Инструкция по работе с учебно–методическим пособием
Правоведение
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и
выполнению контрольных работ для студентов-заочников
технических, технологических, социально-экономических
специальностей высшего профессионального образования
Краснодар
УДК 340 (07)
Л 472
Составитель: старший преподаватель С.Г. Степаненко
Правоведение. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников технических, технологических и социально-экономических специальностей высшего профессионального образования. – Краснодар: Изд-во КубГТУ., 2005. – 49 с.
В учебно-методическом пособии изложены программа дисциплины, варианты контрольных заданий, практических занятий, вопросы к зачету (экзамену), рекомендуемая литература, приведены примеры выполнения и требования к оформлению контрольных работ.
Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета.
Рецензенты: канд. юрид. наук, доц. А. Сидоров (КГАУ)
канд. юрид. наук, ст. препод. А.П. Данилов (КубГТУ)
© КубГТУ, 2005
Содержание
Введение…………………………………………………………………...4
1 Нормативные ссылки…………………………………………………….4
2 Инструкция по работе с учебно-методическим пособием…………….5
3 Программа дисциплины…………………………………………………5
4 Контрольная работа……………………………………………………..11
5 Задания на контрольные работы ……………………………………....11
6 Темы практических занятий……………………………………………13
7 Содержание и оформление контрольных работ.…………………...…20
8 Вопросы для подготовки к зачету…………………………………...…21
9 Список рекомендуемой литературы……….…….…….………………23
10 Приложения …………………………………………………………...27
Введение
Курс "Правоведение" формирует у слушателей систематизированные знания о государстве и праве, происхождении этих явлений, сущности правоохранительной деятельности, системе и функции правоохранительных органов, отдельных отраслях права. Учебно-методическое пособие соответствует государственному стандарту дисциплины (ГСЭ. Ф. 06.).
В ходе изучения тем курса предполагается познакомить студентов с особенностями и возможностями различных подходов к изучению государственно-правовых явлений, понятий, категорий и гипотез, принципиальным основам и специфике развития государства и права в мировом масштабе и применительно к нашему государству. Немаловажным представляется и творческий подход студентов в изучении проблем и оценивании ими развития государственно-правовых явлений. Курс носит обзорный характер, в его организации отсутствует единая теоретическая парадигма. Содержание курса включает несколько проблемных областей, в ходе обсуждения которых сравниваются различные теоретические перспективы.
Студенты знакомятся со спецификой исследования государства и права с точки зрения нескольких теоретических подходов, что позволяет глубже проникнуть в суть этих явлений, а также с содержанием базовых юридических, исторических, политических категорий и парадигм, особенностями фундаментальных и прикладных аспектов юридического, исторического и политического исследования, основными работами отечественных и зарубежных авторов по тематике курса.
В процессе изучения студенты ознакомятся с основами конституционного (государственного), административного, гражданского, трудового и некоторых других отраслей права. Умение пользоваться соответствующими нормативно-правовыми актами и находить оптимальные решения в практической деятельности несомненно пригодится в профессиональной деятельности.
В результате изучения курса формируются навыки правовой и политической культуры; способность к принятию рациональных решений в правовой, политической и социальной жизни; умение ориентироваться в правовых, политических и социальных конфликтных ситуациях; анализировать международные политические процессы, определять место и роль России в современном мире, объяснять политические события и определять суть и цели правотворческого процесса, что является необходимым для творческого осмысления правовых и политических реалий прошлого и современного развития как России, так и мирового сообщества.
1 Нормативные ссылки
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.
ГОСТ 2.301-68. ЕСКД. Форматы.
ГОСТ Р 1.5-2002. Государственная система стандартизации.
ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание.
Инструкция по работе с учебно–методическим пособием
В разделе «Программа дисциплины» приведены темы и указывается, что необходимо знать в пределах каждой темы.
В конце тем приводятся вопросы для самопроверки и литература из списка рекомендуемой литературы с указанием страниц, где излагается материал темы.
