 может без труда применяться в огромном количестве случаев.

Циклы информации

Руководитель, который впервые принимается за исследование информации, охотно верит, что он натолкнется на скудность источников. Применив методику 4К+ 1, он вскоре поймет, что оказался перед изобилием источников. Отсюда неизбежен вопрос: так ли необходимо подписываться на 500 газет, подключаться к 5О банкам данных и говорить с ЗОО собеседниками? Иначе говоря, как убедиться, что источники полезны и немногословны? Единственное средство - постоянная проверка источников по двум простым критериям: обеспечение и эффективность.

Обеспечение источников.

Подписываются ли все базы информацией? Если ответ негативный, этот источник определенно не подходит. Его следует заменить.

Все ли источники снабжаются полезной информацией, т.е. важной и точной? Ваша служба, ведущая документацию, должна исключить целый ряд дорогостоящих публикаций, не представляющих интереса.

Поставляют ли определенные источники систематизированную информацию? Как часто цитируется информация? Необходимо исключить многословие.

Эффективность источников.

Информация называется свежей, если интервал между самим событием и сообщением в нем короткий. Если, например, вы узнаете, что бессонные ночи главного руководства конкурентного предприятия проистекают от решения по внедрению новой продукции за шесть месяцев до ее выпуска, вы располагаете информацией большой свежести, которая оставляет вам время отреагировать. Если, наоборот, вы узнаете об этом только в день официального сообщения, то эта новость немного запоздала и тут уже мало, что можно сделать.

Свежесть и конфиденциальность - два качества, дополняющие одно другое, помогают судить о полезности источника. Если вы констатировали, что в своей области вы располагаете только конфиденциальной информацией, не охваченной широкой прессой, у вас появляется интерес обратиться к экспертам, имеющим более близкое отношение к явлению.

Такая работа по развитию источников дает то, что называется "малый цикл информации" (см. рис. 3).

Этот "малый цикл" вливается в "большой цикл" (см. рис. 4).

Поскольку каждое действие изменяют предприятие, его люди постоянно перемещаются, иногда необходимо проверять базы, обуславливающие весь путь получения информации, а также соответствие источников целям и необходимостям.

Два типа событий могут привести к модификации. Первое относится к резкому изменению жизни предприятия, такому, как появление нового рынка, революционной технологии, смена руководства и т.д. В таком случае достаточно применить путь ЗВ.

Труднее обойти случай медленного развития, который дает меньше неадекватных баз. Вы это замечаете, когда пользователи информации все более и более недовольны, обнаруживая, что они получают мало полезного для принятия своих решений. Единственным средством ухода от этой проблемы является организация регулярных встреч поставщиков информации с пользователями.
Обработка информации, малый цикл, большой цикл... Не страшно ли потеряться? Как оказалось на практике, все гораздо проще. В "режиме крейсера" система, пожалуй, пребывает более 99% времени, она функционирует некоторым образом сама по себе без излишней необходимости в постановке вопросов. Имеется определенное количество источников, которые снабжают информацией, собираемой по схеме ЗВ и выверяемой путем отбора источников. Как известно, развитие - это очень быстрая операция; и накопление, и распределение происходят в суматохе. Напомним, что сам по себе сбор информации не представляет трудности, поскольку он имеет хорошую "Картографию" окружающей среды, что позволяет отмечать "деформации" связями на карте (см. гл. 2).

Остается менее 1 % времени, когда нужно больше работать головой. Первое размышление должно привести к источникам, проверке их охвата базы и эффективности: это малый цикл информации. Второе размышление должно подвести к самим базам для выявления того, какие из них соответствуют на сегодняшний день целям и потребностям организации: это большой цикл информации.

