Инструкция по работе с учебно-методическим пособием

Содержание

Введение............................................................................................... 4

1 Нормативные ссылки........................................................................ 7

2 Инструкция по работе с учебно-методическим пособием.............. 7

3 Методика выполнения практических занятий................................. 8

4 Темы практических занятий ............................................................ 9

4.1 Практическое занятие №1. Формирование организационных структур 9

4.2 Практическое занятие №2. Расчет потребности персонала управления 16

4.3 Практическое занятие №3. Организация нормирования труда. 23

Список литературы............................................................................. 30

Приложение А (обязательное). Форма отчета ( титульный лист)……33

Введение

В условиях рынка существенно меняются взаимоотношения между различными субъектами народнохозяйственного комплекса. Предприятия, в том числе автотранспортные, с различными формами собственности, действующие вусловиях конкуренции как самостоятельные производители товаров и услуг, заинтересованы в завое­вании рынка и получении прибыли. Поэтому каждое из них должно четко ориентироваться в сложной обстановке рынка, правильна оценивать производственный и экономический потенциал, перспективы развития и фи­нансовую устойчивость своего предприятия. Главная роль в решении этих вопросов принадлежит органам управления предприятиям. Среди ру­ководителей промышленных и автотранспортных предприятий России много руководителей всех уровней, которые не обладают еще достаточным опы­том ворганизации работы подчиненного ему объекта в условиях рынка.

Мыпривыкли к тому, что на государственном предприятии директор назначается. Это единица номенклатурная, независимо от того, есть у него умение управлять или нет. Иное дело в условиях рынка. Рассмот­рев и сравнив деятельность предприятий российской социалистической плановой и современной рыночной экономики можно понять, что несмотря на одни и те жецели: производить и реализовать товар и услуги, стиль управления у них разный. Предприятию в рамках плановой экономики глав­нее - сбыть товар на любых условиях. Рыночное предприятие стремится к реализации на условиях максимальной выгоды. Предприятия командно-административной концепции управления, оказавшись на пороге рыночной экономики 6алансируют на грани "быть или не быть". Для того, чтобы выйти из этой ситуации, необходимо коренным образом менять организацию управления.

Эффективное управление современным производством вусловиях рынка - задача, которая по плечу не просто хорошему, грамотному ме­неджеру, но человеку обладающему экономическими знаниями и освоившим принципы менеджмента. Менеджмент это умение управлять финансовыми, сырьевыми, материальными и интеллектуальными ресурсами предприятии, производства, общества для наиболее

эффективной производственной де­ятельности и получения прибыли. Вступая в рыночную экономику, мы учимся методам и формам менеджмента у стран, хорошо освоивших его. Но применять их нужно только адаптируя кусловиям российской реаль­ности. Для государственных предприятий проблема изменения менталите­та директорского вменеджерский стоит остро. Во вновь рождающихся экономических

формах, таких как биржи, коммерческие банки, малые предприятия такой проблемы нет.

«Менеджер» внашемэкономическом и бытовом лексиконе - слово новое.

Менеджер-нанимаемый собственником капитала профессиональный управляющий предприятием (директор, руководитель подразделения, от­дела и т.д.). Менеджер является специалистом по организации и управ­лению производством научной организации труда, как правило, имеет достаточный объем знаний в области экономики, социальной психологии, финансов ит.д. На предприятиях управления персоналом (УП) идет через менеджмент.

Менеджер может взяться за управление с полной ответственностью, владеет знаниями и обладает способностями в этом деле. Только та­кая экономическая среда, гдегосподствуют товарно-денежные отношения, является необходимой объективной предпосылкой для карьеры менеджера, в том числе и в нашей стране Но объективная предпосылка может быть не реализована, если пренебречь таким субъективным фактором, как воспитание практически с детства качеств, необходимых для менеджера. Очень важным фактором для карьеры менеджера также является создание сети учреждений (вузов, курсов, деловых школ, консультационных центров и т.д.), в которых можно было бы получить хорошее экономическое образование, а затем постоянно повышать свою квалификацию.

Современный руководитель в управлении персоналом на всех уровнях должен обладать творческими способностями и быть одновременно компетентным:

- в технических характеристиках продукции (под продукцией в дальнейшем понимаются товары, производимые автотранспортным предприятием в порядке диверсификации, и услуги, оказываемые населению и организациям);

- впланировании производства;

- вобласти реализации.

Руководитель должен отвечать не только на вопросы отом, как сделать ту или иную продукцию, но и о том, во что это обойдется, по какой цене реализовать новинку, какую прибыль принесет она предприятию. С самого начала, т.е. еще до момента начала производства продукции, необходимо определить характеристики еекачества, издержки производства, расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание.