Пример
Литература: [2, c. 3-9], [4, c. 143-162],
где 2 и 4 – порядковые номера литературных источников из списка рекомендуемой литературы.
Контрольная работа включает в себя 3 задания. Вариант контрольного задания выбирается по последней и предпоследней цифре шифра зачётной книжки. Номер контрольного вопроса соответствует последней цифре шифра зачетной книжки. По предпоследней цифре шифра зачетной книжки определяется вариант контрольного задания.
Пример
Последняя цифра шифра 7, предпоследняя цифра 3. Всего вариантов контрольных заданий – 60. По последней цифре выбираем варианты вопросов: 7, 17, 27, 37, 47, 57. Поскольку контрольная работа должна содержать 3 задания, по предпоследней цифре выбираем 3 вопроса контрольного задания. Нечетная предпоследняя цифра – первые 3 вопроса, четная – последние 3 вопроса из 6. Вопросы контрольной работы в данном случае будут 7, 17, 27.
В разделе «Темы практических занятий» приводятся наименования практических занятий, которые будут проводиться в период экзаменационной сессии, и указывается литература для подготовки.
3 Программа дисциплины
Тема 1. Предмет изучения дисциплины и основные понятия теории государства.
Рассмотрите понятия «предмет» и «метод» правоведения. Выделите основные теории происхождения государства, обратите внимание на исторический период их возникновения и обоснование. Определите понятие государства и основания классификации государств. Охарактеризуйте основные признаки государства, определите понятие и классифицируйте функции государства. Рассмотрите понятие формы (устройства) государства. Выделите основные элементы данной категории. Охарактеризуйте каждый элемент (форма правления, форма государственного устройства, политический режим). Определите основные признаки каждого элемента и произведите классификацию. Рассмотрите понятие «механизма государства» и «орган государства», основные признаки. Осуществите классификацию органов государства по нескольким основаниям (время функционирования, способ управления, направления деятельности и т.п.). Определите признаки правового государства, охарактеризуйте основные проблемы построения. Рассмотрите понятие гражданского общества, выделите основные элементы и принципы функционирования.
Литература: [1], [24, c. 11-31, 201-250], [25, c. 9-57; 116-184; 595-606], [26, c. 14-26; 44-82; 86-98; 135-155], [33, c. 1-46], [34, c. 6-49], [35, c. 5-44], [38, c. 95-104; 113-128], [39, c. 23-36; 47-112], [40, c. 1-21; 245-272; 277-353], [41, c. 9-33; 51-70; 361-420], [42, с. 6-31] [43, с. 12-25], [45, с. 5-19], [46, с. 13-21, 60-79, 97-114], [47, с. 9-30, 44-58, 67-78, 107-134, 468-460], [48, с. 44-103], [49, с. 26-38, 47-60, 66-79, 94-99, 107-130], [50, с. 86-102, 163-189, 276-307, 327-332], [51, с. 5-34], [52, с. 53-170], [54, с. 21-39], [55, с. 22-37].
Вопросы для самопроверки:
- Что является предметом правоведения?
- Какие основные теории происхождения государства и права Вы можете перечислить?
3. Какими элементами характеризуется форма (устройство) государства? Определите основные признаки этих элементов.
4. Дайте понятие органа государства и государственного механизма.
5. Определите признаки правового государства и гражданского общества. Выделите основные проблемы построения. Какие государства можно отнести к правовым?
Тема 2. Понятие, признаки и принципы права
Определите понятие права исходя из подходов к определению сущности права. Определите признаки права. Рассмотрите проблему взаимосвязи государства и права. Выделите основные общеправовые принципы. Отметьте соотношение права и других социальных регуляторов (мораль, обычаи, традиции, религиозные, политические, социально-технические и др.). Определите функции права. Дайте определение понятиям «источник» и «форма» права, определите их соотношение применительно к праву. Рассмотрите основные источники права. Обратите внимание и выделите специфику источников права в зависимости от типа правовой системы (англо-саксонской и континентальной). Дайте понятие системы права, охарактеризуйте ее структурные элементы. Рассмотрите и дайте характеристику основным отраслям права (государственное (конституционное), административное, гражданское, трудовое, уголовное, земельное, семейное, финансовое ). Определите структуру правовой нормы. Соотнесите норму права со статьей закона. Произведите классификацию нормативно-правовых актов по нескольким основаниям (по времени, пространству, юридической силе и др.). Рассмотрите понятие правоотношения, определите его структуру. Охарактеризуйте виды правоотношений. Определите понятие юридического факта, произведите классификацию, приведите примеры. Дайте понятие правомерного и противоправного поведения, укажите признаки. Рассмотрите юридический состав противоправного поведения, произведите классификацию противоправного поведения.
