Государство в политической системе РФ. Основные принципы организации государственной власти в РФ. Конституция РФ об основных принципах организации государственной власти в современной РФ
Сначала охарактеризуем российское государство с конституционной точки зрения:
Ø в соответствии со статьей 1 (пункт 1) Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;
Ø государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10);
Ø в соответствии со статьей 11 (пункт 1) государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ;
Ø в соответствии со статьями 80-93 Президент РФ:
· является главой государства, гарантом конституции, верховным главнокомандующим
· определяет основные направления внешней и внутренней политики
· принимает меры по сохранению суверенитета и порядка, защите граждан
· избирается всеобщим тайным голосованием на 4 года, можно 2 срока подряд
· не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
· назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ
· имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации
· формирует и возглавляет СБ РФ
· утверждает военную доктрину Российской Федерации
· назначает и освобождает от должности полномочных представителей, высшее командование Вооруженных Сил
· назначает выборы ГД и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией
· подписывает и обнародует федеральные законы
· обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства
· может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти и субъектов РФ
· вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ
· подписывает ратификационные грамоты, ведет переговоры и подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты дип. Представителей
· может вводить военное положение и ЧП с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД
· решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища
· вручает награды и решает вопросы помилования
· издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории
· вступает в должность после присяги, и прекращает деятельность после принесения присяги вновь избранным президентом.
· когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. Исполняющий обязанности не имеет права распускать ГД, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции
· может быть отрешен от должности СФ только на основании выдвинутого ГД обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда
Ø в соответствии со статьями 94 – 109 Федеральное Собрание РФ:
· парламент РФ, является представительным и законодательным органом
· состоит из двух палат – Совета Федерации (СФ) и Государственной Думы (ГД)
· СФ – по два представителя от каждого субъекта, по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти
· Государственная Дума состоит из 450 депутатов (на 4 года, регулируется федеральными законами. Депутатом может быть достигший 21 года и имеющий право участвовать. Одно и то же лицо не может быть членом СФ и депутатом ГД. Депутаты ГД не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности).
· депутаты и члены СФ – неприкосновенны, не могут быть подвергнуты личному досмотру, подвергнуты обыску, арестованы, кроме случаев задержания на месте преступления
· ГД собирается на первое заседание на 13 день после избрания. Президент может созвать заседание ранее этого срока
· СФ и ГД заседают раздельно, но открыто. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий президента
· и те и другие выбирают себе председателя из своего состава, образуют комитеты и комиссии, принимают свой регламент, совместно образуют Счетную Палату
СФ: утверждает изменения границ, указы президента о ВП и ЧП, решения о возможности использования военных сил за границей, назначает на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда, председателя Счетной Палаты и т.д.
ГД: решение вопроса о доверии Правительству, назначают председателя Центробанка, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента и т.д.
- Федеральные законы принимаются ГД
- законодательная инициатива принадлежит Президенту, СФ, ГД, законодательным органам субъектов, вышеперечисленным судам
- принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
- ГД нельзя распускать, когда ЧП и ВП, когда она выдвигает обвинение против Президента, а решение СФ еще не принято
Ø в соответствии со статьями 110-117 Правительство РФ:
· исполнительная власть
· состоит из Председателя (назначается Президентом с согласия ГД), заместителей (председатель предлагает президенту) и федеральных министров
· если ГД 3 раза отклонила кандидатуру, Президент ее распускает и назначает Председателя сам
· обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, финансовой, кредитной и денежной политики
· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ
· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности
· издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение
· перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.
· может подать в отставку, Президент может ее и не принять
· ГД может выразить недоверие правительству
· если складывают полномочия, то по поручению президента, действуют до момента назначения нового правительства
Ø в соответствии со статьями 118-129 Судебная Власть РФ:
· правосудие только судом (конституционным, гражданским, административным и уголовным)
· судьи – не менее 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
· судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону
· судьи неприкосновенны
· разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных ФЗ
· финансирование только из федерального бюджета
· Конституционный Суд: 19 судей, решает дела о соответствии Конституции федеральных законов и других актов, дает толкование конституции по запросам президента, правительства и т.д. и т.п.
· Верховный Суд: высшийсудебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, дает разъяснения по вопросам судебной практики.
· Высший Арбитражный Суд: по разрешению экономических споров
· судьи назначаются президентом
· президент назначает генерального прокурора, а тот остальных прокуроров
Теперь рассмотрим специфику современного российского государства:
Осмысление роли государства привлекало и продолжает привлекать внимание многих мыслителей по причине особенного положения и рол этого института. В русской истории, как и в современности, странным образом соединены страх, зависимость от государства и неприятие его, потребность в разрушении государственных структур и устоев. Россияне воспринимают государственную власть как первооснову общественной жизни. Отсюда установка на всепоглощающее и заботящееся государство (этатизм). Однако, стремясь к заботе, государство парализует самостоятельную энергию частных лиц и приучает общество к пассивному выжиданию и восприятию внешних мер, социальному иждивенчеству. Параллельно с этим существовал анархизм – желание бороться с несправедливой властью и ее представителями.
Природа нового российского государства уникальна:
ü потеряв свое прежнее социальное бытие и не обретя в полной мере, пока, нового социального выражения, наследники номенклатуры предстали в обнаженном облике госаппарата (этот аппарат является чиновничьей корпорацией);
ü наблюдаются разные отношения с важнейшими корпоративными общностями: одни в стадии реорганизации и распада (ВПК, АПК), другие оформились в качестве ведущего партнера (ТЭК);
ü современные трансформационные процессы идут в русле административной реформы;
ü федеральные властные структуры действительно перегружены, а часто просто парализованы объемом и разнообразием повседневных вопросов;
ü главная проблема – преодоление «регионального отчуждения» и формирование государственного единства на конституционной основе;
ü неспособность обеспечить выполнение своих же законов и т.д.