При закупке оборудования и технологий необходимо ориентиро­ваться не напрестижное стремление получить самое новое, а на реальные потребности и, что ещеболее важно, на возможности своей экономики. Высокая технология как правило предъявляет очень жесткие требования корганизации производства. Покупка техники самого последнего образца престижна. Но, решаясь на нее, следует четко представлять, чего именно от нее ожидать. Продукция, производимая на этом оборудовании при использовании сверхсовременной технологии, небудет дешевой и многие достоинства новой техники и технологии могут обернуться недостатками.

Менеджер должен быть мастером своего дела. Управлять - значит вести предприятие в осуществлению цели, используя как минимум три его составляющие: персонал, ресурсы, организационные процессы. Поэтому необходимо очень серьезно подумать над выбором философии менеджмента, чтобы не наткнуться на видимые и невидимые препятствия в избранном стиле управления.

Чем сложнее предприятие, тем больше у составляющих, тем труднее добиться их согласования. Важно знать на какую степень ответственности обрекает себя менеджер, какую свободудеятельности приобретает и какую выгоду может ожидать. Все за­висит от формы собственности предприятия, числа владельцев, источни­ка стартового капитала. Чем больше владельцев, тем меньше риска, но и прав и доходов тоже меньше. Если же собрать капитал побольше и де­ло организовать покрупнее, то и прибыль получится больше. Вы выбира­ете, что вам предпочтительнее в соответствии с вашим характером, опытом, знаниями.

В сравнении с зарубежным менеджментом, менеджмент, необходимый в нашей стране находится в другом времени. Иностранным менеджерам в 80 - 90-е годы приходилось работать в более сложных условиях: рынок постоянно менялся то и дело символизируя о затухании спроса на ту или иную продукцию. Менеджмент становится искусством, когда успех стратегического планирования определяется талантом предвидения, интуицией. Наша жестрана до сих пор входит в рыночную экономику в состоянии, соответствующему первым годам начала века, когда требуется производство самого необходимого. Соответственно этому периоду формулируются и задачи менеджмента: формирование сознания рынка, фирмы, стиля управления.

Экономическая тектоника изменила мир, поставив разделенные ог­ромными пространствами страны лицом к лицу на мировом рынке, сделав их продавцами, покупателями, конкурентами. Каждая страна достигает своего уровня жизни за счет

повышения эффективности своей экономики. Необходимо быть терпимым к инакомыслию.Государственная система и философия индивидуальной свободы способствуют соревнованию идей на политической арене и на рынке. Из этих соревнований рождаются новые товары и услуги, новые решения. Руководители, профсоюзные лидеры, рядовые работники могут повернуть к лучшему развитие самой безнадежной ситуации исключительно благодаря своей целеустремленности и готовности к сотрудничеству. Курс УП занимает ведущую роль в курсовом и дипломном проектировании по специальным дисциплинам: “Пассажирские перевозки”, “Грузовые перевозки”, “Менеджмент”, “Маркетинг” и др.

Нормативные ссылки

В учебно-методическом пособии использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 2.301- 68 ЕСКД. Форматы

ГОСТ 8.417-2002 ГСИ. Единицы величин

Р 50-77-88 Рекомендации. ЕСКД. Правила выполнении диаграмм

ГОСТ 2.104-2006 ЕСКД. Основные надписи

ГОСТ 2.106-96 Текстовые документы

Инструкция по работе с учебно-методическим пособием

В разделе «Методика выполнения практических занятий» приведены этапы выполнения практических занятий и требования к оформлению отчетов.

Цель практических занятий – закрепление теоретических знаний, полученных студентами при слушании курса лекций и в процессе самостоятельного изучения вопросов, изложенных в литературных и нормативно-справочных источниках по управлению персоналом.

Задачи – усвоение, умение и готовность студента на этапе обучения выполнять поставленные задачи, работая на производстве.

Вариант практических занятий выбирается по последним 2-м цифрам зачетной книжки (табл. 1).

По теме занятий студент в соответствии с перечнем практических занятий выбирает конкретное задание из задач, по которым согласно методике проводит расчеты, описания и разрабатывает мероприятия.

Т а б л и ц а 1 – Выбор варианта задания по практическим занятиям (в соответствии с номером зачетной книжки)

    Последняя цифра зачетной книжки
Предпоследняя цифра зачетной книжки

В разделах «Темы практических занятий» приводятся наименования практических работ, которые необходимо выполнить в течение учебного семестра.

Наши рекомендации