Литература: [1], [24, c. 32-55; 71-98; 128-148; 172-182], [25, c. 343-421; 435-476; 530-559], [26, c. 221-251; 285-297; 312-333; 397-412], [33, c. 47-112], [34, c. 50-74; 82-91], [35, c. 45-176], [38, c. 11-41; 53-63; 84-94], [39, c. 167-238; 270-287; 326-345], [40, c. 475-489; 503-527], [41, c. 38-46; 108-189; 231-271; 292-332], [42, с. 32-55], [43, с. 26-38], [45, с. 23-51; 59-65], [46, с. 130-162; 178-200; 320-357; 374-394; 508-546; 579-595]; [47, с. 189-203; 212-232; 240-271; 345-356; 402-426], [48, с. 114-206; 220-290], [49, с 238-255; 289-297; 303-315; 318-330; 370-388], [51, с. 35-53] [52, с. 196-288; 306-334], [53, с. 19-28; 38-73; 106-116], [54, с. 4-20], [55, с. 6-14].
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое право? Дайте определение, используя несколько подходов (нормативного позитивизма, психологический, классовый и т.д.).
2. Что отличает право как социальный регулятор поведения человека от иных социальных норм?
3. Что является критерием для разделения норм права по отраслям ?
4. В чем отличие нормы права от статьи нормативно-правового акта?
5. Чем отличается правоспособность от дееспособности?
6. По каким основаниям возможно произвести классификацию юридических фактов?
7. Чем характеризуется объективная сторона правонарушения?
Тема 3. Основы государственного (конституционного) права
Определите понятие конституции как нормативно-правового акта. Охарактеризуйте значение, место и роль в системе права (системе законодательства). Выявите на основании преамбулы и главы 1 Конституции РФ 1993г принципы конституционного строя РФ. Дайте понятие основ правового статуса человека и гражданина, основных принципов данного статуса. Сделайте классификацию основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина на основании используя текст Конституции РФ. Дайте понятие гражданства, определите и охарактеризуйте принципы гражданство. Рассмотрите способы приобретения и прекращения гражданства, используя Федеральный Закон РФ «О гражданстве РФ». Опишите систему государственных органов по Конституции РФ. Отметьте систему правоохранительных органов по Конституции РФ, обратите внимание на систему судебной власти РФ.
Литература: [1], [2], [3], [11], [18], [19], [20], [22], [23], [24, c. 191-194], [32, c. 4-47; 202-214], [33, с. 113-186], [34, с. 92-136], [35, с. 177-214], [38, с. 154-205], [42, с. 56-100], [43, с. 39-57], [44, 26-40, 89-136], [45, с. 109-136], [51, с. 55-71], [54, с. 40-72], [55, с. 38-69].
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите основные принципы конституционного строя РФ.
2. Перечислите принципы федерализма РФ.
3. Какие основные группы прав и свобод человека и гражданина Вы можете перечислить?
4. Какие основания приобретения гражданства РФ Вы можете назвать?
5. Охарактеризуйте систему государственной власти РФ согласно Конституции РФ.
6. Перечислите систему судебных органов в РФ.