Главные черты политики при Путине: отказ от изменения Конституции, отказ от итогов приватизации первой половины 90-х, создание и обкатка механизма «равноудаленности» олигархов и политики, неприятие революции в качестве эффективной формы позитивных политических изменений.
Содержание и основные тенденции эволюции социальной структуры российского общества в постсоветский период. Проекция социальных неравенств в политическую сферу
Под социальной структурой общества обычно понимают совокупность относительно устойчивых общностей людей, их связь и взаимодействие, а также отношения, в которые вступают социальные группы по поводу условий их жизнедеятельности. В статье 7 Конституции РФ указано, что Россия является социальным государством. Это означает, что государство должно компенсировать неблагоприятное социальное положение отдельных категорий людей исходя из принципа социальной справедливости. Однако на практике в России принцип «социального государства» выполняется не так эффективно, как этого бы хотелось.
Рыночная трансформация российской экономики и социальных отношений по своему объективному смыслу должна была покончить с отчуждением людей от собственности и уравнительностью в распределении доходов, характерных для советского общества и лишавших его динамизма. Однако разрыв с прошлым в 90-е годы произошел хаотично и бессистемно, без учета возможных последствий для общества. Он сопровождался захватом важнейших объектов собственности узкой группой приближенных к власти людей при прямом попустительстве со стороны государства. Радикальный переворот в имущественных отношениях повлек за собой беспрецедентную дифференциацию доходов населения, резкое размежевание общества на богатых и бедных, глубокое нарушение принципов и норм социальной справедливости. Возникла прямая угроза стабильности и безопасности страны.
С какими основными социальными проблемами сталкивается нынешнее российское государство?
· проблема бедности
В современной России подавляющая часть населения живет беднее, чем до проведения системных реформ. По уровню жизни небогатая страна и раньше отставала от развитых государств, а теперь отстает еще больше. Бедность стала характерна для десятков миллионов россиян – 29 млн. человек в конце 2003 года (20% населения, в то время как сейчас этот показатель несколько улучшился – около 16% населения живет за чертой бедности). В данный момент приоритеты отдаются то увеличению минимального размера оплаты труда и пенсий, то прямой материальной поддержке бедных, то экономическому росту как условию достижения благополучия граждан.
· неравенство доходов
Что касается неравенства доходов, то на рубеже третьего тысячелетия уровень экономического неравенства в России был примерно таким же, как в США: значения коэффициента Джини в двух странах составляли примерно 0,4. Однако необходимо учитывать, что валовой национальный доход в США один из самых высоких в мире и превышает соответствующий российский показатель примерно в 25 раз по официальному курсу и примерно в 4 раза по паритету покупательной способности. Столь резкие различия значений коэффициента Джини не могут не создавать напряженности в социально-экономических отношениях.
По мнению Л.А.Беляевой (статья «Социальные слои в России: опыт кластерного анализа»), современная социальная стратификация в России выглядит следующим образом:
1) «высокостатусные» (6%) – довольно высокий уровень доходов, обладание властными ресурсами и символическим капиталом в виде высшего образования;
2) «эксперты» (20%) – представители располагают высшим образованием и уровнем дохода, по которому их можно причислить к «обеспеченным», но властный ресурс отсутствует;
3) «реалисты» (38%) - в его центре те, кто не имеет высшего образования, но обладает способностями адаптации к рынку; его члены достигли неплохих материальных результатов;
4) «новые бедные» (11%) – слой, появившейся в результате системных реформ, когда в бедность была ввергнута часть высокообразованного населения, в основном, массовая интеллигенция (ученые, учителя, врачи и т.д.);
5) «старые бедные» (25%) - раньше занимали в обществе низкие социальные позиции и имели мало резервов для самореализации, но при этом существовали возможности восходящей социальной мобильности для поколения их детей, прежде всего через образовательные каналы.
Социальное неравенство, какими бы причинами оно ни порождалось - различиями в доходах или в собственности, социальным статусом, неодинаковыми возможностями интеллектуального и культурного развития или просто разницей задатков и способностей, - воспроизводит себя и в политической жизни общества даже при формальном равенстве политических прав граждан.
!!!Преимущества и выгоды эксклюзивного расположения в матрице социального неравенства (обладание собственностью, высокие доходы, ключевые позиции в элитной иерархии), так или иначе, конвертируются в политическое влияние. Это осуществляется по многим каналам:
- близость к центрам власти, позволяющая формировать приоритеты политической повестки дня;
- наличие финансовых ресурсов воздействия на публичную политику;
- материальная поддержка партий и гражданских организаций;
- личная уния с правящей политической элитой;
- создание мощных и хорошо финансируемых лоббистских структур;
- прямое и косвенное манипулирование СМИ;
- подкуп государственных чиновников, депутатов и судей;
!!!Те же, кто «на дне» испытывает тяготы нищеты и бедности, выпадают из зоны активного участия в политическом процессе, оказываются в угнетенном положении, становятся объектом манипуляций ловких демагогов и политиканов.
В итоге - неконтролируемый рост социального неравенства усиливает властные позиции немногих и препятствует участию в политике большинства, то есть противоречит демократии и способствует развитию авторитарных тенденций.