Особо ценная информация

Леон Брюнне все еще не до конца переубежденный аргументами Жана Мартена, остался однако при своем мнении. Благодаря брату, работающему инженером на предприятии пищевой промышленности, он встретил указание на информацию, которая показалась ему угрожающей: Лимагрен, Рон-Пуленк и Нестл объединяются в компанию по программе Эурека по 3,3 млн. экю на пять лет для разработки "искусственных семян" томатов (образ действия состоит в выведении благодаря гормонам множества эмбрионов из одной клетки для разработки геля, позволяющего получить настоящие "искусственные зерна"). После дополнительных исследований и проверки он гордо сообщил о своем открытии Мартену:

Рис. 2. Обработка информации

Рис. 3. Малый цикл информации

Рис. 4. Большой цикл информации

- Интересно видеть, как большие группы захватывают государственные доходы, чтобы проводить исследования по своему профилю. Еще важнее - это совпадает с крупными переменами в сельском хозяйстве. Вместе с Димагреном, селекционером, Рон-Пуленком, химиком, и Нестле, производителем пищевой промышленности, видят сельское хозяйство индустриальным, где традиционным специалистам скоро не останется места...

- Подожди! - перебил его внезапно Мартен. - Это все захватывающе, но какое отношение это имеет к "Trident"? Для нас от этого - никакого решения, никакого действия. Следовательно, твоя информация не более чем шум. Для промышленника-пищевика эта информация достойна внимания, поскольку она позволяет ему разобраться и действовать.

Но для "Trident" ни на короткий срок, ни на перспективу она не подходит. Фирме нужна только важная информация, способная привести к принятию решения.

Мартен прав. Эффективность службы информации не только сводится к сбору фактов и их передаче. Информация существует как связь с намерением. Если нет "направленного движения", усилия "прямо к цели", то и необходимость в такой информации равна нулю.

Чтобы лучше рассмотреть проблему дополнительной ценности, полезно разделить решения на два типа: те, для которых информация первична и те, для которых первична проблема.

Информация первична, когда решение прямо вытекает, т.е. без тех или иных фактов решение не существует.

Если бы Жан Мартен не открыл существование Пнематекса, у компании "Trident" не было бы новой продукции. Поскольку информация первична, ее ценность очевидна.

Проблема первична, если информация должна подтвердить решение. Это получение справок по политике и экономике различных стран путем консультаций у нескольких экспертов по вопросам технологии, как в случае с Жаном Мартеном, когда он столкнулся с производством в пользу завода ПАО в Европе. Вот такую дополнительную ценность, полученную из изолированной информации, гораздо труднее оценить. Дополнительная ценность приобретается в тот момент, когда информация влияет на принятие решения. Информация - это продукция, она проходит длинный цикл - приобретение, обработка - распределение - каждый имеет стоимость и цену. К сожалению, стоимость и ценность не всегда может быть выражена в цифровом отношении: за информацию часто платят информацией и она соединяется в единое неделимое целое.

Вот почему службу информации не следует рассматривать как центр доходов.

В заключение, информация предлагает дополнительную ценность, когда она прямым или косвенным образом принимает участие в решении. Бездействие - это тоже форма действия, даже когда обдумывается выбор. Не ожидайте, что каждая информация приведет к большим результатам.

Создавать ценную информацию - прежде всего дело организации. Снизу вверх, организация пространства действий благодаря ЗВ для сбора необходимой информации и никакой иной. В центре, организация самой информации для прояснения ситуаций априори сложных и смешанных, подвергающаяся такой обработке, что весь персонал, имеющий к этому отношение, получает вовремя необходимую информацию. И параллельно, сама организация деятельности такова, что каждый чувствует себя причастным к жизни предприятия: "Информация - кровь предприятия", гласит девиз Мицуи, который преуспел. Только при таких условиях предприятие существует и развивается, получая необходимую суть своего новообращения, избегая информации сложной или ее утечки.

Ключевые положения

Обработка информации

анализ информации:

· важность

· точность

· значительность

синтез:

· подход путем расширения

· подход путем намерения

развитие источников:

· обеспеченные

· эффективные

Наши рекомендации