Тема 4. Основы административного права
Дайте понятие административного права как отрасли права. Охарактеризуйте систему административного права. Назовите источники административного права, укажите специфику метода административно-правового регулирования. Рассмотрите административно-правовые отношения, дайте общую характеристику, произведите классификацию по нескольким основаниям. Укажите специфические черты административно-правовых отношений. Дайте определение административному принуждению. Выделите виды административного принуждения, подберите несколько примеров по каждому из видов. Дайте определение административной ответственности, определите основания возникновения. Определите признаки наступления административной ответственности (состав административного проступка (правонарушения)). Назовите виды административной ответственности. Охарактеризуйте каждый из видов административного взыскания. Укажите органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях.
Литература: [1], [2], [3], [11], [18], [19], [20], [22], [23], [24, c. 191-194], [32, c. 4-47; 202-214], [33, с. 113-186], [34, с. 92-136], [35, с. 177-214], [38, с. 154-205], [42, с. 56-100], [43, с. 39-57], [44, 26-40, 89-136], [45, с. 109-136], [51, с. 55-71], [54, с. 40-72], [55, с. 38-69]
Вопросы для самопроверки:
1. В чем заключается специфика метода административно-правового регулирования?
2. Какие виды административно-правовых отношений вы можете назвать?
3. В чем заключается административное принуждение?
4. В чем заключается специфика административной ответственности?
Тема 5. Основы гражданского права
Дайте понятие гражданского права как отрасли права. Отметьте специфику предмета и метода правового регулирования отрасли гражданского права. Определите объекты гражданского права, выявите специфику. Дайте характеристику субъектам гражданского права. Назовите принципы гражданского права. Произведите классификацию субъектов гражданского права. Дайте определение следующим понятиям: «правоспособность», «дееспособность», «правосубъектность». Рассмотрите понятие, формы и виды сделок. Дайте понятие обязательства. Охарактеризуйте и произведите классификацию обязательств по нескольким основаниям. Дайте понятие договора. Рассмотрите договор как способ возникновения обязательств. Охарактеризуйте порядок и форму заключения и расторжения договора. Определите содержание договора, его существенные и дополнительные условия. Укажите основания и последствия изменения и расторжения договора. Произведите классификацию договоров по нескольким основаниям. Дайте понятие сроков в гражданском праве. Произведите классификацию сроков по нескольким основаниям. Рассмотрите понятие исковой давности, назовите виды сроков исковой давности. Дайте понятие приостановления, перерыва и восстановления сроков исковой давности. Определите сущность этих понятий и основания применения этих мер. Отметьте последствия истечения срока исковой давности. Определите формы защиты гражданских прав. Дайте понятие наследованию и наследству. Отметьте специфику наследования по завещанию и по закону. Дайте понятие авторского права как подотрасли гражданского права. Рассмотрите понятия изобретательского и патентного права. Отметьте условия патентоспособности.
Литература: [1], [5], [10], [13], [15], [21], [27], [28, с. 11-38; 56-104; 114-132; 152-187; 198-227; 228-245; 351-404], [29, с. 3-25; 80-92; 93-177; 205-261; 326-393; 482-530], [30, с. 3-116; 694-763], [31, с. 3-186; 488-564], [32, с. 48-66], [33, c. 356-474], [34, c. 202-309; 367-408], [35, c. 239-268], [36], [37], [38, c. 208-264], [42, с. 101-127], [43, с. 58-63], [45, с. 184-257], [51, с. 72-103], [54, с. 73-104], [55, с. 91-112].
Вопросы для самопроверки:
1. В чем заключается специфика предмета и метода правового регулирования гражданского права?
2. Каким образом можно провести классификацию объектов гражданского права.?
3. Какими признаками обладает юридическое лицо?
4. Что является существенными условиями договора?
5. Что такое исковая давность? Каковы последствия просрочки данного срока?
6. Какими признаками обладает изобретение?
