Конституционные органы власти РФ. Принципы организации и функционирования государственной власти. Разделение властей

СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Конституционные органы власти РФ. Принципы организации и функционирования государственной власти. Разделение властей - student2.ru

Законодательная власть РФ

Родиной современного парламента является Англия — в XIII в. королевская власть в соответствии с Великой хартией вольности (1215г.) была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориальных единиц (графств).

Первое учреждение парламентского типа в России — Государственная Дума. Она возникла в ходе Первой русской революции, на основе царского манифеста от 17 октября 1905 года. Открытие Думы состоялось 27 апреля 1906 года.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Этот институт государственной власти регламентируется гл. 5 (ст. 94—109) Конституции РФ.

Статья 94 определяет статус федерального парламента как представительного, законодательного органа Российской Федерации.

Федеральное Собрание — двухпалатный орган. Функции парламента Российской Федерации. Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ отражает федеративное устройство нашего государства и различные основания у палат в их организации и осуществлении функции представительства, выражения общественного мнения.

Совет Федерации (верхняя палата) представляет субъекты Федерации, интересы всех политико-административных, административно-территориальных образований. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95, ч.2).

Установлен возрастной ценз члена Совета Федерации - не моложе 30 лет. Представитель от двухпалатного парламента субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Право внесения кандидатуры для избрания членом Совета Федерации предоставлено председателю парламента субъекта РФ, в двухпалатном - председателям палат поочередно, а также группе депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Решение по избранию принимается тайным голосованием, оформляется постановлением парламента, в двухпалатном парламенте — постановлением обеих палат (ст. 5).

Член Совета Федерации, представляющий исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, назначается высшим должностным лицом субъектом РФ (руководителем высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ (на срок его полномочий (ст.4)). Решение оформляется его указом (постановлением), направляется в 3-дневный срок в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, вступает в силу, если против не проголосуют 2/3 от общего числа депутатов парламента субъекта РФ (ст. 5).

Государственная Дума (нижняя палата) выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Ее численность - 450 депутатов.

Из двух палат парламента именно Государственная Дума играет основополагающую роль в законодательном процессе.

Законодательный процесс — установленный законами и регламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам:

1. федерального бюджета;

2. федеральных налогов и сборов;

3. финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4. ратификации и денонсации международных договоров РФ;

5. статуса и защиты государственной границы РФ;

6. войны и мира.

В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном голосовании в случае несогласия Государственной Думы с Советом Федерации федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов этой палаты (ст. 105, ч. 5.).

Заключительный этап законодательного процесса — промульгация состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению. Вместе с тем, этап промульгации дает главе государства возможность выразить несогласие с законом или его отдельным положением и вернуть закон в парламент на новое рассмотрение. Опубликование, т.е. официальное обнародование закона, является необходимым условием его вступления в силу (в действие).

Конституция РФ термин «промульгация» не использует: в ней говорится (ст. 107) о том, что принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования; если в течение 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию. Таким образом, квалифицированным большинством Федеральное Собрание имеет возможность преодоления президентского вето.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый обеими палатами федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом и в течение 14 дней подлежит подписанию им и обнародованию (ст. 108, ч.2).

Институт Президента Российской Федерации:

Правовой статус — глава государства.

Президент РФ не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти. Его общественно необходимая роль как главы государства определяется в ст. 80 Конституции РФ:

1. Гарант Конституции Российской Федерации.

2. Гарант прав и свобод человека и гражданина.

3. Гарант государственной целостности, независимости и суверенитета России.

4. Координатор деятельности властных структур государства.

5. Представитель Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях.

Компетенция Президента РФ реализуется в рамках предметов исключительно федерального ведения (ст. 71), а также в переделах вопросов, отнесенных к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72).

Первая группа полномочий Президента Российской Федерации — его права и обязанности, связанные с деятельностью представительного и законодательного органа РФ - Федерального Собрания, его палат.

Вторая группа полномочий Президента РФ — его права и обязанности, связанные с деятельностью правительства РФ.

Третья группа полномочий Президента РФ — его права и обязанности в области обороны и внешних сношений.

Четвертая группа полномочий Президента РФ — его компетенция, связанная с координацией деятельности соответствующих властных структур государства.

