Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. Неолибералы отвергли постулат своих предшественников о том, что индивидуальные интересы, получив полную свободу
Неолибералы отвергли постулат своих предшественников о том, что индивидуальные интересы, получив полную свободу, автоматически удовлетворят общий интерес. Индивидумы эгоистичны, обуздать врожденный эгоизм не в состоянии даже лучшие представители рода человеческого. Поэтому гражданское общество и государство обязаны разрабатывать и поддерживать «общие правила игры» в экономике и социальных отношениях. Государственное законодательство, социальные и морально-нравственные нормы признаны важнейшей опорой либеральной политической экономии.
К тому же тезис классических либералов «каждый должен получать то, что он заслуживает в результате своих индивидуальных способностей» в новых условиях считается анахронизмом. По этой причине государство обязано обеспечить доступ к образованию, медицинскому обслуживанию, иным жизненно важным сферам тем социальным слоям, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить для себя «равные стартовые возможности». Следовательно, необходимо расширение фондов общественного потребления, систем социального страхования.
Таким образом, в неолиберальной доктрине оформляются два типа взаимоотношений: с одной стороны, между свободным рынком и экономической политикой государства, с другой — между отдельной личностью и обществом (в лице государства). Это означает обязанность правительства ограждать личность от злоупотреблений и других негативных последствий функционирования рыночной системы, радикальное преобразование сферы распределения, утверждение распределительной справедливости, т.е. социализация частнособственнических отношений. В свою очередь, социализация не была равнозначна социализму, но в то же время означала освоение многих его форм и принципов, придававших капитализму новый, более цивилизованный облик. Эту программу неолибералы назвали «государством всеобщего благоденствия». Теоретическим обоснованием неолиберальной доктрины стали «Новый курс» Рузвельта и немного позже — экономическое учение Дж. М. Кейнса.
Идеологию современного либерализма можно рассматривать в свете различных вариантов классификаций. Прежде всего, либерализм распадается на: а) академический, представленный трудами политических философов, теоре-
13.4. Основные идеологические течения в современном мире 537
тиков, экономистов; б) «вульгарный либерализм», как совокупность «общих мест», постоянно встречающихся в СМИ.
Академический либерализм разделяется на два важнейших направления. В своих крайних проявлениях либерализм превращается в так называемый либертаризм, исповедующий вседозволенность. В рамках последнего отстаивается принцип «нулевого государства» и личные интересы становятся над общественными. Другим ведущим направлением является утилитаризм. Для либералов-утилитаристов сама рыночная система нуждается в дополнительных средствах защиты. При таком подходе свобода рассматривается не как конечная цель, а лишь как средство для эффективного действия, следствием которого является благополучие материальное и душевное. Так, например, «минимальное государство» рекомендуется потому, что рыночная система является эффективной и т.д.
Либерализм различается по сферам применения:
— экономический, ориентированный на экономические модели общественного регулирования;
— политический, ориентированный на обсуждение политического плюрализма и демократии;
— нравственный, или моральный, выступающий за терпимость и свободу стилей жизни и поведения;
— социальный, поддерживающий единство моральных вопросов с обсуждением проблемы гражданских прав.
В качестве другой периодически доминирующей идеологии выступает консерватизм. Идейным родоначальником консерватизма является английский парламентарий конца XVIII в. Э. Берк, отреагировавший на события, связанные с Великой французской буржуазной революцией знаменитым памфлетом «Размышления о Французской революции» (1790). Три главных тезиса, сформулированные Э. Берком, оказали существенное влияние на дальнейшее развитие консерватизма.
1. Традиционализм, в соответствии с которым политический строй понимается как продукт истории и передачи от поколения к поколению.
2. Мировоззренческий и политический скептицизм: знание о создании и реформировании государства вытекает только из непосредственного опыта и базируется на нем, т.е. не может быть приобретено априорно.
3. Органицизм, согласно которому политическая мудрость состоит в постоянном изучении наличных тради-