Тема 6. Основы трудового права
Дайте общую характеристику трудового права как отрасли права. Рассмотрите систему трудового права. Определите смежные правовые институты, регулирующие отношения, возникающие на основе трудовых. Укажите источники трудового права, обратите внимание на специфику. Дайте понятие трудового договора (контракта). Сформулируйте основные и дополнительные условия трудового договора (контракта). Отметьте условия и порядок заключения трудового договора (контракта). Выделите и классифицируйте основания прекращения трудового договора. Охарактеризуйте систему поощрений и взысканий в трудовом праве
Литература: [1], [9], [33, с. 283-355], [34, c. 409-465], [35, c. 215-238], [38, c. 265-280], [42, c. 151-193], [43, c. 73-88], [45, c. 312-356], [51, c. 104-113], [54, c.121-200], [55, c. 113-151].
Вопросы для самопроверки:
1. В чем специфика источников трудового права?
2. Какие условия трудового договора (контракта) можно отнести к существенным?
3. В каких случаях допускается расторжение трудового договора (контракта) по инициативе третьих лиц?
Тема 7. Основы уголовного права
Дайте общую характеристику уголовному праву как отрасли права. Рассмотрите систему уголовного права. Укажите источники и определите задачи уголовного права. Рассмотрите и охарактеризуйте принципы уголовного права. Дайте понятие преступления, определите признаки. Охарактеризуйте состав преступления. Проведите классификацию преступлений по УК РФ. Отметьте принципы и цели уголовного наказания. Охарактеризуйте систему наказаний в уголовном праве. Выделите основные и дополнительные виды наказаний.
Литература: [1], [32, c. 141-188], [33, c. 565-637], [34, c. 492-514], [35, c. 287-310], [38, с. 350-381], [42, c. 215-225], [43, c.94-97], [45, c. 287-311], [54, c. 250-269], [55, с. 167-175].
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы задачи уголовного права как отрасли права?
2. Что такое презумпция невиновности?
3. В чем заключаются основные цели уголовной ответственности?
Тема 8. Основы семейного права
Определите понятие брака в семейном праве. Отметьте условия и порядок заключения брака. Укажите условия недействительности брака. Рассмотрите основания прекращения и порядок расторжения брака. Охарактеризуйте взаимные права и обязанности супругов и детей. Укажите имущественные отношения родителей и детей.
Литература: [1], [3], [8], [28, c. 317-334], [31, c. 187-487], [33, c. 512-564], [34, c. 466-491], [35, c. 269-286], [36, c. 287-300], [38, c. 294-318], [42, c. 128-150], [43, c. 64-72], [45, c. 258-283], [51, с. 125-131], [54, с. 201-209], [55, с. 152-166].
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое "брак"?
2. Что такое «фиктивный брак»?
3. В чем отличие понятий «прекращение» и «расторжение» брака?
Тема 9. Основы экологического права
Дайте понятие экологических систем как объекта правового регулирования. Определите источники экологического права. Охарактеризуйте признаки экологического права. Выделите специфику содержания отрасли экологического права. Рассмотрите понятие «экологическое правонарушение». Определите специфику наступления и виды экологической ответственности.
Литература: [1], [4], [5], [6], [7], [12], [14], [16], [21], [32, c. 83-98], [35, c. 325-332], [38, c. 320-333], [42, c. 194-203], [43, c. 89-91], [45, с. 161-171], [51, с. 132-138], [54, с. 291-305], [55, с. 183-186].
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое "экологические системы"?
2. В чем специфика экологических правоотношений?
3. Что такое экологическое правонарушение?
4. Каковы пути решения глобальных экологических проблем
Контрольная работа
При выполнении контрольной работы студенты изучают основные понятия и базисные вопросы, связанные с научным анализом специфики правоведения, учатся самостоятельно разбираться в политических, правовых и исторических процессах развития как российского общества, так и мирового сообщества. Контрольная работа помогает систематизировать и творчески использовать идеи источников для раскрытия выбранной темы, логично строить содержание, связно и лаконично излагать материал, показывать различные точки зрения на избранную проблему, отражать собственные взгляды и комментарии автора.
Одновременно студент должен научиться пользоваться нормативными документами (ГОСТами) и рекомендуемыми справочными материалами, с тем, чтобы уметь в дальнейшем правильно выбирать и анализировать материал для формирования четкой и устойчивой гражданской позиции, повышения уровня общей и правовой культуры, правосознания.