Пятая группа полномочий Президента РФ — в сфере кадровой политики и назначений высших должностных лиц:

Порядок избрания Президента РФ.

Президент избирается сроком на 6 лет на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Исполнительным органом страны является Правительство РФ.

Функции Правительства РФ:

Конституционные органы власти РФ. Принципы организации и функционирования государственной власти. Разделение властей - student2.ru

Система федеральных органов исполнительной власти

Конституционные органы власти РФ. Принципы организации и функционирования государственной власти. Разделение властей - student2.ru

Правительство РФ - высший орган федеральной исполнительной власти.

Правительство РФ — коллегиальный орган. Его постановления принимаются на заседаниях Правительства и его президиума, коллегиях. Ответственность Правительства — коллегиальная (с Председателем в отставку уходит весь состав Правительства).

В состав Правительства входят заместители Председателя — первые и курирующие отдельные сферы общественной жизнедеятельности (финансы, экономику, безопасность, оборону, внутренние дела), а также федеральные министры. Правительство имеет аппарат, состоящий из департаментов.

Главный недостаток - урезанная подконтрольность парламенту (устраняется поправками в Конституцию РФ президента РФ А.Д.Медведева в ноябре 2008г).

Суды Российской Федерации

Судебная власть самостоятельна, независима от законодательной и исполнительной властей и осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система РФ:

Конституционные органы власти РФ. Принципы организации и функционирования государственной власти. Разделение властей - student2.ru

Суды субъектов РФ

Конституционные органы власти РФ. Принципы организации и функционирования государственной власти. Разделение властей - student2.ru

В осуществлении правосудия участвуют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели. Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции.

Впервые в РФ создан в 1991 г., был существенно реорганизован в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным законом 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Основная функция Конституционного Суда — проверка соответствия правовых актов Конституции РФ.

Прокуратура Российской Федерации в соответствии со ст. 129 Конституции РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; ее полномочия, организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

В механизме государственного аппарата России прокуратура — функционально самостоятельный правовой институт, роль и общественное предназначение которого — обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокуратура не может относиться ни к судебной власти, которая (и только она) осуществляет правосудие (ст. 118), ни к исполнительной власти.

Согласно действующему законодательству прокуратура осуществляет надзор за:

1. исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2. соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3. исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4. исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержаний задержанных и заключенных под стражу (пенитенциарной системой).

Кроме указанных четырех так называемых отраслей прокурорского надзора к функциям прокуратуры относятся:

- расследование преступлений и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

- участие прокуроров в рассмотрении дел судами и опротестование противоречащих закону судебных решений;

- информирование органов госвласти и местного самоуправления о состоянии законности.

Решения прокурора могут принимать форму протеста, представления и постановления.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором по согласованию с органами госвласти сроком на 5 лет. Сообщения о назначении публикуются в печати.

Принципы организации и функционирования органов демократической власти управления:

- разделение властей,

- подчиненность власти праву (закону),

- принцип ограниченности, предельности властных функций;

- принцип целостности (системности) органов власти,

- принцип легитимности (законности и правоспособности) власти,

- принцип подконтрольности, в том числе со стороны структур «гражданского общества».

2.3. Административная реформа и структура органов федеральной исполнительной власти и управления

Административная реформа проведена на основании указов президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 и от 20 мая 2004г. №649, а также внесены уточнения указом от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы структуры и системы федеральных органов исполнительной власти»

Вместо отраслевых и иных министерств образована трехзвенная структура органов управления:

- министерство (ответственно за выработку общей политики (программ) развития своей сферы и ее нормативно-правовое регулирование;

- федеральное агентство - все исполнительские функции, правоприменительная практика в отрасли;

- федеральная служба в ведении министерства- контрольно-надзорный орган (например: ФС Росприроднадзор)

Всего министерств (на конец 2008 г) - 18, из них 5 в ведении Президента РФ, остальные - в ведении правительства РФ.

2.4. Основы государственной службы, кадровой работы и контроля за органами государственного управления

Изучить самостоятельно по:

1. ФЗ от 27 мая 2003г.№58«О системе государственной службы в РФ».

2. ФЗ от 24июля 2004 г. №79 «О государственной гражданской службе в РФ».

3. Материалы анти коррупционной программы и самой практики.

Наши рекомендации